Сценарий урока по социальной психологии рассчитан на активное усвоение и практическое применение теоретических знаний по психологии общения студентами учреждений среднего профессионального образования 16-18 лет. Методический прием «Зигзаг», применяемый на уроке, позволяет вовлечь всех учащихся в процесс освоения материала. Практические задания ориентированы на развитие профессиональной направленности и осознание личностной значимости информации.
Предмет «Социальная психология». Раздел II. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Тип урока: комбинированный
Возраст детей: урок рассчитан на студентов III – IVкурсов образовательного учреждения среднего профессионального образования 16-18 лет.
Задачи
Обучающие: изучить особенности современной модели общения, его уровней, структуры; научить применять полученные знания в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Развивающие: способствовать развитию навыков работы в малых группах, самоконтроля, взаимоконтроля.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, дисциплинированности, развитие коммуникативных навыков.
Методы: методический прием «Зигзаг», словесные, наглядные, практические.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Материалы: задания для работы в группах, учебные тексты, маркеры, фломастеры, магниты, листы формата А3, цветные жетоны.
Оформление: на экране презентация; пространство: столы расставлены для работы в группах.
Сценарий урока опубликован в \”Учительской газете\”, №35 от 28 августа.
Здесь публикуются Приложения 4 и 5, не вошедшие в публикацию на страницах бумажной газеты:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные стороны процесса общения и их характеристика
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Можно характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения – общение, как обмен информацией.
Интерактивная сторона общения – общение как взаимодействие.
Перцептивная сторона общения – общение как восприятие и познания людьми друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма условны. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, их выделение возможно лишь для анализа.
Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
Коммуникабельность начинается с внимания к людям.
Ж. Лабрюйер
Процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
В условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации между двумя людьми:
– значимость информации играет особую роль, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл, понять, осмыслить.
– обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра.
– коммуникативное влияние возможно когда «все говорят на одном языке».
– в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
Возникновение коммуникативных барьеров может быть связано с рядом причин и соответственно выделяют три типа барьеров.
К первому типу относятся барьеры понимания. Выделяют барьеры фонематического понимания (возникают в случае использования невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов), семантические барьеры (участники общения используют различные значения слов), стилистические барьеры (возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает) и барьеры логического понимания (логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств).
Барьеры второго типа – это барьеры социально-культурных различий. Они определяются принадлежностью взаимодействующих к разным социальным слоям общества. По типу различий, их порождающих, выделяют социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. барьеры.
Существуют еще барьеры отношений, которые возникают когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции, неприязнь, недоверие к собеседнику. Люди склонны с большим доверием воспринимать информацию от тех, кто им нравится. От тех, к кому испытывают негативные чувства, труднее адекватно воспринимать сообщение.
Задание: ознакомьтесь с материалом и представьте в виде схемы информацию о коммуникативных барьерах, приведите примеры барьеров.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона общения)
Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы управлять.
И. Кант
Интеракция – это взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.
Э.Берн для обозначения функциональной единицы взаимодействия ввел понятие «трансакция». Трансакция – это взаимодействие двух эго-состояний индивидов. Эго-состояние – это актуальный способ существования «Я» человека, его позиция. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: Родитель, Ребенок и Взрослый. Данные позиции не связаны с социальной ролью – это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии.
Все эти три личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями:
(см. таблицу во вложении).Э.Берн предлагает управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, учет характера ситуации и стиля взаимодействия.
Приведите примеры общения между людьми, находящимися:
– в разных психологических позициях,
– в одинаковых.
Когда взаимодействие будет эффективным? В каких позициях должны будут находиться партнеры по общению, чтобы взаимодействие было успешным?
Олеся Бричковская, педагог-психолог Сургутского профессионального колледжа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
В списке вложенных файлов также – презентация к занятию.
Комментарии