search
main
0

Уроки Галины Игнатьевой

Чему меня научила победительница профессиональной олимпиады

Опыт победителей профессиональных конкурсов изучают, внимательно исследуют. Этот опыт, конечно, базируется на личности педагога, порой даже трудно оторвать находки от индивидуальных качеств учителя или воспитателя и перенести на новую почву. Но все же есть приемы, проекты, даже стиль работы, которые можно перенять, если близко, если идея соответствует собственной природе…
Почему бы в таком случае не рассказать об уроках, которые я получила во время общения с победителем в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение» Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель»-2021 Галиной Игнатьевой? Я не педагог, но если бы им была, как пригодились бы эти уроки!

Урок смелости

В педагогической биографии Галины Сергеевны смелый выбор – не выбор профессии. Она сама признается, что педагогом стать не мечтала, просто всегда знала, что будет. Перед 1‑м классом девочка задумалась: «Надо купить толстую тетрадь и все в нее записывать, иначе забудешь, какие задачи надо детям задавать…» Учительство было обусловлено генетически. Бабушка, дедушка, а также ближние родственники, старшая сестра например, выбрали это направление. Более того, Галя в детстве сестре и посоветовала в Гатчинское педагогическое училище поступать (дело было в Ленобласти), а потом и сама в него пошла учиться.

Смелость в том, что, окончив училище в весьма юном возрасте, выучившись на учителя начальных классов и старшую пионервожатую, Галина отправилась работать заведующей малокомплектной школой в Лужском районе. В школе было четыре класса и одна коллега – опытный педагог, за 70 лет. Потом в педколлективе появился молодой специалист, на два года младше Галины Сергеевны. Стали проводить с ней праздники, веселые елки на Новый год, ставили вместе с родителями учеников мини-спектакли, где были и танцы, и песни. Творческий подход был заложен в педучилище. Галина вспоминает и улыбается: «У нас была чудесная студия «Эксперимент», где мы бряцали на гитарах, делали постановки, причем за них нам периодически головы откручивали».

13 лет руководила она этой маленькой школой, а параллельно преподавала, была учителем физической культуры, баянистом и всем, кто нужен был в учебном и внеучебном процессе. А еще училась в вузе на олигофренопедагога, параллельно родила и растила вместе с мужем двух сыновей.

Не представляю, что в 18 лет лично я везла бы такой воз… А вот Галина Сергеевна никогда ничего не боялась. Даже типичной для малокомплектной школы ситуации, когда педагог проводит уроки сразу в двух классах – в первом и третьем, втором и четвертом. Наоборот, это была мотивация к развитию фантазии. Муж Галины припаял к микрофону разводку, педагог дала детям пять наушников, и вуаля – класс сидит и спокойно пишет диктант, нажимая на кнопку, а педагог в это время с другими детьми занимается.

Урок везения

«Ну какой же это урок? – скажете вы. – Везение от человека не зависит». А я считаю: везет тому, кто везет. После малокомплектной школы Галина Игнатьева работала в Московском районе Санкт-Петербурга. А потом ушла в декрет и родила дочку. Когда пришла пора выходить из декрета, по объявлению отправилась устраиваться в детский центр. Галина рассказывает как анекдот: мол, на собеседовании дама из детского центра помогла своей подруге пополнить кадры – отправила Галину Сергеевну в легендарную среднюю школу №235 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Вы представляете, каким ярким должен быть человек, чтобы за пять минут произвести впечатление? И оказаться, как выяснилось, в «своей» школе!

О 235‑й надо писать отдельную статью, переходя из старинной части (школе ведь 105 лет) в новую с очень стильным, как в театре, фойе, бассейном с двумя чашами… Именно в этой школе с 60‑х годов существует народный музей «А музы не молчали…», о котором вы наверняка слышали. Он посвящен культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны, создан учителями и учениками. В музее более 20 тысяч подлинных исторических документов. Экскурсия по нему заставляет сжиматься сердце от блокадной трагедии, а голова кружится от гордости за ленинградцев…

Очень уютные в этой школе классы, в том числе кабинет, где работает Галина Сергеевна Игнатьева – просторный, с колоннами, отделяющими рабочую зону с партами от… наверное, тоже рабочей зоны с диванчиком, на котором дети и отдыхают, и обдумывают проекты. А иногда они просто ложатся на пол и так делают задание. Впрочем, и парты стоят как-то не очень ровно, во всяком случае, непривычно.

– Дети разве смотрят не на учителя в классе? – спрашиваю я.

– Дети смотрят друг на друга, так и стоят ученические столы. Когда они сидят по рядам, мне с ними скучно работать. Я их периодически рассаживаю.

Урок доверия

Незаметно я вас привела на занятие к Галине Сергеевне. Сядьте в уголок, как я, смотрите и слушайте. Впрочем, звонка еще не было, перемена. Подхожу, рассматриваю учебник – «Окружающий мир». Говорю, что, на мой взгляд, это самый интересный предмет. Мальчик возражает: «Самая интересная – математика».

И вот звонок на урок – однако не окружающего мира, а русского языка. А зачем учебник по «окружайке»? Ой, сразу два. Для 4‑го класса, в котором я нахожусь, и почему-то для 2‑го. Оказывается, по русскому такое задание: подготовить доклад для второклассников на тему «Солнечная система», используя учебник младших и свой собственный, а также дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Дальше начинается самое интересное. Галина Сергеевна деловым (не сухим, не злым, но и не приторно-сладким, как порой бывает в начальной школе) тоном говорит: «Ваша задача – прочитать главу 18, 46-47 страницы. Читаете, в группе обсуждаете, что надо сделать».

Читают и самостоятельно обсуждают, видно, что это нормальная практика. В классе возникает рабочий шум, который не мешает ни детям, ни учителю. Если уровень шума чуть выше – значит, задание выполнили, учитель призывает отчитаться. Работают быстро.

Учитель: «Что вам нужно для того, чтобы начать делать сообщения?» Составить план.

Следующий шаг: распределить, кто каким пунктом плана занимается, или решить, что все делают вместе. Подготовить научное сообщение, одно на группу.

Галина Сергеевна дает четкие инструкции, потому что и дальше дети будут все делать самостоятельно. А значит, они внимательно слушают задание: «У вас два листа, на одном готовите сообщение, записываете его тезисно. А на втором листе пропишите план – как вы будете составлять презентацию. Что будет на каждом слайде и какие картинки нужны. Напоминаю: в презентации не должно быть текста, можно написать заголовок. Авторы лучшей презентации делают свое сообщение второклассникам».

Урок детовождения

Напомню, хотя вы наверняка знаете: детовождение – буквальный перевод с греческого слова «педагогика». И вот педагогика Галины Игнатьевой.

Пока ребята работают, она рассказывает мне о каждом. Об их успехах, трудностях – логопедических, психологических, организационных. Например, один мальчик в электронных олимпиадах проигрывает, а когда можно на бумаге выполнять задания – выигрывает.

Галина Сергеевна вспоминает, как дети делали видеоролик – поздравление педагогам на День учителя – фотографировали, монтировали, добавили музыку, а в конце был текст: «Помни! Учитель думает не только о себе. Пользуйся этим!». А другие ребята как-то делали презентацию для родителей будущих первоклассников. Родителям был дан такой совет: «Создавайте своим детям трудности! Это полезно».

Похоже, чувство юмора – это побочный эффект системы воспитания Галины Игнатьевой. А в чем система? В том, что учитель задает четкие правила жизни класса, где родители не могут звонить ни ей, ни детям во время урока. А если забыл сделать домашнее задание или что-то важное оставил дома – об этом рассказываешь учителю ты, не мама: «У ребенка есть язык – он подходит и объясняет. Забыл раз, забыл два, на четвертый получит «2». Дайте ему возможность получить свою двойку. Когда им еще шишки-то набивать? Они приучены: раз в месяц даю распечатку, они видят свой средний балл, кто хочет – исправляет».

Кстати, нужно же еще рассказать о финале занятия. Каждая из пяти групп представляет свои тезисы, остальные комментируют, говорят о плюсах и минусах. Я бы дала особый приз Галине за мальчика, который выходит вместе с остальными детьми и, заикаясь, но не смущаясь, говорит свой текст. И никто над ним не смеется, не торопит его.

Идут поправки. Учительница напоминает: «Как грамотно сделать замечание? Ребята, добавьте, пожалуйста…». Адресаты замечаний вежливо отвечают: «Спасибо».

Эпилог

Спрашиваю: «Сколько нужно времени, чтобы стать настоящим учителем?»

Ответ неожиданный: «Кому как. Я считаю, что дошла только сейчас, последние лет 5-7. Когда у меня появилась программа «Перспективная начальная школа», мне стало в школе интересно, я об этом говорила на олимпиаде «Мой первый учитель». У меня открылось даже не второе, первое дыхание. Конспекты есть, методичка. Можно править, писать свое. С одной стороны, все прописано, с другой – свобода творчества, электронные формы учебника. Много творческих заданий».

Вот так опытный, смелый педагог, хорошо знающий науку детовождения, сама получает от жизни уроки, чтобы ее занятия были нужны и интересны детям. Что тут скажешь? Только то, что ученикам Галины Сергеевны очень повезло.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте