Тема. «Волшебные слова. Добро и зло». 2-й класс :: Тема. «Героизм в прошлом». 3-й класс
Давно отгремела война. Восстановлены города, поросли травой раны земли. Но жива память о героях. Много рассказов и стихов написано о войне. Сегодня нам помогли узнать о блокаде Ленинграда стихи и Ю.Воронова, переживших блокаду вместе с другими ленинградцами, которые могли бы подписаться под этими строками:
Доброта что солнце
Тема. «Волшебные слова. Добро и зло». 2-й класс
Игровое занятие
«Если бы я был волшебником»
Цели: 1) формировать ценностные ориентации; 2) повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими; 3) уметь давать себе и своим сверстникам моральную оценку своих поступков.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Сообщение целей.
Наше сегодняшнее занятие не простое, а волшебное. И знаете почему?
Потому что мы попробуем стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
II. «Путешествие в сказку»
Давайте вспомним сказки. Назовите свои любимые. Что волшебного там происходит? Так что же делают волшебники?
Да они творят добро.
А в чем это выражается?
Волшебники помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
А вы можете помочь доброму человеку? Как? А помешать злому? Как?
Значит, и вы можете стать и быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. Как вы понимаете это выражение?
Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущали?
Каждый лучик дарит людям (доброту) теплоту, заботливость и внимание.
Получается, что лучик волшебный. Сейчас мы с вами закроем глаза, а когда откроем, то окажемся уже в сказке. Итак, мы уже в сказке. Я буду волшебницей и возьму свою волшебную палочку, взмахиваю ею, и лучик летит к (называете имя ученика)… Он делает тебя внимательным и заботливым.
К кому бы ты хотел проявить свое внимание и заботу?
Что бы ты сделал? Почему?
Кто хочет побыть волшебником? Взмахни палочкой и пошли лучик.
Кому бы ты его послал?
Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой… Да совершается чудо!
Какое? Какое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое чудо на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится. (Дети по цепочке пишут на свитке свои желания и заворачивают так, чтобы следующий не видел их).
Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра, может быть, именно поэтому в древней азбуке буква «Д» обозначала добро, «М» – мысль, «З» – землю, «Л» – людей.
III. Игра «Цветик-самоцветик».
Цветик-самоцветик поможет нам убедиться в силе добра. Кто хочет стать лепестками цветика-самоцветика?
Начинается игра. Желающие дети (семь человек) становятся у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. (Один лепесток отрывается и летит к тому, кто ему нравится, и обращается к другу с добрыми пожеланиями и ласковыми словами).
Ну как, убедились, что можете быть волшебниками?
Будем оставаться ими и дальше. А наши уроки будут нам помогать в этом.
Ролевая игра
«В Изумрудном городе»
Действующие лица: Ведущий, Фея, Мальчик, Девочка, Лучики, Королева Тишины, Аптекарь, Дети.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Фея: Здравствуйте!
Ведущий: Мы рады видеть в вашей школе вежливых, воспитанных и добрых детей. Сегодня мы отправимся в «Изумрудный город».
Элли: Вы знаете, как здорово путешествовать с друзьями?
Лев: Так грустно без них…
Дровосек: Давайте всех пригласим в наш город, и Гудвин выполнит все наши желания.
Страшила: Бежим! (Страж не пускает его в ворота).
Элли: Страшила, ты все забыл, разве так делают? Эх ты!
Страшила (обращается к стражу): Уважаемый страж ворот! Будьте так любезны, впустите нас в город.
Страж: Вот это другое дело. Счастливого пути!
(Герои оказываются в городе. Вдруг слышится грохот камнепада, испуганные крики).
Фея: Ой, я знаю, что это такое! Это камнепад грубых слов. Я часто слышала эти слова в нашей школе.
Дровосек: Он перегородил нам всю дорогу.
Лев: Что же делать? Нас ждет Гудвин.
Мальчик и девочка: Это мы виновны, но что же теперь делать?
Голос Гудвина: Я, Гудвин великий и ужасный, помогу вам. Я пришлю вам воздушный шар, но он взлетит, когда вы отгадаете кроссворд. (Появляются лучики и начинают задавать вопросы).
1-й лучик: Вы пришли в школу. Какое первое слово вы должны сказать? (Здравствуйте).
2-й лучик: Вам помогли раздеться, повесить одежду. Что вы должны сказать? (Спасибо).
3-й лучик: Вы шли по коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что нужно сказать? (Простите).
4-й лучик: Человек сделал доброе дело, и его очень хочется отблагодарить. Какое слово вы скажете? (Благодарю).
5-й лучик: Чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово… (Пожалуйста).
6-й лучик: Мы рады, что вы все отгадали. Вы спасены. Но осталось последнее слово (До свидания).
З Д РАВСТВУЙТЕ
ДОБР О Е УТРО
СПАСИ Б О
П Р ОСТИТЕ
БЛАГ О ДАРЮ
ПОЖАЛУЙС Т А
ДО СВИД А НИЯ
Лев: Слова чудесные эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
Когда повсюду говорят… (Каждый лучик называет свое имя)
Дровосек: Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра,
Они века живут на свете,
Запомнить их давно пора.
Королева Тишины: (Она выходит навстречу героям). Друзья, я знаю, какое препятствие встретилось у вас на пути. Пройдите ко мне во дворец, отдохните. (Герои заходят, и раздается грохот).
Элли: Что случилось?
Королева Тишины: Это вошли дети, которые учатся в школе, из которой слышится ужасный шум. Узнаете себя?
Дети: Это ж наша столовая! Ой, как стыдно… Неужели мы так себя ведем? Неужели так кричим?
Королева Тишины: Да, это вы. Вам стало неприятно. Вот что значит посмотреть на себя со стороны. А почему вы так шумите?
Дети: Хочется, вот и шумим… А как вы думаете?
Королева Тишины: Вот видите, оказывается, надо всегда думать о других. Но в вашем классе есть ребята, которые не только знают, как надо себя вести, но и ведут себя так. А тем, кто сильно шумит и мешает другим учиться, я дам помощников Угомонов, они помогут им. До свидания.
Аптекарь: Стойте, куда же вы! Вы еще не зашли ко мне в аптеку.
Дети: Извините нас, пожалуйста. Здравствуйте! (Заходят и рассматривают пакетики). Ой, как здорово! Это лекарство от грубости, это от драк, а это от жадности. Вот бы некоторым нашим ребятам такие!
Аптекарь: Вот возьмите и раздайте детям, которым они нужны.
Дети: Спасибо! Вот только кому их раздать?
Фея: Каждый сам решит, нужно ли ему это лекарство и от чего он его будет принимать, когда загадает доброе желание. Тогда лекарство подействует быстрей. Я знаю, вы пришли в Изумрудный город, чтобы Гудвин исполнил ваши желания, но все желания он выполнить не сможет. Ведь на самом деле он не волшебник, а обыкновенный человек. Он совершил чудеса потому, что у него было доброе сердце и он очень хотел помочь людям.
Быть добрым волшебником
только попробуй,
Тут хитрости вовсе не надо особой:
Понять и исполнить желанье другого,
Одно удовольствие, честное слово!
Все участники: Счастливого пути! Нас ждут в сказочной стране.
Дорога к разуму идет через сердце
Тема. «Героизм в прошлом». 3-й класс
План урока.
1. Организация класса. Сообщение темы, целей урока.
2. Вступление.
3. Основная часть. (Рассказ учителя и учеников-помощников).
4. Заключение.
5. Примечание. Рекомендательный перечень вопросов на следующий урок.
6. Используемая литература.
Оборудование урока.
1. Репродукции плакатов – призывов военных лет.
2. Открытки, фотографии с современными видами Санкт-Петербурга.
3. Аудиозапись «Священная война», «Хотят ли русские войны».
4. Выставка книг о Великой Отечественной войне, отдельно произведения о блокаде Ленинграда.
Ход урока
1). Организация класса. Сообщение темы, целей урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня ваше сердце не может молчать. Оно не сможет не отозваться на все, о чем услышали на уроке. Не стесняйтесь, если у вас навернутся слезы или захочется стиснуть зубы от боли и ненависти. Об этом нам говорят высказывания великих людей.
«Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце».
Ф.Честерфилд
«Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством».
К.С.Станиславский
«Бойся думать без участия сердца».
М.Пришвин
2). Вступление
Это было много лет назад, когда еще вас не было на свете. Это было трудное время. И наша Родина жива благодаря людям, жившим в том времени, вспомним героическую жизнь. Вспомним геройскую смерть.
3). Основная часть
22 июня 1941 г. Германия напала на нашу страну, чтобы захватить наши земли и уничтожить наш народ. Началась война, названная Великой Отечественной. Наши враги, фашисты, надеялись на быструю победу, но встретили небывалое сопротивление нашего народа. Люди сражались за каждый город, за каждое село. Очень хотелось фашистам завоевать прекрасный, могучий город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Враг был хорошо подготовлен и вооружен и сумел отрезать Ленинград от всей нашей страны, окружив его, словно взяв в кольцо. Это называется блокада. Город оказался в осаде. Фашисты вели прицельный обстрел улиц города. По сигналу сирены «Воздушная тревога» жители укрывались в убежище. Бомбардировки или, как называли их ленинградцы, бомбежки иногда бывали по несколько раз за сутки. Была разрушена большая часть домов.
В городе не было топлива. Не было электричества. Суровая зима стояла в Ленинграде. Холод останавливал кровь в жилах людей.
Ведь вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей –
Сорокаградусная стужа,
Владычащая на земле.
О.Берггольц
Чтобы согреться, люди жгли шкафы, стулья, двери и даже книги. И только те, которые дороги сердцу, они не смели предать огню ради короткой вспышки тепла.
Холод пришел не один, он привел голод. В Ленинграде закончились все запасы продовольствия. Страна принимает решение помогать городу продуктами и самыми необходимыми вещами. Так как все железнодорожные переходы к городу были захвачены врагом, началось строительство новой дороги через озеро Ладожское, по которой поехали в Ленинград грузовики с мукой. Дорогой жизни называли этот путь.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знали на земле
Страшней и радостней дороги.
Опасен был этот путь. Машины часто подвергались обстрелам, замерзали. Но Дорога жизни не прекращала своей работы, от которой зависела жизнь ленинградцев.
Был такой водитель – Филипп Сапожков. Однажды он вез в осажденный город муку, и вдруг его «газик» остановился.
«Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев».
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
125 граммов хлеба – таков был суточный паек на одного человека. Попробуйте представить этот кусочек. Хлеб – он снился ленинградцам холодными ночами.
Когда из-за сильных морозов вышел из строя водопровод, людям пришлось самим ходить за водой к прорубям на реке Неве. Иногда глоток Невской студеной воды был единственным средством заглушить голод.
Галя Сорокина – медсестра ленинградской больницы. Ее называют водяной сестрой, потому что в ее обязанности входит, рискуя жизнью, носить воду для раненых и больных. Однажды отважная Галя, набрав воды, попала под артиллерийский обстрел. Погибла Галя, но ее заменили другие отважные девушки.
Люди ждали весны, зелени, когда можно будет варить супчик из травы. Многих тогда спасла лебеда, крапива да болотная клюква. Фашисты сбрасывали с самолетов на город листовки. «Сдавайтесь!» – было написано на них. Но город не сдавался. И несмотря на голод и холод, город жил. Не просто жил, а работал под лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!» Ленинградские заводы выпускали танки, мины, патроны. Голодные музыканты ленинградского оркестра своей музыкой поддерживали горожан. Поэты читали по радио свои патриотические стихи. Учителя в школе учили детей, падая в голодные обмороки. А школьники умирали за партами, как рабочие у станков.
Всеми силами враг пытался сломить Ленинград. По городу ходила смерть. Не было ни одной ленинградской семьи, не потерявшей кого-нибудь в страшные блокадные дни.
Сохранилась записная книжка ленинградской девочки, в которой она записывала даты смерти своих близких. Послушайте рассказ С.Алексеева «Таня Савичева».
Учитель читает рассказ.
Много времени ленинградцы боролись за жизнь. Их было девятьсот – блокадных дней и ночей. За это время наша армия несколько раз пыталась прорвать блокаду, но безуспешно. Среди героев обороны Ленинграда – генералы Федюненский, Хозин, Говоров. Наконец, в января 1944 года наши войска перешли в наступление и блокада была снята.
Более 600000 ленинградцев погибли во время блокады. В Ленинграде есть Пискаревское кладбище. Оно стало большой братской могилой многим людям героического города.
Люди, защитившие и отстоявшие свой родной город, совершили гражданский подвиг. За стойкость и мужество своих жителей Ленинград был удостоен высокого звания города-героя.
Давно отгремела война. Восстановлены города, поросли травой раны земли. Но жива память о героях. Много рассказов и стихов написано о войне. Сегодня нам помогли узнать о блокаде Ленинграда стихи О.Берггольц и Ю.Воронова, переживших блокаду вместе с другими ленинградцами, которые могли бы подписаться под этими строками:
Под эстафетой вечной жизни,
Тобой врученною, Отчизна,
Иду с тобой путем единым,
Во имя мира твоего,
Во имя будущего сына
И светлой песни для него.
5. Примечания. Рекомендации.
На данном уроке детям не задается ни одного вопроса. Главная цель урока – воздействовать на эмоциональную сферу каждого ребенка, пробудить его лучшие чувства. «Не спугнуть переживания!» – девиз этого урока.
Марина УЛЬЯНОВА, Ульяновск
Комментарии