Десять лет назад, в год пятидесятилетия образования новосибирского Академгородка, я спросила учеников выпускного класса, как и когда был основан наш научный центр. Последовало длительное молчание. Пытаясь подсказать, я задала наводящий вопрос: в каком году был запущен первый спутник? Тишина.
Более того, стоящие на пороге самостоятельной жизни юноши и девушки не знали, какая страна первой вышла в космос… Подозреваю, что за десять прошедших лет ситуация не улучшилась. Между тем, достаточно зайти на сайт Академгородка, чтобы узнать все новости; праздничные мероприятия по случаю шестидесятилетия Сибирского отделения Российской академии наук расписаны на весь текущий год.
Как все начиналось, и при чем тут спутник?
В мае 1957 года академик Михаил Алексеевич Лаврентьев представил правительству страны доклад. Ведущий ученый и несколько его единомышленников выступили с инициативой: основать в Сибири научный центр, Сибирское отделение академии наук. Было принято решение построить Академгородок недалеко от Новосибирска – столицы Сибири, крупного города с населением полтора миллиона человек. За первые пять лет были возведены несколько научно-исследовательских институтов, университет, дома, школы, магазины, больница. Скоро исполнится 60 лет с тех пор, как правительством нашей страны было принято важное решение.
Несмотря на все сложности и перемены, Академгородок живет. Основное население по-прежнему составляют ученые, студенты, учащиеся школ. Многие институты теперь носят имена основавших их ученых, например, Институт гидродинамики имени М.А. Лаврентьева, институт геологии имени А.А. Трофимука. Многие улицы Академгородка названы в честь выдающихся ученых. Остановки транспорта называются Институт гидродинамики, Институт теплофизики, Вычислительный центр, Дом ученых…
Десяток лет назад я написала урок о нашей местной истории и многократно «прошла» его с учениками, причем не только с выпускных классов. Представила разработку на конкурсах, показала коллегам на многочисленных семинарах и конференциях, опубликовала в педагогической прессе и на международных сайтах.
Мои коллеги из разных стран регулярно пишут о том, что школьники не всегда знакомы с историей своей родной местности. Спрашивают меня, как собирать материалы по теме, как разработать задания, как сформатировать современный урок или цикл уроков.
Конечно, все нужное можно найти в интернете. Но я пользовалась большей частью другими источниками. Еще в начальной школе учителя рассказывали нам о том, как появился наш городок, водили на экскурсии, приглашали на внеклассные часы ученых, строителей. Очень много сведений я почерпнула в семье, сохранились семейные архивы, фотографии, слушала рассказы родных.
Работая в юные годы переводчицей, встречаясь позднее с работниками телевидения, других СМИ, я иногда чувствую себя эдакой ходячей энциклопедией. Могу провести по всем памятным местам, показать бережно сохраняемую Лаврентьевскую избушку – небольшой домик, где собирались молодые ученые в первые годы существования Академгородка. Знаю названия всех институтов, помню, почему улицы носит те или иные имена.
В последнее десятилетие отсутствие у молодого поколения познаний о том месте, где они живут и учатся, о собственной семье, а также интереса к ним все более заметны.
Приезжающие к нам в Сибирь ученые, педагоги неизменно удивляются. Почему школьники, студенты учат наизусть тексты о структуре парламента Великобритании, о таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, но не могут рассказать о своем родном городе?
Урок или классный час по местной истории можно провести и на занятиях по другим предметам, важно продумать, как сделать их увлекательными. А вот следующий шаг, возможно, – это урок или уроки о своей родине на иностранном языке. Мы же готовим молодых людей к общению с миром. Несмотря на обилие информации всякого рода в интернете, в том числе и сведений о России, о Сибири по-прежнему знают мало. Встречаясь на конференциях с иностранными учеными, мы часто слышим все тот же знакомый вопрос: «У вас в Сибири и цивилизация есть, и наука?!» Одну из своих задач как преподаватель, просветитель я как раз и вижу в том, чтобы рассказывать миру о Сибири.
Одна из памятных дат, которые все-таки не вызывают у жителей нашей страны сомнений независимо от возраста – 9 мая, День Победы. На уроках иностранного языка, на семинарах с коллегами я обычно обращаю внимание слушателей на то, что в Европе и США отмечают 8 мая, объясняю или напоминаю, почему, предлагаю почитать хотя бы Википедию. Во многих странах, невзирая на перемены, свято чтут этот праздник, помнят, кому Европа обязана свободой. Парад Победы – не только наше отечественное событие, его устраивают в разных уголках планеты. Находясь недавно в столице Австрии Вене, я сходила поклониться монументу памяти Красной армии, сфотографировала внушительную колоннаду с надписью на русском языке и памятник солдату-освободителю. У подножия величественной колонны, на вершине которой стоит статуя, всегда лежат цветы, венки. Такое наглядное пособие говорит юным слушателям больше, чем любые слова.
Как составить разработку урока, сделать его занимательным, помочь школьникам прочувствовать родную историю? Посмотреть образец можно здесь. Выполняя задания, учащиеся волей-неволей запомнят и массу полезных сведений. Иллюстрации, аудио и видео всегда можно найти в интернете, если у вас нет своих материалов. Если у вас достаточно сильный класс, предложите ребятам самостоятельно поискать интересные сведения в сети, сделать презентацию или сообщение. И обязательно поставьте «пятерку» каждому, кто выполнит такое дополнительное задание.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии