Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок критического мышления на тему: «Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской».

Дата: 16 марта 2012, 13:31
Автор:

Цели: рассказать о борьбе московских князей за первенство русских князей, о политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Осветить причины и последствия Куликовской битвы. Активизировать интеллектуальную деятельность подростков, основываясь на уже имеющихся знаниях. Задачи: учащиеся должны уяснить историческую необходимость объединения русских земель в одно государство, закономерность этого процесса.

карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)» Иллюстрация с сайта:  http://learning.9151394.ru/mod/page/view.php?id=142851

Оформление:

Ход урока

Рассказ о трех святых Руси. (Митрополите Алексии, Сергии Радонежском, Стефане Пермском).

В начале 40-х годов XIV века свершилось три знаменательных события: из Московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там скромный 40-летний инок Алексий. Тогда же один 20-летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу поставил маленькую деревянную келью с такой же церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св.Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспомнив двух остальных… Тесная дружба и взаимное уважение соединяли их друг с другом. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желал иметь его своим преемником.

Все три мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV века… В их лице сошлись для общего дела три основные части Русской земли: Алексий, сын боярина-переселенца, представлял старый киевский юг, Стефан – новый финско-русский север, а Сергий, сын ростовского боярина-переселенца, великорусскую средину. Они приложили к делу могущественные духовные силы. Это были образованнейшие русские люди своего времени. Потому ведь и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединявшиеся духовные его силы.

Митрополит Алексий шел боевым политическим путем, был преемственно главным советником трех великих князей московских, руководил их боярской думой, ездил в Орду ублажать ханов, отмаливая их от злых замыслов против Руси, воинствовал с недругами Москвы всеми средствами своего сана, карал церковным отлучением русских князей, непослушных московскому государю, поддерживая его первенство, с неослабной энергией отстаивая значение Москвы как единственного церковного средоточия всей политической разбитой Русской земли.

Уроженец города Устюга, в краю которого новгородская и ростовская колонизация, сливаясь и вовлекая в свой поток туземную чудь, создавала новую Русь, святой Стефан пошел с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать это дело просвещения заволжских инородцев. Так, церковная иерархия благословила своим почином две народные цели, достижение которых послужило основанием самостоятельного политического существования нашего народа: это средоточие династически раздробленной государственной власти в московском княжеском доме и приобщение восточно-европейских и азиатских инородцев к русской церкви и народности посредством христианской проповеди.

Третьему делу – нравственному воспитанию народа – и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Разумеется, он мог применять к делу средства нравственной дисциплины, ему доступные и понятные тому веку, а в числе таких средств самым сильным был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни; каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из них – великое событие, случившееся еще при жизни Сергия, а другой – целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни. В жизни русских монастырей начался замечательный перелом: оживилось стремление к иночеству. В 1340-1440 гг. из куликовского поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей. До половины XIV века почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами; с этого времени решительный перевес получают монастыри, возникавшие вдали от городов, в лесной глухой пустыни. Монастыри, основанные учениками преподобного или учениками его учеников, составляли почти четвертую часть всего числа новых монастырей. Огромное большинство новых монастырей возникло среди лесов Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал Северной Фиваидой православного Востока. Так создавалась Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий.

Вопрос к классу: что вы знаете об этом времени – первая половина XIV века?

Знакомство с новой информацией, остановки на обработку информации.

План урока.

1. Причины возвышения Москвы.

2. Политика московских князей.

3. Куликовская битва.

4. Интерпретации проблемы.

Краткий конспект нового материала:

1. Причины возвышения Москвы:

центральное географическое положение;

политика московских князей;

внешняя угроза;

соперничество за первенство Москвы и Твери (сравнить политику этих центров).

Вывод: события 60-70-х гг. укрепили роль Москвы как общерусского центра. Ее авторитет на Руси сильно вырос. Договор с Новгородом предусматривал совместную борьбу с Ливонией, Литвой и Тверью. Москва и другие княжества переходят к противостоянию Орде.

Айман Хамидуллина, учитель истории и граждановедения, Оренбургская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt