search
main
0

Уроки добра

Волонтерская деятельность подростка как путь к себе

В наше время очень трудно быть подростком. Ситуация неопределенности, постоянная социальная напряженность накладывают отпечаток на естественные возрастные проблемы. Надо подобрать ключик к душе подростка, чтобы ему помочь.

И мы нашли то, что нужно! А было это так: психолого-социально-педагогический консилиум около 5 лет назад… Выясняем причину хронической неуспеваемости ученицы 9‑го класса. Она сидит напротив – с ярким макияжем в готическом стиле, дерзкая, красивая. В голубых глазах полное равнодушие к происходящему. Мне предстоит плановая работа с ней. Смотрю на нее и предвижу большие трудности с установлением контакта. Позже от коллеги я узнала, что эта ученица самостоятельно подбирает, выхаживает и пристраивает бездомных животных, преимущественно кошек. Многие выживают, а некоторые остаются у нее надолго или навсегда. Я прониклась к ней глубоким уважением, тем более что эта тема мне очень близка. Я всегда по возможности помогала бездомным животным, дома у меня проживают пара подобранных красавцев. Вот и нашлась та ниточка, что связывает нас, потянув за которую можно было найти путь к преодолению трудностей и в учебе, и в жизни! Вместе с ней мы впервые съездили в зеленоградский приют для бездомных животных «Ника». Вместе с ней смогли стерилизовать двух бездомных кошек, кормившихся возле моего дома. Мы обменивались опытом общения с животными, параллельно у девочки рос интерес к биологии, химии. Появились небольшие, но устойчивые успехи в учебе, сформировалась цель – поступить в ветеринарный колледж. Очень важно, что эта цель выросла изнутри, она не была навязанной. Сейчас девушка получила диплом фельдшера-ветеринара и продолжает свою благородную деятельность.

Взрослому, в частности педагогу-психологу, необходимо зацепиться за интерес подростка. В идеале это будет интерес к себе и своему будущему, но, если такового нет, можно за основу взять практически любой интерес, к любому социально приемлемому занятию. А далее этот интерес можно развить, грамотно провести подростка через поиск возможной профессии к построению конкретной цели. Таким образом, совместными усилиями получится вывести школьника из состояния лени и апатии к более активному отношению к своей жизни. И тогда исправление неудовлетворительных отметок и социализация приобретут для ученика уже иной, личностный, смысл!

Потом была работа с девочками из очень трудного класса. Вместе мы подготовили проект «Как подросток может помочь бездомным животным». Диана и Екатерина прошли все этапы нашей школьной научно-практической конференции «Школа настоящего» и заняли первое место! Это вызвало у них гордость и радость, смешанную с небольшим удивлением. Ученицы поделились своим опытом помощи приюту и рассказали собственные истории спасения животных. На счету у Дианы более 30 спасенных жизней за несколько лет! С разработанной памяткой для подростков «Ты можешь помочь бездомным животным» девочки выступили во многих классах, мы разместили ее на сайте школы и до сих пор используем при подготовке уроков Добра. Наши усилия принесли достойные плоды – у девочек появилась уверенность в себе, повысилась самооценка, улучшились коммуникативные навыки, выросла мотивация. Это отразилось и на учебе: обе окончили 9‑й класс с результатами выше ожидаемых. Сейчас Катя получает техническую специальность, а общение с животными помогает раскрывать ее эмоциональность и общительность, укреплять волевые качества. Диана успешно учится в колледже на кинолога и очень довольна будущей профессией.

Волонтерская деятельность помогла поверить в себя и Саше, вот ее слова:
– За время моей деятельности в приюте я поняла, что иногда мы сами обесцениваем важные поступки. Как часто я задумывалась: «Нужно ли идти? Имеет ли все это смысл? Считается это волонтерством или нет?» Но в тот момент, когда ты видишь большого пушистого друга, который ждал тебя за решетками вольера, ответ становится ясным – идти стоило!

Сейчас Александра оканчивает 11‑й класс. Работа с животными не станет ее профессией. Но есть твердая уверенность, что она светлый и добрый человек, способный на сопереживание, понимание, помощь. И в ее жизни волонтерство обязательно будет продолжаться.

Мне хотелось бы рассказать о каждом волонтере! Все они из самых разных семей, они получают самые разные отметки, они не всегда самые активные и заметные в школе. Но они очень интересные и добрые ребята, их объединяют любовь к животным и желание заботиться о тех, кто по вине человека оказался на улице.

Таким образом, исходя из наших интересов, мы выбрали экологическое направление – помощь бездомным животным, и наша деятельность получила дальнейшее развитие. Сначала это были единичные акции, мы действовали по велению сердца и не называли себя волонтерами. А в 2020 году, когда у нас сформировалась устойчивая группа любителей животных, мы решили зарегистрировать волонтерский отряд. Название выбрали общим голосованием – «Лапа помощи». А в этом году появился девиз: «Мы протянем руку лапам и подарим шанс на жизнь!». Сейчас наш отряд состоит из 9 учеников, 3 выпускников школы, 2 педагогов-психологов, 3 родителей.

Мы проводим уроки Доброты, рассказываем школьникам, что делать, если хочешь взять домой животное с улицы, как помочь ослабленному животному пережить зиму, куда обратиться, если увидел животное с травмой, как можно помочь приютам. Мы готовим проектные работы, участвуем в конкурсах экологически значимых проектов.

Регулярно 2-3 раза в год проводим в школе акции по сбору всего необходимого для питомцев приюта. В этих акциях участвуют и школьники, и родители, и педагоги. А потом с подарками мы едем в приют «Ника», где нас с радостью встречают работники и наши пушистые друзья. Каждый из ребят может подарить питомцам приюта немного своего времени, погулять с собаками, пообщаться с кошками и дать им возможность сохранить хорошее представление о людях, что важно при их дальнейшей социализации.

Мы помогаем бездомным и потерянным животным найти семьи. На сайте школы мы публикуем наши реальные истории спасения и дальнейшего устройства их судьбы.

Мы хотим повлиять на формирование ответственного отношения к животным. Начинать надо с детей, и тогда на улицах наших городов перестанут появляться брошенные кошки и собаки, они не будут представлять опасности для людей. А у всех усатых и хвостатых будут свой дом и любящий хозяин! Самому маленькому нашему волонтеру 5 лет, и это гарантия того, что добрые дела будут продолжаться.

Многочисленные исследования подтверждают положительное влияние взаимодействия с животными на развитие личности ребенка, подростка. Формируются и развиваются коммуникабельность, общительность, эмоциональный интеллект, способность к сопереживанию, сочувствию, терпение, умение ждать, самообладание, спокойствие в стрессовых ситуациях, целенаправленность, привычка доводить дело до конца, ответственность, самостоятельность и даже когнитивные функции (мышление, воображение).

Это именно те качества, которые мы, взрослые, хотим видеть в подрастающем поколении, которые помогут каждому ребенку, подростку в дальнейшем профессиональном и жизненном самоопределении. И волонтерская деятельность – один из реальных и эффективных путей развития личности школьника посредством приобретения полезного, интересного и социально значимого опыта.

Ирина ЖУКОВА,
педагог-психолог школы №1151

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте