УМК: программа по технологии для 5-9 классов общеобразовательных школ В.Н. Правдюк, Н.В. Синицы, П.С. Самородского, В.Д. Симоненко, учебник «Технология» 6 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. Раздел: «Технология ведения дома».
Цели: формирование знаний о флористическом коллаже и практических умений.
Основные задачи:
1. Образовательные: познакомиться с понятием «флористика», «коллаж», «флористический коллаж», со способами заготовки материала и основными приемами изготовления картины.
2. Развивающие: развивать образное мышление, художественно-эстетический вкус, фантазию, воображение, речь, творческий подход к выполняемой работе. Способствовать развитию сенсорной сферы (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета), развитию познавательного интереса к предмету, развитию умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.
3. Личностные: изготавливать флористические композиции, которые позволяют учащимся ближе понять мир растений, развивают чувство прекрасного; формируют такие качества характера как обязательность, усидчивость, сосредоточенность, целеустремлённость.
4. Метапредметные: формировать умение взаимодействовать с людьми;
5. Воспитательные: воспитывать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества, эстетический вкус, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.
Методическое оснащение урока.
1. Материальное обеспечение:
Предварительно засушенные цветы, листья, лепестки цветов.
Бумага для фона.
Клей ПВА.
Кисточки.
Ножницы.
Бумага для стола.
Рамки для композиции.
Булавочки.
Эмблемы.
Таблички «Весна», «Лето», «Осень».
Скатерть.
Книга с засушенным цветком.
2. Дидактическое обеспечение:
Панно.
Закладки.
Учебно-техническая документация (УТД): технологическая карта (ТК).
3. Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4. Программное обеспечение: Microsoft Power Point презентация.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года».
Методы обучения, применяемые на уроке.
1. По источнику знаний:
– словесный (вступительное слово учителя, выступления групп учащихся);
– наглядный (закладки, панно, презентация, технологические карты);
– практический (работа над созданием композиций).
2. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
– объяснительно – иллюстративный (рассказ учителя);
– частично – поисковый;
– проектный метод обучения (работа над созданием панно).
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
– фронтальная (общеклассная);
– групповая (мини-группы).
Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут:
– дать определение понятию «Флористика», «Коллаж», «Флористический коллаж»; – знать технологическую последовательность выполнения композиции;
– уметь создавать флористические коллажи.
Умения и навыки: работа в группе; работа по технологическим картам; выступать публично.
Используемые технологии: информационные; интерактивные; сотрудничества; личностно – ориентированные; проектные.
Содержание урока.
1. Начало урока. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
На улице зима, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть прекрасная солнечная поляна. Прикрепите цветок на свою одежду. Посмотрите — в классе стало теплее и веселее, потому что зацвели в ваших руках эти замечательные цветы. Пусть так будет всегда!
На картонные квадратики 6х6 см наклеить засушенные цветы и заламинировать, прикрепить тесёмку, завязанную бантиком с булавкой.
2. Актуализация знаний.
Цели: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о флористическом коллаже, подвести учащихся к формулированию темы, постановке задач урока.
Учитель: Нравятся вам эти работы?
Учащиеся: Да!
Учитель: Есть ли у вас дома подобные работы?
Учитель: Кто выполнял такие работы? (если есть)
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Как правильно назвать такие работы?
Учащиеся: Работы из природного материала.
3. Определение темы и целей.
Учитель: Это композиция из засушенных цветов, лепестков, листьев. Называется «Флористический коллаж». Сегодня на уроке будем работать над созданием этой композиции.
4. Открытие нового материала.
Цели: вызов устойчивого интереса к теме урока, самостоятельное формулирование понятия «флористический коллаж», воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемый результат: умение систематизировать знания о флористическом коллаже, способе засушивания растений, воспитание внимательности, сообразительности.
Педагогические приёмы: фронтальная беседа в сопровождения слайдовой презентации.
Учитель: Что такое флористика?
Ответы детей.
Слайд №2
Флористика – разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна. Флористические работы (букеты, композиции, панно из разнообразных природных материалов -цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т.д.) могут быть живыми и сухими.
Учитель: Что такое коллаж?
Слайд №3
Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов.
Учитель: Что такое флористический коллаж?
Учащиеся: Флористический коллаж – это композиция из сухих цветов листьев, (природного материала) наклеенных на основу.
Слайд №4
Учитель: Давайте посмотрим работы.
Слайды №№5-9
Учитель: Какие материалы используют флористы для создания своих работ?
Учащиеся: Краски, различные виды бумаги и тканей, кожа, стекло, ракушки, песок, металлическая проволока и, конечно, всевозможные флористические материалы.
Учитель: Любую прогулку вы можете превратить в увлекательное занятие, если будете собирать листья, цветы и травы. Таким образом можно продлить жизнь цветов и приятные воспоминания о прогулке.
Цветок засохший, безуханный, (утративший аромат, не пахнущий) Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:
А.С. Пушкин.
Учитель: Какой способ сушки растений известен вам?
Учащиеся: Сушить растения можно в старых книгах.
Учитель: Верно, сушить растения можно в старых книгах. У вас на столе лежат растения, тоже высушенные в старых книгах. Присмотритесь внимательнее – каждый цветок, травинка неповторимы и по-своему прекрасны. Посмотрите на цветочки прикреплённые к вашей одежде! В какие три группы их можно объединить?
Учащиеся: Анютины глазки, розы, астры.
Учитель: На какое время года приходится их цветение?
Учащиеся: Анютины глазки – весна, розы – лето, астры – осень.
Учитель: Откройте таблички, лежащие у вас на столе. (Приложения – Весна. Лето. Осень).
Здоровье сберегающая пауза (перемещение по классу).
Учитель: Давайте сядем по группам соответственно временам года.
Первая группа – весна.
Вторая группа – лето.
Третья группа – осень.
Учитель: Какие работы можно сделать из сухих растений?
На доске закладки, у доски на столе панно.
Учащиеся: Их можно просто поставить в вазу, сделать из них картину (наклеить на картон), сделать открытки или закладки и многое другое.
5. Практическая работа
Цели: работа над созданием композиции из природного материала, развитие образного мышления, художественно-эстетического вкуса, фантазии, воображения, развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.
Ожидаемый результат: умение составлять композицию, воспитание эстетического вкуса, аккуратности, умения видеть и понимать красоту окружающего мира.
Педагогические приёмы: работа с технологической картой.
Учитель: Сегодня вам предстоит немного пофантазировать. Разместите свои листочки, цветочки, веточки сначала не приклеивая, на фоне, а затем аккуратно наклейте листочки, цветочки с помощью клея ПВА. Высушите и поместите работу в рамку.
Слайд №10
Учитель: Ребята, не забываем о технике безопасности (показать на слайде).
Слайд №11
Учитель: Ребята, познакомьтесь с последовательностью выполнения композиции.
На столе у каждой группы технологическая карта последовательности работы над композицией.
Учитель: Вам всё понятно? Приступайте к работе.
Звучит музыка – «Времена года» Чайковского.
На каждом столе у детей: технологическая последовательность выполнения композиции, 6 листов бумаги на выбор, клей, 2 кисточки, 2 пары ножниц, бумага для стола, рамки для композиции, булавочки с эмблемами, таблички «Весна», «Лето», «Осень».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
1. Выбрать фон для композиции.
2. Разместить свои листочки, цветочки, веточки на фоне, не приклеивая. .
3. Наклеить растения на фон с помощью клея ПВА.
4. Высушить работу.
5. Если полученная картина вас полностью устраивает, то вставляем её в рамку под
стекло.
Соблюдайте правила безопасности при работе с ножницами, клеем!
Учитель: Придумайте название для своего коллажа. Где можно разместить вашу работу? Кому подарить?
Из высушенных растений можно создавать большие и маленькие художественные работы для интерьера любого помещения, холла или лечебного кабинета, специализированных помещений фитотерапии.
Текущий инструктаж.
Указать на ошибки учениц при затруднениях в работе.
Контроль за работой, выполняемой учащимися.
Провести физкультминутку.
6. Закрепление изученного.
Цель: закрепление нового материала.
Ожидаемый результат: умение работать самостоятельно, применяя новые знания, умение представлять свою творческую работу и делать самооценку творческой деятельности.
Педагогические приёмы: фронтальная беседа.
Выставка работ учащихся: выходит по одному представителю от каждой группы с работой и представляет её.
Учащиеся: Коллаж «Анютины глазки». Нашу работу можно разместить в интерьере дома, рекреации больницы, школы. Она очень красивая, когда на нее смотришь, улучшается настроение. Можно подарить маме, друзьям.
Учитель: Ребята, работа какой группы вам понравилась?
Учащиеся: Все работы красивые.
Учитель: Я рада, что вы проявили свою фантазию, творчески поработали. Все работы красивы по-своему и вы все получаете отметку «5».
7. Итог урока. Рефлексия.
Цель: осмысление полученных знаний.
Ожидаемый результат: умение творчески выражаться.
Педагогические приёмы: игровая форма, метод «Незаконченное предложение».
Слайд №12
Учитель: Я начну первая: «Благодаря цветам улучшается настроение!» А теперь вы продолжите фразу!
Учащиеся: Благодаря цветам появляется радость! Благодаря цветам мы дышим!
Заключительное слово учителя: Благодаря нашему совместному творчеству, на нашей солнечной поляне расцвело ещё больше замечательных цветов. Все сегодня творчески поработали. Спасибо за урок!
Эти композиции и цветы, которые вы прикрепили на одежду остаются вам на память о нашем уроке, цветы эмблемы можете использовать как закладки.
Раиса Апалькова, учитель изо и технологии Жуковской средней школы №22 Песчанокопского района Ростовской области
В прикрепленных файлах – таблички «Весна», «Лето», «Осень», презентация.
Комментарии