Опыт победителей профессиональных конкурсов изучают, внимательно исследуют. Этот опыт, конечно, базируется на личности педагога, порой даже трудно оторвать находки от индивидуальных качеств учителя или воспитателя и перенести на новую почву. Но все же есть приемы, проекты, даже стиль работы, которые можно перенять, если близко, если идея соответствует собственной природе…
Почему бы в таком случае не рассказать об уроках, которые я получила во время общения с победителем в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение» Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель»-2021 Галиной Игнатьевой? Я не педагог, но если бы им была, как пригодились бы эти уроки!
Урок смелости
В педагогической биографии Галины Сергеевны смелый выбор – не выбор профессии. Она сама признается, что педагогом стать не мечтала, просто всегда знала, что будет. Перед 1‑м классом девочка задумалась: «Надо купить толстую тетрадь и все в нее записывать, иначе забудешь, какие задачи надо детям задавать…» Учительство было обусловлено генетически. Бабушка, дедушка, а также ближние родственники, старшая сестра например, выбрали это направление. Более того, Галя в детстве сестре и посоветовала в Гатчинское педагогическое училище поступать (дело было в Ленобласти), а потом и сама в него пошла учиться.
Смелость в том, что, окончив училище в весьма юном возрасте, выучившись на учителя начальных классов и старшую пионервожатую, Галина отправилась работать заведующей малокомплектной школой в Лужском районе. В школе было четыре класса и одна коллега – опытный педагог, за 70 лет. Потом в педколлективе появился молодой специалист, на два года младше Галины Сергеевны. Стали проводить с ней праздники, веселые елки на Новый год, ставили вместе с родителями учеников мини-спектакли, где были и танцы, и песни. Творческий подход был заложен в педучилище. Галина вспоминает и улыбается: «У нас была чудесная студия «Эксперимент», где мы бряцали на гитарах, делали постановки, причем за них нам периодически головы откручивали».
13 лет руководила она этой маленькой школой, а параллельно преподавала, была учителем физической культуры, баянистом и всем, кто нужен был в учебном и внеучебном процессе. А еще училась в вузе на олигофренопедагога, параллельно родила и растила вместе с мужем двух сыновей.
Не представляю, что в 18 лет лично я везла бы такой воз… А вот Галина Сергеевна никогда ничего не боялась. Даже типичной для малокомплектной школы ситуации, когда педагог проводит уроки сразу в двух классах – в первом и третьем, втором и четвертом. Наоборот, это была мотивация к развитию фантазии. Муж Галины припаял к микрофону разводку, педагог дала детям пять наушников, и вуаля – класс сидит и спокойно пишет диктант, нажимая на кнопку, а педагог в это время с другими детьми занимается.
Урок везения
«Ну какой же это урок? – скажете вы. – Везение от человека не зависит». А я считаю: везет тому, кто везет. После малокомплектной школы Галина Игнатьева работала в Московском районе Санкт-Петербурга. А потом ушла в декрет и родила дочку. Когда пришла пора выходить из декрета, по объявлению отправилась устраиваться в детский центр. Галина рассказывает как анекдот: мол, на собеседовании дама из детского центра помогла своей подруге пополнить кадры – отправила Галину Сергеевну в легендарную среднюю школу №235 с углубленным изучением отдельных предметов им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Вы представляете, каким ярким должен быть человек, чтобы за пять минут произвести впечатление? И оказаться, как выяснилось, в «своей» школе!
О 235‑й надо писать отдельную статью, переходя из старинной части (школе ведь 105 лет) в новую с очень стильным, как в театре, фойе, бассейном с двумя чашами… Именно в этой школе с 60‑х годов существует народный музей «А музы не молчали…», о котором вы наверняка слышали. Он посвящен культуре и искусству Ленинграда периода Великой Отечественной войны, создан учителями и учениками. В музее более 20 тысяч подлинных исторических документов. Экскурсия по нему заставляет сжиматься сердце от блокадной трагедии, а голова кружится от гордости за ленинградцев…
Очень уютные в этой школе классы, в том числе кабинет, где работает Галина Сергеевна Игнатьева – просторный, с колоннами, отделяющими рабочую зону с партами от… наверное, тоже рабочей зоны с диванчиком, на котором дети и отдыхают, и обдумывают проекты. А иногда они просто ложатся на пол и так делают задание. Впрочем, и парты стоят как-то не очень ровно, во всяком случае, непривычно.
– Дети разве смотрят не на учителя в классе? – спрашиваю я.
– Дети смотрят друг на друга, так и стоят ученические столы. Когда они сидят по рядам, мне с ними скучно работать. Я их периодически рассаживаю.
Урок доверия
Незаметно я вас привела на занятие к Галине Сергеевне. Сядьте в уголок, как я, смотрите и слушайте. Впрочем, звонка еще не было, перемена. Подхожу, рассматриваю учебник – «Окружающий мир». Говорю, что, на мой взгляд, это самый интересный предмет. Мальчик возражает: «Самая интересная – математика».
И вот звонок на урок – однако не окружающего мира, а русского языка. А зачем учебник по «окружайке»? Ой, сразу два. Для 4‑го класса, в котором я нахожусь, и почему-то для 2‑го. Оказывается, по русскому такое задание: подготовить доклад для второклассников на тему «Солнечная система», используя учебник младших и свой собственный, а также дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
Дальше начинается самое интересное. Галина Сергеевна деловым (не сухим, не злым, но и не приторно-сладким, как порой бывает в начальной школе) тоном говорит: «Ваша задача – прочитать главу 18, 46-47 страницы. Читаете, в группе обсуждаете, что надо сделать».
Читают и самостоятельно обсуждают, видно, что это нормальная практика. В классе возникает рабочий шум, который не мешает ни детям, ни учителю. Если уровень шума чуть выше – значит, задание выполнили, учитель призывает отчитаться. Работают быстро.
Учитель: «Что вам нужно для того, чтобы начать делать сообщения?» Составить план.
Следующий шаг: распределить, кто каким пунктом плана занимается, или решить, что все делают вместе. Подготовить научное сообщение, одно на группу.
Галина Сергеевна дает четкие инструкции, потому что и дальше дети будут все делать самостоятельно. А значит, они внимательно слушают задание: «У вас два листа, на одном готовите сообщение, записываете его тезисно. А на втором листе пропишите план – как вы будете составлять презентацию. Что будет на каждом слайде и какие картинки нужны. Напоминаю: в презентации не должно быть текста, можно написать заголовок. Авторы лучшей презентации делают свое сообщение второклассникам».
Урок детовождения
Напомню, хотя вы наверняка знаете: детовождение – буквальный перевод с греческого слова «педагогика». И вот педагогика Галины Игнатьевой.
Пока ребята работают, она рассказывает мне о каждом. Об их успехах, трудностях – логопедических, психологических, организационных. Например, один мальчик в электронных олимпиадах проигрывает, а когда можно на бумаге выполнять задания – выигрывает.
Галина Сергеевна вспоминает, как дети делали видеоролик – поздравление педагогам на День учителя – фотографировали, монтировали, добавили музыку, а в конце был текст: «Помни! Учитель думает не только о себе. Пользуйся этим!». А другие ребята как-то делали презентацию для родителей будущих первоклассников. Родителям был дан такой совет: «Создавайте своим детям трудности! Это полезно».
Похоже, чувство юмора – это побочный эффект системы воспитания Галины Игнатьевой. А в чем система? В том, что учитель задает четкие правила жизни класса, где родители не могут звонить ни ей, ни детям во время урока. А если забыл сделать домашнее задание или что-то важное оставил дома – об этом рассказываешь учителю ты, не мама: «У ребенка есть язык – он подходит и объясняет. Забыл раз, забыл два, на четвертый получит «2». Дайте ему возможность получить свою двойку. Когда им еще шишки-то набивать? Они приучены: раз в месяц даю распечатку, они видят свой средний балл, кто хочет – исправляет».
Кстати, нужно же еще рассказать о финале занятия. Каждая из пяти групп представляет свои тезисы, остальные комментируют, говорят о плюсах и минусах. Я бы дала особый приз Галине за мальчика, который выходит вместе с остальными детьми и, заикаясь, но не смущаясь, говорит свой текст. И никто над ним не смеется, не торопит его.
Идут поправки. Учительница напоминает: «Как грамотно сделать замечание? Ребята, добавьте, пожалуйста…». Адресаты замечаний вежливо отвечают: «Спасибо».
Эпилог
Спрашиваю: «Сколько нужно времени, чтобы стать настоящим учителем?»
Ответ неожиданный: «Кому как. Я считаю, что дошла только сейчас, последние лет 5-7. Когда у меня появилась программа «Перспективная начальная школа», мне стало в школе интересно, я об этом говорила на олимпиаде «Мой первый учитель». У меня открылось даже не второе, первое дыхание. Конспекты есть, методичка. Можно править, писать свое. С одной стороны, все прописано, с другой – свобода творчества, электронные формы учебника. Много творческих заданий».
Вот так опытный, смелый педагог, хорошо знающий науку детовождения, сама получает от жизни уроки, чтобы ее занятия были нужны и интересны детям. Что тут скажешь? Только то, что ученикам Галины Сергеевны очень повезло.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии