Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок на тему «Особенности общения в современном мире. Структура и уровни общения»..

Дата: 21 августа 2012, 11:49
Автор:

Сценарий урока по социальной психологии рассчитан на активное усвоение и практическое применение теоретических знаний по психологии общения студентами учреждений среднего профессионального образования 16-18 лет. Методический прием «Зигзаг», применяемый на уроке, позволяет вовлечь всех учащихся в процесс освоения материала. Практические задания ориентированы на развитие профессиональной направленности и осознание личностной значимости информации.

Предмет «Социальная психология». Раздел II. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей

Тип урока: комбинированный

Возраст детей: урок рассчитан на студентов III – IVкурсов образовательного учреждения среднего профессионального образования 16-18 лет.

Задачи

Обучающие: изучить особенности современной модели общения, его уровней, структуры; научить применять полученные знания в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы в малых группах, самоконтроля,  взаимоконтроля.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, дисциплинированности, развитие коммуникативных навыков.

Методы: методический прием «Зигзаг», словесные, наглядные, практические.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Материалы: задания для работы в группах, учебные тексты, маркеры, фломастеры, магниты, листы формата А3, цветные жетоны.

Оформление: на экране презентация; пространство: столы расставлены для работы в группах.

Сценарий урока опубликован в \”Учительской газете\”, №35 от 28 августа.

Здесь публикуются Приложения 4 и 5, не вошедшие в публикацию на страницах бумажной газеты:

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Основные стороны процесса общения и их характеристика

Учитывая сложность общения, необхо­димо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Можно характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной.

Коммуникативная сторона общения – общение, как обмен  информацией.

Интерактивная сторона общения – общение как взаимодействие.

Перцептивная сторона общения – общение как восприятие и познания людьми друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Естественно, что все эти термины весьма ус­ловны. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, их вы­деление возможно лишь для анализа.

Общение как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

Коммуникабельность начинается с внимания к людям.

Ж. Лабрюйер

Процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

В условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации между двумя людьми:

– значимость информации играет особую роль, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся  при этом выработать общий смысл, понять, осмыслить.

– обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра.

– коммуникативное влияние возможно когда «все говорят на одном языке».

– в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Возникновение коммуникативных барьеров может быть связано с рядом причин и соответственно выделяют три типа барьеров.

К первому типу относятся барьеры понимания. Выделяют барьеры фонематического понимания (возникают в случае использования невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов), семантические барьеры (участники общения используют различные значения слов), стилистические барьеры (возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает)  и барьеры логического понимания (логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств).

Барьеры второго типа – это барьеры социально-культурных различий. Они определяются принадлежностью взаимодействующих к разным социальным слоям общества. По типу различий, их порождающих, выделяют социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. барьеры.

Существуют еще барьеры отношений, которые возникают когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции, неприязнь, недоверие к собеседнику. Люди склонны с большим доверием воспринимать информацию от тех, кто им нравится. От тех, к кому испытывают негативные чувства, труднее  адекватно воспринимать сообщение.

Задание: ознакомьтесь с материалом и представьте в виде схемы информацию о коммуникативных барьерах, приведите примеры барьеров.

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Общение как взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

Знать, чтобы предвидеть,

предвидеть, чтобы управлять.

И. Кант

Интеракция – это взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обме­няться информацией, но и организовать «обмен действиями», спла­нировать общую деятельность.

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.

Э.Берн для обозначения функциональной единицы взаимодействия ввел понятие «трансакция». Трансакция – это взаимодействие двух эго-состояний индивидов. Эго-состояние – это актуальный способ существования «Я» человека, его позиция. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций: Родитель, Ребенок и Взрослый. Данные позиции не связаны с социальной ролью – это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии.

Все эти три личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями:

(см. таблицу во вложении).Э.Берн предлагает управлять действиями участников взаимодействия через регулирование их позиций, учет характера ситуации и стиля взаимодействия.

Приведите примеры общения между людьми, находящимися:

– в разных психологических позициях,

– в одинаковых.

Когда взаимодействие будет эффективным? В каких позициях должны будут находиться партнеры по общению, чтобы взаимодействие было успешным?

Олеся Бричковская, педагог-психолог Сургутского профессионального колледжа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

В списке вложенных файлов также – презентация к занятию.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt