Всероссийские проверочные работы (ВПР) уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Впервые российские школьники писали ВПР в 2015 году, с 2016 года проведение ВПР стало регулярным. ВПР не только служат средством оценки качества образования, но и дают стимул к систематическим занятиям не только в 9‑х и 11‑х классах, но и в течение всех лет обучения, позволяют психологически подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Особое место занимают ВПР по истории в силу той системообразующей роли, которую этот учебный предмет играет в формировании мировоззрения обучающегося, его взглядов, идей, оценок. Важно также и ожидание введения неоднократно анонсированного общеобязательного для всех выпускников единого государственного экзамена по истории, в котором находятся школы России уже больше года. Практика работы в школе показывает, что громадный школьный курс истории, проверяемый на экзамене, невозможно выучить и осознать на достаточном уровне за один год. Необходимо систематическое изучение истории в 5‑11‑х классах, включающее в себя изучение основных типовых заданий, используемых в контрольных измерительных материалах, и отработку навыков ответа на каждый из них. Апробация ВПР по истории проводилась в 2017‑2018 учебном году для обучающихся 5‑х и 11‑х классов. В 2018‑2019 учебном году ВПР по истории будут введены в штатный режим российских школ, и в числе прочих проводиться они будут в 6‑х классах.Результаты исследований качества образования по истории в 5‑6‑х классах показывают, что есть к чему стремиться. По итогам ВПР 2017 года по истории, проведенной для обучающихся 5‑х классов, 7,2% детей не преодолели минимальную границу, 13,1% показали низкие результаты, а высокие – 21,0%. Национальное исследование качества образования (НИКО) 2016 года по истории, проведенное для обучающихся 6‑х классов, показало более прискорбные результаты: не преодолели минимальную границу целых 33,1% (каждый третий шестиклассник!), низкие результаты показали 44,4% шестиклассников, а высокие – всего 1,9%. Можно выделить ряд причин таких результатов, в том числе значительное усложнение и увеличение объема изучаемого материала в курсе истории за 6‑й класс в сравнении с 5‑м классом, недостаточное знакомство обучающихся с типами заданий и как следствие недопонимание требований и «подводных камней» каждого из них.В связи с этим обращает на себя внимание новое издание «Всероссийская проверочная работа. История: 6 класс: типовые задания. ФГОС» О.Н.Мельниковой и С.П.Мельникова, выпущенное издательством «Экзамен». Пособие представляет собой сборник из 10 вариантов проверочных работ по истории, которые составлены в соответствии с демоверсией, подготовленной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации в 2018 году. Задания направлены на проверку различных знаний, компетенций и универсальных учебных действий – от знания хронологии исторических событий, умения опознать иллюстративный материал до понимания причинно-следственных связей, навыков работы с историческими источниками и историческими картами, умений давать определения понятиям, характеризовать деятельность исторических личностей. К заданиям представлены ответы и критерии оценивания, что создает возможность для самопроверки и рефлексии, которые выступают важными элементами реализации ФГОС.В качестве безусловных плюсов пособия можно назвать его соответствие требованиям ФГОС и Историко-культурного стандарта в сочетании с многообразием конкретного исторического материала. Само название «Историко-культурный стандарт» задает особое отношение к сфере материальной и духовной культуры в истории стран и народов. Одним из основных принципов разработки концепции новых учебно-методических комплексов по истории, составной частью которой стал Историко-культурный стандарт, является историко-культурологический подход, формирующий у обучающихся способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. В каждом из вариантов проверочных работ по истории пособия издательства «Экзамен» представлен разнообразный иллюстративный материал, связанный с памятниками культуры (книжная и летописная миниатюра, иконы, картины, иллюстрации, печати, марки, монеты, архитектурные сооружения и т. д.) России и зарубежных стран (Франция, Великобритания, Германия, Чехия, Италия, Испания, Турция, Израиль, Китай и т. д.), что способствует расширению кругозора шестиклассников и формированию у них представления о ценности памятников культуры. Важно, что в каждом случае иллюстративный материал используется в четкой привязке к историческому и географическому материалу. Так, в задании 1 необходимо установить соответствие между событиями (процессами) и относящимися к ним иллюстрациями, а в задании 9 – назвать город, в котором в настоящее время находится данный памятник культуры. Интересно, что в пособии представлены фотоизображения не только архитектурных сооружений, но и их внутреннего убранства.Ключевая задача, заложенная в Историко-культурном стандарте, – развитие представлений школьников о региональной и локальной истории, об истории населяющих Россию народов и, что очень важно, пробуждение их интереса к прошлому родного города, села. Этот подход призван способствовать осознанию учащимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Между тем следует признать, что пока мы только начинаем решать эту задачу. Региональная история зачастую оказывается на периферии образовательного процесса и изучается по остаточному принципу. В связи с этим в каждом варианте проверочных работ предусмотрено задание на раскрытие школьниками любого исторического события (явления, процесса), произошедшего в их родном регионе, а также на объяснение его значения для региона, страны или мира в целом. Тренировка выполнения такого задания мотивирует детей на самостоятельный поиск, отбор и систематизацию информации об истории родного края и населенного пункта, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, не говоря уже о воспитательном значении этой работы.Важными элементами исторического мышления, на формирование которого направлено изучение школьного курса истории, являются целостное представление о мировой истории и умение сопоставить события отечественной и зарубежной истории. В 6‑м классе изучаются очень трудный для обучающихся период зарубежного Средневековья, а также история России с древнейших времен до конца XV века. Между тем обычные контрольные работы в школе крайне редко (почти никогда) требуют интеграции знаний по синхронным промежуткам отечественной и зарубежной истории. В пособии издательства «Экзамен» представлены задания, помогающие систематизировать и проверить знания о различных периодах отечественной и зарубежной истории, закрепить знания о синхронно происходивших в России и за рубежом событиях, об исторических личностях, которые были современниками. Это способствует решению задачи формирования у обучающихся понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса.Одним из самых сложных для обучающихся 6‑х классов типов заданий оказывается объяснение смысла того или иного исторического термина. Далеко не все старшеклассники способны не только четко и емко дать определение понятию, отграничив его от других близких понятий, но и просто корректно использовать в развернутом ответе исторические и обществоведческие термины. Задачу осложняет множественность подходов при определении исторических понятий. Между тем использование языка понятий и умение отделять одно явление от другого выступают важнейшими признаками научного мировоззрения, формирование которых является ключевой задачей образования в целом, в том числе образования школьного. В каждом из 10 вариантов проверочных работ по истории пособия издательства «Экзамен» представлено задание на умение давать определение исторического понятия, а в критериях оценивания заданий даны желаемые определения понятий, изучение которых позволит сформировать у детей навыки выполнения задания такого типа. Также следует отметить, что в сборнике представлены термины как из отечественной, так и из зарубежной истории.Достаточно сложными для обучающихся 5‑х и 6‑х классов оказываются задания на работу с исторической картой. Обилие неожиданно свалившихся на пятиклассников названий островов, полуостровов, рек и других географических объектов, изучаемых на истории и географии, часто приводит к путанице в голове обучающегося. Вместе с тем изучение истории невозможно без привязки к географии. В каждом из вариантов проверочных работ, представленных в сборнике, содержится задание на работу с контурной картой, выполняя которое нужно установить географическую локализацию исторического события. Обучающимся необходимо отметить штриховкой на контурной карте четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное историческое событие (процесс). Разбор представленных в сборнике ответов на задания по исторической карте поможет закрепить и систематизировать знания в области исторической географии.Самым «дорогостоящим» (11 первичных баллов из 55) заданием на ЕГЭ по истории сегодня является историческое сочинение, в котором в числе прочего необходимо указать не менее двух исторических личностей и раскрыть их роль в том или ином событии (процессе), приведя их конкретные действия. Для одиннадцатиклассников это задание оказывается достаточно сложным, многие вместо указания действий личности приводят лишь должность или иную характеристику социального статуса личности. Во всех вариантах проверочных работ в пособии задание 4 посвящено историческим личностям: обучающемуся необходимо выбрать одно из четырех предложенных исторических событий (процессов) и указать две связанные с ним исторические личности, а также привести не менее чем по одному конкретному ее действию.
В целом пособие О.Н.Мельниковой и С.П.Мельникова «Всероссийская проверочная работа. История: 6 класс: типовые задания. ФГОС» издательства «Экзамен» заслуживает высокой профессиональной оценки и может быть рекомендовано для широкого использования в образовательном процессе. Пособие может быть полезно шестиклассникам и их родителям для самостоятельной подготовки к всероссийским проверочным работам и закрепления материала, учителям – для организации тренировки обучающихся, составления собственных проверочных работ по образцу представленных в сборнике, а также для обучения проверке заданий ВПР. Залог хорошей подготовки школьников к любым проверочным и экзаменационным работам – профессиональное мастерство их педагога, поэтому учителям истории необходимо детально изучить как задания ВПР, так и критерии их оценивания. Проведение учителем истории тренировочных работ на основе пособия позволит выделить типичные ошибки учеников и организовать работу по их минимизации, создать условия для преодоления психологических трудностей при выполнении заданий за счет многократной отработки их типов, что в конечном итоге может стать факторами повышения качества образования. В дальней перспективе представленные в пособии издательства «Экзамен» типы и материалы заданий способствуют подготовке обучающихся к ГИА по истории.
Сергей КОЧЕРЕЖКО, заместитель директора Международного детского центра «Артек», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015
Комментарии