Наша школа №2017 молодая (в 2015 году ей исполнится 10 лет), красивая, расположена в живописном природном уголке Южного округа Москвы – вблизи Борисовских прудов. Истинно заповедные, царственные места! Здесь и впрямь, вдыхая свежий воздух, хочется жить и работать в полную силу, придумывая нестандартные технологии для обучения и воспитания наших учеников думающими людьми.
Думать – значит задавать себе вопросы: к созданию какой школы в ближайшие годы устремлены наши усилия, в какой школе мы хотим учиться, работать, воспитывать и обучать своих детей и внуков; понять, кем мы были вчера, кто мы есть сегодня и кем мы станем завтра, разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность своей школы что-то новое, необычное, интересное, эффективное и полезное.Практическим воплощением нашей позиции в нынешнем учебном году стали разработка и реализация инновационного методического проекта «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война». Мы придумывали, размышляли, вели долгий поиск совместных решений на совещаниях управленческой команды, на заседаниях школьных методических объединений, педагогических советов, семинарах и тренингах, формальных и неформальных встречах с родителями. Так шаг за шагом и родилась ценная для нас методическая разработка «День единой интегрированной темы предметного обучения в школе №2017. Методические рекомендации для руководителей школ, заместителей директоров по УВР, учителей-предметников, методистов, тьюторов».Отмечу, что эта методическая разработка стала составляющей инновационного управленческого проекта «Формирование инновационной образовательной среды как фундамент становления Школы личностного роста и основа повышения качества образования средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности», удостоенного в 2013 году диплома победителя Всероссийского конкурса с присвоением нашей школе общественно-профессионального статуса «Школа – лаборатория инноваций».Что же стало визитной карточкой инновационного проекта?Мы для себя как цель определили практическую разработку модели проведения в школе Дня единой интегрированной темы предметного обучения школьников. При этом нам нужно было решить несколько таких задач, как:- повышение качества образования через совершенствование эффективности работы внутришкольной методической службы и создание модели профессиональной среды школы с высоким уровнем требовательности к личностно-профессиональным качествам учителя;- оказание практической помощи в разработке и проведении интегрированных занятий по теме «Великая Отечественная война». На конкретном уроке нам нужно было показать реализацию интегрированных связей, интерактивных и информационных технологий, методов и приемов педагогической деятельности, связанной с обучением учащихся на примере одной интегрированной темы;- разработка методических рекомендаций по проведению Дня единой интегрированной темы предметного обучения: Великая Отечественная война.Актуальность методического проектирования была для нас обусловлена задачами модернизации образования, условиями реализации НОИ «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения, управленческой позицией руководителей ОУ, желанием и готовностью педагогов совершенствовать свое методическое мастерство с целью повышения качества образовательной деятельности.Проведение интегрированных уроков по одной предметно-сюжетной теме «Великая Отечественная война» с использованием интерактивных и информационных технологий, представления и защиты индивидуальных и групповых творческих работ, ролевых игр и видеороликов позволяет развивать большой интерес к конкретной учебной дисциплине и способствует развитию творческих возможностей школьников. Активная творческая деятельность учащихся до урока, на уроке и после урочной деятельности повышает их ответственность за результат своего труда, укрепляя знания, умения и навыки. Итогом нашей работы стали методические рекомендации и видеоролик «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война», а также обобщенный мониторинг – база данных. Учителя теперь могли разработать сценарий интегрированного занятия – урока, имели методическую папку с информационными, дидактическими, методическими материалами; разработку авторской формы мониторинга и описание его результата; буклет интегрированного урока, мультимедийную презентацию (учитель – ученик – родители). Надо сказать, что в реализации проекта активное участие приняли ученики, которые готовили тематические доклады, писали рассказы, стихи о Великой Отечественной войне, заметки в школьную газету, вместе с родителями делали информационные выставки – проспекты «Как в моей семье хранят память о Великой Отечественной войне», фоторепортажи и фотовыставки «Боевые награды моих родственников – участников Великой Отечественной войны», составляли летописи родословных, семейные Книги Памяти предков – участников Великой Отечественной войны и даже домашние кулинарные книги «Рецепты приготовления пищи в годы Великой Отечественной войны».Первые шаги в новом деле всегда требуют особых хлопот и участливого, грамотного сопровождения организаторов и идейных вдохновителей – разработчиков. Важно зажечь искорку в участниках, дать хоть какой-то намек на успешный старт. Поэтому в методических рекомендациях для учителей-предметников руководителем проекта были сформулированы и предложены варианты тем интегрированных занятий.Урок русского языка: «Письмо с фронта» (урок развития речи – сочинение-воображение), «Письмо ветерану Великой Отечественной войны» (урок развития речи), «Плакаты и лозунги как защита от фашистской Германии», «Русский язык как объединяющая людей сила в годы Великой Отечественной войны».Урок математики: «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», «Математика на страже защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны», «Как математика жизнь солдату спасла», «Великая Отечественная война в математических задачах», «Придумывание задач на тему Великой Отечественной войны».Урок химии: «О пользе химической науки в годы Великой Отечественной войны», «Использование химических веществ в период Великой Отечественной войны», «Химия как источник защиты в годы Великой Отечественной войны».Урок биологии: «Роль биологической науки в Великой Отечественной войне», «Как биология в годы Великой Отечественной войны смерть победила».Урок физики: «О роли ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны», «Физика на страже защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны», «Вклад физики как науки в исход Великой Отечественной войны», «Техника Великой Отечественной войны».Урок литературы: «Образ русского солдата в поэзии Великой Отечественной войны», «Писатели-фронтовики о Великой Отечественной войне», «Образ матери-защитницы в произведениях о Великой Отечественной войне».Урок истории: «Войну выиграли мы!», «Москва и москвичи в первый год Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в истории моей родословной (моей семьи)», «Итоги и уроки Великой Отечественной войны».Урок географии: «География Великой Отечественной войны», «География крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны», «Экономико-географические причины начала Великой Отечественной войны», «Вклад ученых Академии наук СССР в победу в Великой Отечественной войне».Урок изо: «Фронтовой рисунок Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Винтовка и карандаш», «Зарисовки с улиц, опаленных Великой Отечественной войной», «Городские и сельские пейзажи времен Великой Отечественной войны».Урок музыки: «Музыка и песни как средство поднятия духа советского солдата в годы Великой Отечественной войны», «Роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны», «Как музыка вдохновляла и утешала в годы Великой Отечественной войны», «Образ Великой Отечественной войны в музыкальном искусстве», «История о том, как одна фронтовая песня солдат на подвиг вдохновляла».Урок иностранного языка: «Роль знания иностранных языков в годы Великой Отечественной войны», «Как немецкий язык спас жизнь русскому солдату в годы Великой Отечественной войны».Урок технологии: «Рецепты приготовления пищи в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги», «Хлеб Великой Отечественной войны», «Чем питался солдат Великой Отечественной войны».Урок физической культуры: «Физкультура и спорт в годы Великой Отечественной войны», «Как физкультура и спорт помогали в годы Великой Отечественной войны выживать человеку».Учителя начальных классов и учителя-предметники использовали «шпаргалку», но, подойдя ответственно и творчески, все же многие предложенные темы сформулировали по-своему.24 апреля все было необычно: выставочные экспозиции о Великой Отечественной войне, буклет – визитная карточка урока с указанием темы, класса, оборудования, концепции учителя (цель и задачи), этапов занятия; специфическое музыкальное оформление и технический навигатор – информационное табло; традиционный режим занятий, новое расписание, неожиданные темы и содержание уроков, нетрадиционные формы занятий. Концерт для ветеранов, тематическую выставку рисунков и ярмарку поделок подготовило дошкольное отделение нашей школы. Участниками нашего интеллектуального праздника стали члены управленческой команды школы, методисты, родители, представители общественности, СМИ района Москворечье-Сабурово, ветераны Великой Отечественной войны, группа технической поддержки (видеооператоры, интервьюеры).В течение одного учебного дня в 1-11-х классах всем участникам предоставили уникальную возможность с помощью предметов гуманитарного и естественно-математического цикла предметов погрузиться в тему Великой Отечественной войны, прожить моменты героического и незабываемого прошлого, осознать духовно-нравственную связь с поколениями героев-защитников, тружеников, патриотов Отечества. Гости могли свободно переходить из класса в класс, присутствовать на конкретном уроке какое-то время, а потом посетить другой урок, они восхищались речевым, изобразительным мастерством, мыслительными способностями первоклассников (учитель Фадеева), узнали, о чем заговорила записная книжка времен Великой Отечественной войны прадедушки ученицы 3-го класса (учитель Л.Симоненкова), на уроке технологии в 5-м классе (учитель И.Дощатова) не только ознакомились с рецептами приготовления пищи в годы ВОВ из домашней кулинарной книги, но и продегустировали приготовленный продукт.Интегрированный урок – телемост в 6-м классе (учитель Н.Ефимова) помог ознакомиться с основными документами и обсудить ключевые моменты Великой Отечественной войны на английском языке, урок английского языка в 9-м классе «Письмо с фронта. Военная операция англо-американских военных сил в Нормандии глазами простых солдат» (учитель М.Таран) – выразить личностное отношение к проблеме участия в военной операции наших союзников. На уроке географии в 8-м классе (учитель Л.Боюн) ученики отрабатывали умения по чтению карты, составлению топографического плана, урок-конференция в 8-м классе (учитель И.Москвитина) расширил представление о роли ученых-физиков в великую победу нашего народа в Великой Отечественной войне, урок-суд в 9-11-х классах (учитель Е.Туманова), вынес суровый и заслуженный приговор обвиняемым – фашистским убийцам, ознакомил с воспоминаниями узницы женского концлагеря «Равенсбрюк» – прабабушки нашего шестиклассника, сделал выводы об итогах и уроках Второй мировой войны…Предлагая домашнее задание, каждый учитель-предметник пояснил ребенку, что результат выполнения домашнего задания – это сохранение семейной памяти, создание домашнего архива, ценный вклад в содержание нашего школьного историко-патриотического музея «Страницы Памяти».Заключительным аккордом реализации нашего проекта стали торжественная линейка «Живая память сердца», фотографии с земляками – ветеранами Великой Отечественной войны.Вячеслав СИНИЦЫН, автор идеи, руководитель научно-методической и опытно-экспериментальной работы, заслуженный учитель РФ
Комментарии