search
main
0

Уроки под открытым небом

Конкурс помогает найти универсальные управленческие методики, считает директор года

Победителем конкурса «Директор года России»-2023 стал Алексей МОКРУШИН. Алексей Николаевич возглавляет 25‑ю школу Калуги с 2016 года. На тот момент ему было 30 лет, что делало его самым молодым директором школы в Калужской области. Его любимая книга – «Педагогика для всех» Симона Соловейчика, принципы которой он старается реализовывать в своей работе. За эти годы Алексей Мокрушин стал символом молодого и прогрессивного руководителя, способного погружаться в разные проекты и достойно выглядеть в медиасфере. Паблик 25‑й школы в соцсети «ВКонтакте» неоднократно признавался одним из лучших в стране.

 

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и Алексей Мокрушин на церемонии награждения

– Алексей Николаевич, в этом году вы смогли выйти в региональный полуфинал «Флагманов образования», вышли в финал конкурса «Лидеры России», выиграли конкурс профессионального мастерства «Директор года России». В чем особенность этих конкурсов? Можно ли с их помощью изменить кадровую ситуацию в стране?

– Эти конкурсы позволяют получить хорошую обратную связь по уровню своих навыков и компетенций на данный момент. Участие в конкурсах я рассматривал именно с этих позиций. Хотелось получить советы или комментарии по своему профессиональному развитию. Эту цель я точно достиг, а успешное прохождение отдельных этапов – это лишь бонус к основной цели. Отличительная особенность «Флагманов образования» и «Лидеров России» в том, что в них может принять участие любой желающий, а в случае с «Директором года России» – практически каждый директор со стажем работы от трех лет. Формирование кадрового резерва на основе победителей и призеров профессиональных конкурсов возможно, но необходимо, чтобы как можно больше педагогов принимали участие в конкурсах, тогда будет хорошая основа для качественного резерва. Победитель конкурса имеет опыт работы в среде профессионалов и опыт освоения маршрута уникального индивидуального развития, это сочетание очень важно для любого руководителя.

– За последние годы у вас и вашей школы появилось сразу несколько крупных достижений: педагогический проект «Уроки под открытым небом», когда учителя ведут в городском парке Калуги занятия по своим предметам, успешные дистанционные уроки в период пандемии 2020 года, открытие детского технопарка «Кванториум» в 2021 году. Какие достижения вы презентовали на конкурсе «Директор года России»?

– Я рассказывал о нашем опыте работы в дистанционном режиме, но не останавливался на нем подробно, потому что актуальность этого направления значительно снизилась по сравнению с 2020 годом. Приводил эту работу в качестве примера оперативной организации деятельности в новом для школы формате. Наше главное достижение в том, что востребованность школы в микрорайоне значительно возросла. Еще можно отметить расширение возможностей дополнительного образования. Мы активно подаем заявки на открытие новых мест в дополнительном образовании, что предусмотрено национальным проектом «Образование». Стараемся охватывать разные направления: спортивное, творческое, научно-технологическое. Школа с 2018 года работает по программе развития личностного потенциала, организованной благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». В этой программе мы стали одной из федеральных апробационных площадок. В настоящее время являемся центром развития личностного потенциала. В заявке, а потом уже во время очного выступления много внимания уделил нашему технопарку «Кванториум». Для Калужской области это был первый детский технопарк, открывшийся в здании школы.

– У кого из директоров-финалистов, на ваш взгляд, была интересная презентационная программа?

– Скажу банальность, но у каждого финалиста есть интересный опыт, который мы обсуждали. Среди финалистов были директора лицеев и гимназий, где есть отбор в школу. В 25‑й школе такого нет. Проекты этих организаций были очень любопытными, но, к сожалению, их сложно реализовать в условиях массовой школы. Был интересный проект патриотического воспитания, который представили основообразующим для всей школы. Мы все работаем в этом направлении, но впервые увидели, как абсолютно все аспекты работы школы, деятельность всех сотрудников подчинены патриотическому воспитанию. Отдельно отмечу целый ряд проектов, посвященных значимости небольших населенных пунктов, в которых размещены школы. Концепция школы как малой родины была востребована сразу у нескольких финалистов. В одном из кейсовых заданий мы отталкивались от условий своей школы, но приходили к образу школы, заданному в кейсе.

– Алексей Николаевич, вы входите в состав жюри областного конкурса на присуждение премий имени народного учителя А.Ф.Иванова, который является региональным аналогом конкурса «Директор года». На финальном, очном, этапе директора часто поют, играют на гитаре, танцуют. Как вы относитесь к таким проявлениям активности на профессиональных конкурсах?

– На профессиональном конкурсе я бы не стал использовать такие элементы, потому что они должны подчеркивать управленческие компетенции, а мне сложно представить, каким образом это можно показать. Здесь самый главный критерий – уместность. В выступлении можно поставить эмоциональную точку, но в финале «Директора года России» творческих номеров я не припомню. Под ними обычно подразумевается демонстрация школьного проекта, связанного с творчеством. Если в целом говорить об индивидуальных выступлениях, то мне очень понравились выступления Ирины Викторовны Кучиной из Мурома и Юлии Евгеньевны Юрьевой из Макеевки.

– Однажды вы проводили в своей школе семинар по книге Джона Хэтти «Видимое обучение». Что именно вы анализировали?

– Мы проводили педагогический совет, посвященный факторам, которые влияют на образовательные результаты учеников. Книга Хэтти произвела на меня впечатление своим масштабным анализом всех международных исследований по этому направлению. Да, это международный опыт, который практически не учитывает российскую систему образования, но и там есть моменты, которые нашим педагогам следует знать. Учителя переоценивают влияние семьи на результаты обучения, излишне много уделяют внимания природным и врожденным факторам. Мне важно было показать коллегам, что есть подтвержденные научные исследования, которые определяют перечень влиятельных аспектов. Я выбрал из книги ключевые факторы влияния на результаты и предложил коллегам их ранжировать, не сказав о том, в какой последовательности они представлены в книге. Надо сказать, что выводы наших учителей не совпали с выводами Хэтти. Мои коллеги не учли важности позитивных установок учителя и обратной связи с учениками по итогам урока. Нужно не просто читать книгу Хэтти, а пробовать включить коллег в активное осмысление информации, которая там есть.

– В 2021 году конкурс «Директор года России» выиграла директор Гимназии имени Е.М.Примакова Майя Майсурадзе, затем победил директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов. Это крупные школы с уникальной ресурсной базой, которая сильно отличается от 25‑й школы Калуги. В вашей школе чуть меньше тысячи учеников, она находится на окраине города, близка к непростым социальным контекстам. Можно ли сравнивать настолько разные образовательные организации?

– Я тоже думаю над этим вопросом. Опыт конкурса показывает, что 30 финалистов представляли очень разные школы: сельские, городские, школы-комплексы, школы при вузах и другие. Конкурс оценивает не ресурсы школы, местоположение и количество учеников, а способность руководителя в текущих условиях показывать достойные результаты, способность работать в стрессовых ситуациях. Очень показателен этап, где с директорами проводится пресс-конференция. К этому испытанию невозможно подготовиться. Оно, кстати, показывает перспективы роста в работе руководителя. Например, когда был задан вопрос про обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, некоторые коллеги ответили, что у них в школах нет таких детей. Думаю, что в контексте работы директора это не имеет значения. Проблема обучения детей с ОВЗ касается всех. Конкурс как раз придуман для того, чтобы найти универсальные управленческие методики.

– Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы успехи директора распространялись еще и на его коллег?

– Важно создать условия для развития творческого потенциала учителей, но при этом не ставить перед педагогами завышенных целей. Нужно лично поддерживать коллег в реализации лидерских установок. В школе должны работать институт наставничества, команда поддержки учителей из числа сотрудников администрации школы. Участие в конкурсе дает мне дополнительный аргумент при разговоре с коллегами о важности участия в профессиональных состязаниях.

– Согласны ли вы с тем, что сейчас появилась категория педагогов, которые основную часть своего рабочего времени проводят на конкурсах, форумах и съездах, а на работу у них просто не хватает времени?

– Сейчас расширилось пространство предложений об участии в разных событиях, поэтому такие педагоги, конечно, есть. В последнее время их число увеличилось. Я готов поддерживать коллег и отправлять их на форумы, но мне важно, чтобы это участие приносило школе практический результат. Главный вопрос, который я задаю учителю, отправляющемуся на форум: «Чем ваше участие может быть полезно для школы?» Педагог должен уметь расставлять приоритеты между работой и форумами.

– Вы учились на физико-математическом факультете Калужского государственного педагогического университета имени К.Э.Циолковского, сейчас параллельно с управленческой деятельностью ведете уроки математики. Как вы отвечаете на знаменитый вопрос о том, пригодится ли математика в обычной жизни?

– Математика – это один из лучших инструментов, который позволяет развивать мышление. На уроках мы учим не формулы и теоремы, а тренируем свой мозг в анализе, применении и запоминании информации. В жизни мы ежедневно сталкиваемся с информацией, которую нужно обработать. В математике есть и серьезная культурологическая основа, потому что математика сопровождает развитие человечества с древнейших времен. Этот предмет дает нам также глубокое духовное начало. Когда мы говорим о воспитательном потенциале урока, то об истории развития математики, известных математиках и их судьбах вспоминаем в первую очередь.

 

Михаил МОРОЗОВ, помощник министра образования Калужской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте