В Южном округе столицы произошла революция. Почти в трети школ (49 из 191) управление учреждениями совместно с директорами осуществляют родители, ученики, педагоги. И такие коренные преобразования стали возможны благодаря созданию в этих школах управляющих советов.
Сегодня в Южный округ за опытом уже спешат руководители не только столичных школ и округов. А «южане» охотно делятся своими достижениями. В конце августа для специалистов и юристов окружных управлений образования, директоров школ в школе №438 был организован «круглый стол» «Формы государственно-общественного управления образовательными учреждениями».
Закон «Об образовании» (статья 2) во главу угла поставил демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Статьей 35 этого закона определены формы самоуправления образовательного учреждения. Это совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Но из всех предложенных форм органов самоуправления на государственном уровне утверждено только Положение о попечительском совете образовательного учреждения (постановление Правительства РФ №1379 от 10.12.1999 г.). Как верно заметила в своем выступлении Людмила Александровна Дорофеева, начальник юридического отдела столичного департамента, нормативно-правовая база явно отстает от потребностей времени.
Статья 35 Закона «Об образовании» определяет, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. В уставе указываются структура, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности. Поэтому алгоритм создания органов самоуправления таков:
1) Внесение изменений в Устав.
2) Разработка положения.
3) Организация и проведение выборов.
В Южном округе с 2003 года в учреждениях образования в экспериментальном режиме отрабатывалась новая форма государственно-общественного управления – Управляющий совет.
NB
Управляющий совет – это коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных и назначенных членов. Он имеет управленческие полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы.
Какими полномочиями наделен Управляющий совет? Главное его отличие от других форм органов государственно-общественного управления – это обязательное исполнение всеми (в том числе и директором школы) решений, принятых Управляющим советом.
Татьяна Николаевна Фильчагина, советник начальника управления образования ЮАО по правовым и финансово-экономическим вопросам, убеждена, что родителей нужно заранее готовить к управлению школой. В процессе эксперимента стало ясно, что заинтересованность в подготовке школьных управляющих во многом зависит от информированности педагогов, учеников, их родителей. Конечно, руководитель школы вправе «сыграть первую скрипку». Ведь инициировать в конкретном учебном заведении создание Управляющего совета может директор школы, родители, работники школы, представители общественности. Словом, любой участник образовательного процесса имеет право проявить свою активность. С введением нормативного финансирования роль управляющих советов значительно повысилась. Как распределять ассигнования по статьям расходов? Как обеспечить эффективность расходов, если средств недостаточно? Эти и другие вопросы выносятся на заседания управляющих советов. Достигается не только прозрачность финансовой деятельности школы, но и в ходе работы изыскиваются возможности для привлечения дополнительных внебюджетных средств. Ведь все участники не сторонние наблюдатели, их роль в повышении качества образовательного процесса очень значима.
В округе постоянно действует «Горячая линия» для родителей. Оказываются индивидуальные консультации руководителям и представителям общественности по вопросам общественно-государственного управления. Предусмотрены также семинары для родителей, председателей комитетов, советов, директоров. Конференции, «круглые столы», обмен опытом решения проблем – вся эта кропотливая работа идет круглый год. В результате число руководителей, желающих поделиться управленческими полномочиями с другими участниками образовательного процесса, растет с каждым годом. Также у родителей и педагогов формируется активная гражданская позиция. Участие в управлении школой налагает огромную ответственность. Прежде чем принимать решения по деятельности школы (образовательной, финансовой, хозяйственной), необходимо много знать, хорошо разбираться во многих вопросах.
«Советы будут контролировать использование бюджетных средств школы и распределять внебюджетные деньги, участвовать в определении уровня оплаты труда учителей, согласовывать образовательные программы. Например, советы смогут принимать участие в выборе модели профильного обучения для старших классов, утверждать перечень предметов, изучаемых в рамках школьного компонента». (Из речи А.А.Фурсенко на заседании Правительства РФ от 22.09.2005 года).
– Родители – это сила! – заявила и Татьяна Дмитриевна Данилкина, директор 544-й школы. В этом учреждении наряду с Управляющим советом действует также созданный ранее попечительский совет. Функции их разграничены, и каждый выполняет свою миссию. Главным показателем успешной работы учреждения для директора Данилкиной стало желание родителей, чтобы их дети учились именно в этой школе. Комфортно ли детям в школе? На этот вопрос сегодня получен положительный ответ от 90 процентов ребят. А семь лет назад эта цифра составляла всего 36 процентов. С помощью советов удалось выполнить многие заветные желания юных жителей государства «Ювента». Ежегодно намечаются проблемы, которые нужно решить. Строительство бассейна, обустройство футбольного поля, обеспечение всех детей бесплатными завтраками… Великая сила – родители педагоги, дети, объединенные общими целями и задачами.
Темы семинаров для родителей, учеников, председателей родительских комитетов школ, классов, председателей и членов управляющих и попечительских советов на 2006-2007 учебный год:
– Школа как объект управления.
– Управляющий совет: сущность, основные полномочия, организация деятельности, этика взаимодействия. Позиция «дружелюбного критика».
– Как создать Управляющий совет? Устав и локальные акты.
– Комитеты и комиссии Управляющего совета. Школьники в совете. Функции секретаря:
– Программа развития – стратегический документ школы.
Интересную закономерность вывели в управлении образования Южного округа. Из школ, в которых есть управляющие советы, не поступило в последние годы ни одной жалобы.
Директор школы №1623 Людмила Яковлевна Голощапова эту закономерность объяснила просто. Руководителям выгодно делиться своими полномочиями с советами. Деятельность Управляющего совета – это большая поддержка школе.
– С помощью совета, – рассказывает Людмила Яковлевна, – мы решаем множество вопросов. У нас каждый родитель, ученик может высказать свои претензии, пожелания. Первые «открытые микрофоны» содержали в основном жалобы на учителей. А сейчас все это исчезло, пошли предложения об улучшении нашей школьной жизни, наказы совету. Вот несколько последних примеров. Управляющий совет решил вопрос об установке светофора при переходе Кировоградской улицы. Не я, директор, ходила и обивала пороги ГАИ и других инстанций, а уважаемые родители. Опять же благодаря их инициативе из здания убрали автоматы по продаже детям нежелательных чипсов, сникерсов и т.д. Единодушное мнение родителей впечатляет. Школа – это правовое пространство. Дети здесь учатся гражданской позиции.
Конечно, работа в совете требует от родителей и времени, и сил, и терпения. Но когда они видят реальную отдачу от своей деятельности, то энтузиазм, естественно, возрастает. Сергей Львович Орлов возглавляет Управляющий совет в школе №1158 почти три года. В составе совета 18 человек. Среди них три ученика старших классов, взрослые члены имеют самые разные профессии. Есть юрист, психолог, руководители различных структур. Особых проблем во взаимодействии нет. С декабря 2004 года проведено 16 заседаний. Все вопросы решаются коллегиально.
– Мы формируем бюджет, – охотно делится опытом Сергей Львович. – Решаем, к примеру, как распределить ассигнования по статьям расходов, какие статьи сделать приоритетными; куда направить полученную экономию и так далее. В зоне нашего внимания и множество других проблем. Так, в течение последних трех лет дискутировался вопрос о школьной форме. Лично я был категорически против формы. Но тем не менее в этом году введена единая форма большинством голосов. Но были учтены при этом и многие пожелания, найден компромисс. Заказали четыре вида. Ребятам нравится. Совет также принимает участие в решении вопросов о комплектовании десятых классов, о том, сколько первых классов будет набрано. Не секрет, что конфликты с родителями по этим вопросам – это головная боль для директора. Нам удается находить верные решения, убеждать. Общественность – великая сила. И с торговыми автоматами мы быстро разобрались. Собрали все свои доводы против их установки. Нас послушали. А вот последний случай. При забивке свай (по соседству со школой строится дом) в нашем здании стали трескаться стекла. Обращение директора школы к руководителям стройки действия не возымело. И тогда в это дело включился совет. Инициативная группа предъявила претензии строителям и счет. Через попечительский совет мы получили сумму, нужную для исправления нанесенного ущерба зданию.
А что касается затраченного времени, то все зависит от правильной организации. У нас хороший, толковый секретарь. К каждому заседанию готовятся предварительно вопросы, раздаются всем членам совета. Заседания проходят быстро, оперативно в течение часа. Обсудили, решили, приняли к исполнению.
Помогает в работе и то, что все полномочия между Управляющим советом и директором школы четко разграничены.
Участники «круглого стола» получили много пищи для размышлений. Они сумели воочию убедиться, как эффективна и плодотворна работа в условиях открытости системы образования. Важно только не бояться новых форм работы. Не могу не рассказать и еще об одном нововведении в Южном округе. Здесь разработано и утверждено в апреле этого года Положение о публичном докладе образовательного учреждения. Каждый директор обязан не реже одного раза в год представлять общественности отчет о деятельности своего учреждения. В подготовке такого доклада принимают участие представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, школьные администраторы, ученики, родители. Доклад публикуется и распространяется в формах, возможных для конкретного образовательного учреждения.
Итоги
Учитывая социальную значимость демократизации управления образовательными учреждениями, участники «круглого стола» рекомендуют:
принять меры по повышению эффективности существующих государственно-общественных форм управления московским образованием;
активизировать работу по выявлению, обобщению и распространению опыта сочетания единоначалия и самоуправления в управлении образовательными учреждениями;
принять необходимые меры по формированию комплексной нормативной правовой базы города Москвы, обеспечивающей государственно-общественный характер управления образовательными учреждениями и оптимальное сочетание единоначалия и самоуправления;
разработать рекомендации по реализации принципов государственно-общественного управления образованием и формам проведения публичной отчетности образовательными учреждениями;
организовать целенаправленное обучение представителей органов государственного и общественного управления образовательными учреждениями по вопросам организации и развития государственно-общественного управления образованием.
Комментарии