search
main
0

Уроки коррекции

Путь к причалу

Валентина Павловна имеет высшее педагогическое образование. Преподавала педагогику и психологию в нашем педучилище. Она – ищущий учитель. Когда начала работать в классах выравнивания, столкнувшись с первыми трудностями, не пошла проторенными путями, а стала разрабатывать свои методы, цель которых – развивать способности каждого воспитанника.

В 3-м классе – 17 учеников с задержкой психического развития. Прежде всего Валентина Павловна старается довести до их сознания, что они такие же дети, как и другие, просто по каким-то причинам отстали. Но вместе с учительницей они смогут преодолеть это отставание.

Начинается урок быстрым темпом, это дисциплинирует ребят. Учительница знакомит их с целью урока, и начинается устный счет с мячом.

– Как продолжить это равенство: расстояние = скорость = время?

– Черепаха за 5 минут проползла 25 м. Вопрос? (Ребенок ставит вопрос, возвращает мяч учителю). Решение? (Второй ученик: 25:5).

Наименование? (Третий ученик – 5 мин.).

– В прошлом году у Вовы было 108 значков, а в этом году – 150 значков. Что можно узнать? (На сколько больше стало значков).

– Еще что можно узнать? (Сколько всего значков).

– В магазин привезли 80 кг капусты. Она была уложена в сетки по 10 кг в каждую. Что можно спросить? (Сколько сеток?)

– Как мы это найдем? (80 кг разделим по 10 кг).

Учительница убирает мяч и обращается к ученикам.

– Поиграем. Вот два парохода. Что я им даю?

20 км/ч

25 км/ч

(Вы им дали скорости).

От двух пристаней, расстояние между которыми 135 км, вышли одновременно навстречу друг другу два парохода. Кто поставит вопрос? (На сколько больше прошел второй пароход? – вопрос Игоря).

– Еще какой вопрос можно поставить? (Сколько км прошли пароходы до встречи).

– Я задаю вопрос: через сколько часов пароходы встретились?

Вот пароходы пошли. Прошел час (под хлопок дети останавливаются). Они встретились? Еще нет. А сколько км уже пройдено из 135? (45 км). Прошел еще час (хлопок). Встретились? Нет. А сколько пройдено за второй час? (45 км). Как же узнать, через сколько часов встретились? (Узнать, сколько раз по 45 км содержится в 135 км).

Ты не понял? Мы с тобой построим чертеж.

Запишите решение у себя.

Дети записывают решение. После этого, повторяя решение, появляется запись на доске.

1) 20 + 25 = 45 (км/ч)

2) 135 : 45 = 3 (ч)

– Обьясни, что нашли первым действием.

– Сколько км прошли за 1 час два парохода?

– Обьясни второе действие.

– Нашли, сколько раз им надо пройти по 45 км, чтобы пройти все 135 км, т.е. сколько часов потребуется для встречи.

Вспомним вопрос Игоря. (На сколько километров второй пароход проплыл больше первого?)

А почему второй проплывет больше первого? (Опять показываются скорости 20 км/ч и 25 км/ч).

Как же узнать, на сколько километров второй до встречи проплывает больше первого?

Один ученик: Надо найти, сколько проплывет каждый до встречи.

Учитель: Правильно. Кто знает, как найти путь каждого парохода до встречи?

– Скорость умножить на время.

Итак, задача решается по схеме:

1)

2)

3) –

– Кто по-другому может узнать, на сколько километров второй пароход проплыл больше первого до встречи?

Посмотрите: 1. 20 км/ч 2. 25 км/ч.

Ученица: Я догадалась. Надо узнать, на сколько второй пароход проплывает больше за 1 час, затем на сколько больше проплывет за все три часа.

Учитель: Вы поняли Лену? Давайте запишем схему этого решения.

1) –

2)

Запишите решение задачи в тетрадях тем способом, который вам нравится.

Проверка. Восстанавливают числа в схемах.

1) 20 3 = 60 (км)

2) 25 3 = 75 (км)

3) 75 – 60 = 15 (км)

1) 25 – 20 = 5 (км/ч)

2) 5 3 = 15 (км)

Ответ. Второй пароход проплыл до встречи на 15 километров больше.

Задача # 2

В магазин привезли 145 тюльпанов, что составляет седьмую часть всех цветов. Сколько всего цветов?

– Дети, 145 тюльпанов – это все цветы, привезенные в магазин? Еще какие цветы могли привезти? (Нарциссы, ландыши, гвоздики, розы).

– Нарисуем.

– Олег, что ты будешь рисовать? Все цветы? Их количество известно?

– Нет.

– Что сказано о тюльпанах?

– Они составляют седьмую часть всех цветов.

– Значит, количество всех цветов составляет сколько частей? (7 ч.)

– Покажи, где седьмая часть и сколько это? (145)

А остальные части? (тоже по 145 цв.)

145 цв.

– Кто нашел количество всех цветов?

– Как нашли? (145 7 = 1015)

– А наименование? Какой будет ответ?

(1015 цветов привезли в магазин).

Решим задачу # 915 на странице 173.

(Математика, учебник 3-го класса. Авторы – А.С.Пчелко, М.А.Бантова):

На турбазу прибыли в один день 150 туристов, в другой – 170. Чтобы совершить поход, 200 туристов разбились в группы по 20 человек, а остальные – по 15 человек в группе. Сколько получилось групп?

– Что такое турбаза? (Место, где собираются туристы).

– Сколько туристов прибыло на базу в 1-й день? Во 2-й день?

(Постепенно появляется краткая запись).

Прибыли: 150 тур.

170 тур.

Вечером 2-го дня собрались. На следующий день куда пошли? (В поход).

– Сколько человек разбились на группы по 20 человек?

150 т. 200 ч. по 20 чел. в гр.

170 т.

– Сколько получилось групп, известно?

– Сколько после этого осталось человек, известно?

– Как они разбились? (По 15 ч.)

150 т. 200 ч. по 20 чел. – ? гр.

170 т. ост. по 15 чел. – ? гр.

– Что спрашивается в задаче?

? гр.

Сколько отдельных вопросов можно выделить в задаче?

1) Сколько всего туристов?

2) Сколько групп по 20 человек?

3) Сколько человек осталось?

4) Сколько групп по 15 человек?

5) Сколько всего групп?

Работаем устно.

– Сколько же туристов прибыло за 2 дня? (320 т.)

– Как теперь будет звучать задача?

На базу прибыло 320 туристов, 200 человек разбились на группы по 20 человек. (В краткой записи убираются числа 150 т. и 170 т., запис. 320 т.)

320 т. 200 ч. по 20 ч. – ? гр.

ост. по 15 ч. – ? гр. ? гр.

– Если из 320 человек 200 разбились по 20 человек в группе, что можно узнать?

– Сколько осталось. Для этого 320 – 200, получ. 120 туристов.

– Что теперь можно убрать? (320 т.)

– Какое число добавим? (120 т.).

200 т. по 20 ч. – ? гр.

120 т. по 15 ч. – ? гр. ? гр.

– Теперь можно решить эти задачи?

– Да, 200: 20 и 120 : 15.

– Что осталось делать?

– Найти количество всех групп.

– Каким действием?

– Сложением.

При этом разборе постепенно появляется схема решения задачи:

1) + 1) 150 + 170 = 320 (т)

2) – 2) 320 – 200 = 120 (т)

3) : 3) 200 : 20 = 10 (гр.)

4) : 4) 120 : 15 = 8 (гр.)

5) + 5) 10 + 8 = 18 (гр.)

– В скольких действиях решили задачу? Запишите решение в тетради.

Проводится проверка – восстановление действий с числами, вместо схемы, изображенной в левой части, получается запись, изображенная в правой части, записывается ответ. С более слабыми учениками повторяют, что означают числа 320, 120, 10, 8, 18.

Найдите задачу # 929: 760 граммов семян разложили в пакеты: в 8 пакетов – по 50 г в каждый и в 9 одинаковых пакетов – остальные семена. Сколько граммов семян вошло в каждый из девяти пакетов?

Решим ее устно.

Все прочитали? Теперь читаю я. Слушайте внимательно.

– Сколько всего было семян? (760 г) Что с ними сделали? (Разложили в 8 пакетов). Все 760 г разложили в 8 пакетов?

Нет. В 8 пакетов по 50 г и остальные – в 9 одинаковых пакетов.

– Что спрашивается в задаче? (Решаем устно)

Если ответ готов, запишите его на доске.

Кто не решил, подойдите ко мне.

Вот вы – пакеты. У меня 760 г семян. (Листок бумаги, где написано 760 г). Я буду класть в пакеты. Рвет большой листок на куски. На маленьком листочке пишет 50 г и дает ученику.

– Сколько я тебе дала? (50 г), 50 г, 50 г, 50 г … 50 г.

– Все пакеты, встаньте. По 50 г дала скольким пакетам? Восьми.

– Что узнаем? Сколько граммов в 8 пакетах? 50 8 (г).

– Сколько у меня было? (760 г).

– Сколько я раздала? (400 г).

– Сколько остается? (760 – 400 = 360 (г), (показывает оставшийся листок, записав на нем 360 г).

– Что буду делать с этими семенами?

– Да, 360 г будут делить на 9 пакетов поровну. (Делит оставшуюся часть бумаги).

– Так сколько граммов в каждом из 9 пакетов?

– Как узнали? (360 : 9 = 40 (г).

Все поняли решение? Все, кроме Наиля.

Решение записывается на доске. Ребята получают задания на карточках. Учительница работает с Наилем.

Я познакомила вас с работой учительницы над задачами, так как научить решать задачи в классах выравнивания труднее всего. Работа ведется в очень быстром темпе, отвлекаться детям некогда. За урок они успевают сделать очень много.

Хава ЯХИНА,

преподаватель Белебеевского педучилища

Башкортостан

Комментарий

Вдвойне приятно было прочитать статью Хавы Яхиной об опыте работы учителей школ города Белебея в классах выравнивания. Во-первых, потому, что такой интересный опыт есть. Во-вторых, что нашелся человек, который нам об этом написал. Методика работы в классах выравнивания пока еще “неподнятая целина”, поэтому необходимы даже небольшие находки в этом направлении. Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что задачи помогают развивать мышление ребят, учат их думать. Важно, что Валентина Павловна Колесанова как бы создает своеобразное рабочее пространство, в котором ученики – авторы и исполнители решаемой задачи. Бесспорна ценность ее методических приемов: разнообразие вопросов при решении задач, вариативность способов решения, опорные схемы, доступность изложения материала, наглядные средства обучения. Все это помогает решать трудную задачу обучения детей в классах выравнивания знаний.

Алексей АЗЕВИЧ, учитель математики, завуч 931-й московской школ

Нет ничего сильнее слова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте