Цели урока: обучающая – познакомиться с личностью писателя А.С. Грибоедова, развивающая: развивать навыки выразительного чтения, воспитательная – воспитывать чувство ответственности, долга, честности.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, компьютер (презентация, подготовленная группой учащихся).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью писателя Александра Сергеевича Грибоедова.
2. Слово о писателе.
Эпиграф: Все в нем было необыкновенно привлекательно. А.С. Пушкин
Знакомство с выставкой книг о Грибоедове.
Учитель: На первом уроке литературы в этом учебном году вы делились своими впечатлениями о книгах, прочитанных летом. Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас вспомнили, какое впечатление произвела на вас комедия Грибоедова «Горе от ума».
Каждый из нас получает с рождения имя. В этом нет нашей заслуги. Но есть люди, про которых говорят: «Он сделал себе имя». Прозрением ученого. Кистью художника. Полководческой дерзостью. Бесстрашием землепроходца. Широтой государственного ума. Талантом писателя Грибоедов сделал себе имя.
Александр Сергеевич родился 4 (15) января 1794 года (менее достоверен вариант – 1795 год) в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье.
Из воспоминаний сестры Грибоедова (читает ученица): «Отец наш был ничем не примечательный. Домом управляла мать Настасья Федоровна, женщина крайне властная и резкая в обхождении. Она крепко любила сына, и сын платил ей такой же любовью; однако ее тяжелый характер нередко порождал между ними ссоры. Она никогда не понимала глубокого, сосредоточенного характера Александра и всегда желала для него только блеска и внешности».
Учитель: Под руководством опытных гувернеров Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности.
Запись в тетрадь
1794\\95 (?) год. Быт и нравы старинной дворянской семьи. Домашнее образование.
Учитель: В возрасте 7-8 лет был зачислен в Московский университетский пансион – одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. Знал 5 европейских языков, и не просто знал, а читал! Серьезно занимался музыкой, историей, литературой.
1803 год. Благородный пансион: удивительные способности к иностранным языкам, серьезные занятия музыкой; любовь к литературе, истории.
Учитель: Через три года поступает в Московский университет. 12-летний студент Грибоедов даже в те времена был редким исключением. За 6 с половиной лет прошел курс трех факультетов: философского, естественно-математического и юридического. Изучал тюркские языки. Был душой всех кружков (драматического, философского…). Большие познания имел по естествознанию. Читал Радищева и Фонвизина. Обратился к литературному творчеству. Но все ранние произведения Грибоедова до нас не дошли. Написал три вальса.
«Чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить Отечеству», – говорил Грибоедов.
1806 год. Московский университет. Словесное отделение философского факультета; естественно-математический и юридический факультет; студенческая среда, увлечение освободительными идеями. Вальсы.
Учитель: Но грянул 1812 год.
Ученик: Отечественная война 1812 года прервала учебные и литературные занятия Грибоедова тогда, когда он готовился к экзаменам на получение ученой степени доктора наук. Патриотический подъем всецело захватил юношу. Впрочем, ему не довелось участвовать в боевых действиях русской армии, он был переводчиком в штабе. В этот период написал драму «1812 год» о забитом крестьянине, который стал героем войны, а вернувшись с победой в Россию, опять стал крепостным. Но цензура не пропустила, и драма не вышла. С 1814 года Александр Сергеевич начал работать в Коллегии иностранных дел, а затем – на дипломатической службе в Персии. Встречи с Пушкиным, Кюхельбекером, Рылеевым, А.Бестужевым в этот период не могли не наложить отпечаток на мысли и творчество Грибоедова.
1812 год. Служба в армии. Драма «1812 год».
1817-1822 годы.
Коллегия иностранных дел. Дипломатическая служба в Персии.
Замысел комедии.
Пушкин, Рылеев, Кюхельбекер, А. Бестужев…
Учитель: 1823 год. «Горе уму» – так вначале называлась комедия Грибоедова. И, пожалуй, в таком виде название точнее выражает ее суть. Горе уму, горе благородству, свободолюбию в обществе, подобном обществу царской России, где правили Фамусовы. Уму Грибоедова не нашлось в том обществе места.
Первым словом всех современников о Грибоедове было всегда слово о его уме. И если Пушкин писал жене: «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом», – Грибоедов сказал бы: «… с талантом и умом».
Из воспоминаний князя Валериана Михайловича Голицина.
(Инсценировка)
Действующие лица:
Голицын, Одоевский, Федоров, Пущин, Грибоедов.
Голицын: Мы собирались у Одоевского. Туда же приходил и сочинитель Грибоедов. Они друзья. Он читал нам свою пьесу. Иные – ножом, иные – пулей, а он смехом себя убивает.
Грибоедов: Господа, продолжим чтение моей комедии. (Читает монолог Чацкого).
Голицын: Да вы веселый человек, господин Грибоедов.
Одоевский: Узнать Грибоедова – значит полюбить.
Грибоедов: Ну, полно, господа, вздор молоть!
Федоров: Почему вздор? Ваш Чацкий – настоящий герой.
Пущин: Господа, сто человек прапорщиков хотят в России сделать революцию.
Одоевский: Не сто человек, а весь народ…
Голицын: Ну, народ лучше оставьте.
Грибоедов: Народу до нас дела нет. Он разрознен с нами навеки. Господа и крестьяне в России – двух разных племен. И каким черным волшебством это сделалось, что мы чужие между своими? Поедемте, господа, в церковь. В храмах Божьих собираются русские люди, думают и молятся по-русски.
Далекий отсвет пушкинской плеяды… Нам вряд ли увидать другой такой. Не своды, не колонны, не аркады, А правда чувств в строке и за строкой.
Грибоедова признавали умнейшим человеком, и если снять с образа поэта застывшую маску классика-революционера, дать Чацкому возможность говорить интонациями обманутой любви, вы сердцем почувствуете, как иногда хочется ничего не понимать, не делать выводов, просто закрыть глаза и жить сладким обманом.
Звучит музыка. Вальс А.С.Грибоедова.
Поэт: Грибоедов лелеял мечту явиться в Персию пророком и сделать там преобразования.
Дипломат: Грибоедов укрепил честь русского имени, подписав договор о мире. В благодарность русский посланник единственный был удостоен чести сидеть в присутствии шаха, а русский государь пожаловал 4 тысячи червонцев и Анну с бриллиантом.
Ученик: Дипломатическая служба в Персии была тяжелой. За год Грибоедову удалось освободить 155 русских военнопленнных солдат. Подношений он не брал и следил, чтобы никто не занимался этим. Поэтому начались недовольства среди сослуживцев. Генерал Ермолов выпросил у царя разрешения, чтобы Грибоедов служил при нем секретарем по иностранным делам. В 1825 году Грибоедов приехал в отпуск в Москву. Москва строилась быстро, но устои оставались старыми. Александр Сергеевич мечтал увидеть «Горе от ума» в печати и на сцене, но все хлопоты были безуспешны: цензура не разрешила. Комедия не увидела свет при Грибоедове.
В октябре Грибоедов выехал на Кавказ, он должен был прибыть на службу к 1 января.
14 декабря на Сенатской площади произошло восстание, царь был уверен в участии Грибоедова в составлении плана переустройства России. Ермолову был отдан приказ об аресте. Генерал встретил Грибоедова за городом, предупредил.
За 2 часа до ареста Грибоедов успел уничтожить все улики. Когда допрашивали Рылеева, то он сказал, что никак не мог привлекать Грибоедова. Декабрист А.Бестужев тоже отрекся от участия Грибоедова в тайном обществе.
Ученица:
Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден; Но юноша в свободу был влюблен… Стянула петля дерзностную выю. Не он один: другие вслед ему, Прекрасной обольщенные мечтою, Раскаялись годиной роковою… Бог дал огонь их сердцу, свет уму, Да! Чувства в них восторженны и пылки, – Что ж? Их бросают в черную тюрьму. Морят морозом безнадежной ссылки.
Грибоедов был связан с декабристами, но вероятнее всего, не принадлежал к тайному обществу. В нем не было романтической пылкости его Чацкого. В победу декабристов он не верил, но идеям их сочувствовал.
Ученик: Опять отправили в Персию. Но это уже была политическая ссылка. По дороге он заезжал в Тифлис к князю Чавчавадзе. Здесь и состоялась встреча с 16-летней Ниной, дочерью князя, известного грузинского поэта. Ее женская прелесть не единственная награда природы. Кроткие глаза были умны, серьезны. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня влюбляется в Нину все больше и больше; он хотел бы быть отцом большого семейства. В этих мечтах Александр Сергеевич не видел ничего несбыточного. Но медовый месяц пролетел быстро.
«Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида. Прощай! Шесть букв приносят столько мук!». Больше Нина и Александр не встретились никогда.
Звучит музыка Глинки на стихи Пушкина.
1826 год. Семья Чавчавадзе. Политическая ссылка в Персию
Учитель: Не зная, как избавиться от Грибоедова, царское правительство устроило скандал, напустив толпу религиозных фанатиков на здание, где был Грибоедов с шестью сослуживцами. Грибоедов был в мундире, и сразу можно было определить, что он главный. Его истерзали так, что трудно было опознать. Но и этого было мало: его привязали к бешеной лошади. Труп опознали по пальцу, простреленному в свое время пулей Якубовича.
Бряцающий напев железных строф Корана Он слышал над собой сквозь топот тысяч ног… Толпа влачила труп по рынкам Тегерана, И щебень мостовых лицо язвил и жег. Трещало полотно, сукно рвалось и мокло, Влачилось клочьями, тащилось бахромой… Давно уж по глазам очков разбитых стекла Скользнули, полоснув сознанье вечной тьмой. – Алла! О, энталь – хакк! – раскатами гремели хула, глумленье, вой. – Алла! Алла! Алла! …Он, брошенный, лежал во рву у цитадели, Он слушал тихий свист вороньего крыла. О, если б этот звук воззвал к последним силам, Равнину снежную напомнил бы ему, Усадьбу, старый дом, беседу с другом милым И парка белого мохнатую кайму. Но шелест крыл, щемящей каплей яда Сознанье отправив, напомнил о другом; Крик воронья на льду, гранит Петрова града, В морозном воздухе – салютов праздный гром, – Быть может, в этот час он понял, – слишком поздно, – Что семя гибели он сам в себе растил, Что сам он принял рок империи морозной. Настиг его он здесь, но там – поработил; Его, избранника надежды и свободы, Чей пламень рос и креп над всероссийским сном, Его, зажженного самой Душой Народа, Как горькая свеча на клиросе земном. Смерть утолила все. За раной гаснет рана. Чуть грезятся еще снега родных равнин… Закат воспламенил мечети Тегерана И в вышине запел о Боге муэдзин.
Грибоедов укрепил честь России кровью. «Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя», – написал А.С. Пушкин в своем “Путешествии в Арзрум”, когда 11 июня 1829 года встретил арбу с телом Грибоедова.
Запись в тетради
1829 г. «Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя» А.С. Пушкин.
Учитель: После разгрома посольства в Тегеране и гибели Грибоедова как будто чья-то тайная рука уничтожила все бумаги из его личного архива, исчезли все до единого листка: там и авторский экземпляр «Горе от ума», и письма жены Нины, писавшей каждый день, дневники, конспекты. Возможно, хранятся они в чьем-то тайном архиве. Но где? В чьем? Удивительно также, что появилось подробное описание разгрома посольства, но подписи не было.
Лишь упрятанный в ящик, Всю горечь земную изведав, Он вернется в Тифлис, И коня осадивши в грязи, Пушкин спросит с коня: «Что везете, друзья? – Грибоеда. Грибоеда везем!» – Пробормочет лениво грузин. Кто же в ящике этом? Ужели сей желчный скиталец? Это тело смердит, И торчит, указуя во тьму, На нелепой дуэли Нелепо простреленный палец Длани, коей писалась “Горе уму”. И покуда всклокоченный В сальной на вороте ризе, Поп армянский кадит Над разбитой его головой, Большеглазая девочка Ждет его в дальнем Тебризе, Тяжко носит дитя И не знает, что стала вдовой.
Просьбу мужа Нина выполнила – похоронила его на Давидовой горе. Там же поставила памятник, выполненный скульптором В.И. Демут-Малиновским. Вдова искала слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?
Незабвенному его Нина».
Учитель: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов… Гибнут. Гибнут, чтобы не смириться и не перестать быть самим собой, гибнут на дуэли или на дипломатическом посту, но так или иначе – в борьбе за правду и добро.
3. Итог урока.
1. Что в биографии Грибоедова вас поразило?
2. Можно ли сказать, что жизнь Грибоедова полно и ярко отразила судьбу всего поколения дворянской интеллигенции 10-20-х годов? Обоснуйте свою мысль.
Ответы учеников.
4. Домашнее задание.
1. Учебник «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, часть 1. М., Просвещение, 2010 год – стр. 141 – 147, читать 1 действие комедии «Горе от ума».
2. Индивидуальное задание: история создания комедии «Горе от ума».
Залина Тепсуркаева, учитель русского языка и литературы средней школы №60 города Грозного Чеченской Республики
Комментарии