Учителю биологии оренбургской гимназии №1 Валентине Ивановне Гориной присвоено звание «Залуженный учитель Российской Федерации».
Живой организм- Валентина Ивановна, пока мы шли по гимназии в ваш кабинет биологии, все встречные – охрана, технички, учителя, особенно молоденькая коллега, только пришедшая в профессию, – все очень тепло и искренне поздравляли вас.- Конечно, очень приятно. Я ведь и сама только недавно узнала о том, что получила заслуженного, удостоверение мне еще не вручали.- Не помню, кто из писателей сказал, что самая оптимистическая надпись, которую он видел, – табличка на переезде: «Нормальное положение шлагбаума – открытое». Для вашей гимназии нормальное положение какое?- Детский шум, беготня, то есть жизнь. Тихий ребенок, сидящий в сторонке, видимо, больной ребенок. Школа – это тоже живой организм. И все его части должны быть здоровы и работать слаженно. В хорошей школе все, кто в ней работает и учится, ощущают себя комфортно, исполняя, научно говоря, свои функции. Мне, да и всем, я уверена, в нашей гимназии хорошо.- Сейчас абсолютно всем детям нужна, скажем, информатика. Век компьютеров, сотовых, гаджетов и прочего, без этого не проживешь. А кому пригодятся знания, как, например, устроен дождевой червь или муха дрозофила? Как заинтересовываете ребят?- Я детям говорю: «Куда ни посмотри – и мы сами, и все наше окружение – живые организмы. И мы обязаны с ними жить в гармонии. К примеру, не мы хозяева на земле, а микроорганизмы. Наша жизнь сильно зависит от них. Поэтому надо хотя бы элементарно разбираться, чему учит наша наука биология – в переводе «наука о всем живом». Недаром XXI век объявлен веком биологии.Звено- С точки зрения вашей науки каждый из нас звено в живой цепочке. Во многих цепочках. Возьмем хотя бы одну: кто учил вас и кого теперь учите вы.- Я из села Российского Октябрьского района. У меня был прекрасный учитель, правда, не биологии, а химии, Алексей Петрович Щавелев. Когда я сдавала химию на свой факультет тогда в Оренбургском пединституте, меня спросили даже: «А кто это вас так хорошо учил?»- Прекрасный естествоиспытатель и писатель Джеральд Даррелл в свой лучшей книге «Моя семья и другие звери» описывает, как он с детства любил и лелеял всяких козявок, головастиков, скорпионов… У вас было то же?- Нет, не хочу представлять себя такой с раннего детства любительницей всего, что вы упомянули. Я вообще не верю, чтобы обыкновенный человек в 17 лет уже совершенно точно знал: я рожден для такой-то профессии. Такое понимание приходит, если приходит вообще, много позже. Поэтому и важно постигать разные науки, прежде чем сделать выбор в пользу одного направления. Честно говоря, я выбирала методом исключения: мединститут не для слабонервных, политех – не очень душа лежит к какому-нибудь машиностроению. Вот и выбрала пединститут. И, как показала жизнь, выбрала правильно.А что касается моих учеников за 20 лет работы в школе, то, конечно, вспоминаются прежде всего 22 победителя и призера всероссийских олимпиад по биологии. И два «международника» – победители международных олимпиад. Это Глеб Савельев, который получил золотую олимпиадную медаль, он потом пошел в медакадемию, работает врачом, и Настя Иванова, серебряная медалистка, она в МГУ.Дарвин прав?- Допустим, у вас в классе пять-шесть способных учеников, остальные середняки. Кому вы уделяете большее внимание?- Всем. Но когда из тридцати с лишним учеников в классе вижу несколько одаренных детей, то единственный выход – заниматься с ними дополнительно, давать индивидуальные творческие задания, приносить интересные книги. За счет личного времени, конечно. И во время учебного года, и в каникулы. И домой ко мне иногда приходят. Но зато как приятно, когда сразу почти десяток из класса идут в медакадемию! Значит, они себя нашли и на моих занятиях.- Ваша гимназия №1 всегда славилась тем, что дает хорошее образование. Хотя есть и те, кто возмущается: «Да, там дают хорошее образование, но дети загружены дополнительными заданиями, рефератами, рано утром – в школу, и до ночи опять учить, учить и учить». Человеческий мозг за последние десятки тысяч лет все тот же, а объем знаний растет лавинообразно. Как, грубо говоря, вбить все в голову ребенка?- Во-первых, специализация. Во-вторых, надо, как ни парадоксально, разгружать ребенка. Для этого он должен быть мотивирован: в школе я интенсивно работаю. Учитель тоже должен быть мотивирован: я умею давать знания интересно, каждая минута урока должна быть наполнена так, чтобы ребенок работал с удовольствием. Тогда не будет такой физической и психологической нагрузки ученика: после первой школы дома – вторая. А он должен отдыхать, играть, помогать в семье.Что слышно из коридора?- Я слышал, у вас в гимназии общее мнение детей: «У Валентины Ивановны не побалуешь». Многое об учителе можно узнать, проходя мимо класса по коридору. Шум? Громкий голос учителя? Или рабочая тишина? А чем вы берете?- Это действительно виднее и слышнее со стороны. Но, конечно, кричащий на детей учитель расписывается в своей профессиональной несостоятельности. Хотя сейчас в школе есть и детишки, которые могут любого довести до нервного срыва. Но все-таки…Я вроде бы из тех, кто умеет себя контролировать. Веду урок стоя. Всех вижу, и все видят меня. Учусь понимать психологию ученика. «Меня спросили, отметку в журнале поставили – теперь месяц не спросят, можно отдыхать». Такого полезно вызвать к доске и на следующем уроке.Стараюсь заинтересовать детей своим предметом. Можно сказать, беллетризовать тему, учитывать, что это еще ребенок, который будет слушать и понимать только то, что ему по возрасту, что наглядно. Держать темп урока. Нужно быть в любом случае хозяином в классе.Дом- А какая вы дома? Часто профессия накладывает свой отпечаток, и учителя узнаешь даже по громкому голосу, по некоторой безапелляционности. Некоторые учителя и дома учителя.- Нет, думаю, ко мне это не относится. Хотя, конечно, домашним виднее. Семья для меня не на втором плане после школы. Просто каждому делу – свое место и время. Муж военный, иной раз посмеивается, когда видит, что я сижу в компьютере, ищу все время что-то новое по профессии: «Ищешь себе новую головную боль?»Дочь училась в нашей гимназии, я была у нее и учителем, и классным руководителем. Пошла в медицину, сейчас живет и работает в Москве. Мы с мужем, конечно, и радуемся ее успехам, и скучаем по ней.Домой я не несу свои школьные проблемы, и из дома, если есть какой-то негатив, ничего не приношу в школу. Домашние всегда знают: учителя нельзя с утра расстраивать. Он идет к детям.
Комментарии