search
main
0

Управление проектами в образовании: технологии анализа, планирование и реализация

​Новые тенденции в системе московского образования свидетельствуют о том, что к управлению образованием чаще стали привлекать специалистов, имеющих опыт работы и дипломы, отличные от педагогического.

Учредители образовательных организаций считают, что современный администратор должен иметь управленческую подготовку. Все это предопределило содержание реализуемой уже второй год кафедрой управления проектами Московского городского педагогического университета (МГПУ) магистерской программы «Управление проектами в сфере образования: технологии анализа, планирование и реализация», предназначенной для слушателей, стремящихся построить управленческую карьеру в сфере образования, к которой относятся не только образовательные организации, но и вся сфера, где человек взаимодействует с человеком, обмениваясь информацией и знаниями.В задачи программы входит подготовка основных категорий административно-управленческого аппарата в сфере образования:- руководителей образовательных организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений;- сотрудников федеральных и городских структур управления образованием;- экспертов в области образовательной политики, разработчиков социально-образовательных проектов.Слушатели магистерской программы получают знания по современной теории управления, стратегическому анализу, экономике и методам исследований в менеджменте. В процессе обучения студенты овладевают навыками моделирования, планирования и реализации проектов, проходят организационно-управленческую практику, ведут самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Подготовка магистерской диссертации связана с участием магистранта в реализации собственного проекта.Конкурентное преимущество магистра – выпускника кафедры управления проектами МГПУ в том, что овладение универсальными компетенциями позволит ему успешно руководить проектами в рамках федеральных и региональных государственных программ, работать в органах государственного управления, бизнес-структурах и общественных организациях. Как правило, обучающиеся по программе к моменту поступления в магистратуру уже были специалистами с практическим опытом работы в различных сферах деятельности.На втором курсе магистерской программы «Управление проектами в образовании» обучаются три работника Центра образования №548 «Царицыно», который входит в Топ-400.В сентябре 2013 года на кафедре управления проектами МГПУ впервые в стране была открыта магистерская программа «Бизнес-педагогика». Еще на стадии разработки программы у профессионалов и потенциальных участников программы было много обычных для открытия нового направления вопросов: «Как будет устроена программа, какие курсы станут базовыми и вариативными, кто может стать участником программы?» Но абсолютно всех интересовало и удивляло название: почему «бизнес-педагогика»? Какое отношение бизнес имеет к образованию? Позволяет ли участие в программе наладить коммерческую деятельность в сфере образования?Этот интерес не случаен, поскольку сегодня педагогическую деятельность, педагогическую подготовку и систему педагогического образования профессионалы и широкая общественность воспринимают как решение задач воспитания и обучения детей в школе. Основные усилия профессионалов и общества в целом, направленные на развитие педагогических исследований и педагогического образования, требуют переосмысления и развития институтов школы и учительства. Поэтому словосочетание «бизнес-педагогика» сегодня пока непривычно.С другой стороны, бизнес-деятельность редко видят как объект возможного приложения педагогических усилий. Система бизнес-обучения сегодня представлена многочисленными участниками, самыми разными структурами, реализующими разное содержание и форматы работы: существуют бизнес-школы, факультеты менеджмента в вузах, школы и курсы управления, МВА. Предметам бизнес-обучения отводят значительную роль, а вот современные методики и технологии обучения часто заменяют доверие к возможностям электронных средств, встречи с профессионалами и «интерактив». Однако современный рынок труда требует от бизнес-обучения сформированности конкретных профессиональных и управленческих навыков и компетенций, а встречи с успешными и интересными людьми, конечно, этому способствуют, но, увы, не решают эту задачу. Как показала практика, единицы успешных специалистов, менеджеров и руководителей могут описать и объяснить опыт своего успеха, еще меньше – умеют и готовы учить этому других. Так возникла идея педагогической магистерской подготовки специалистов в области бизнес-обучения. Руководитель программы, доктор педагогических наук, профессор Н.Жадько – партнер ООО «Большая перемена», автор многих книг и публикаций по проблемам бизнес-тренинга, работающий в различных программах бизнес- и организационного обучения с 1998 года.Основными идеями для разработки новой программы стали представления о том, что бизнес-педагогика может стать общей системой координат и системной площадкой для объединения усилий и взаимодействия бизнеса, вузов, учебных и образовательных структур, бизнес-тренеров, тренинговых и консалтинговых организаций, различных инициатив в области прикладных педагогических исследований и, конечно, подготовки специалистов в области бизнес-обучения, умеющих решать задачи развития бизнеса педагогическими средствами – определять корректное содержание обучения и применять адекватные содержанию современные педагогические технологии. Причем готовить их будут тоже специалисты, умеющие учить людей для решения организационных задач.Поддержка руководства МГПУ и кафедры управления проектами инновационного педагогического проекта «Бизнес-педагогика» позволила в сентябре 2014 года начать обучение первых магистрантов. Все учебные курсы представлены в форме семинаров, тренингов, мастер-классов, которые проводят специалисты-практики, в том числе ведущие специалисты в области бизнес-обучения.Магистранты программы не только получают представление о тенденциях, возможностях и особенностях развития бизнес-обучения, учатся на учебных семинарах самостоятельно определять потребности и задачи бизнес-обучения в конкретной организации, но и разрабатывают систему обучения для этой организации, учатся организовывать и проводить тренинги, семинары, консультации.Среди наших магистрантов разные специалисты: бизнес-тренеры, работники вузов, специалисты центров дополнительного обучения. Какие возможности уже открыла для них программа в первый год обучения? Магистрант первого года обучения И.Морозова, заместитель декана факультета менеджмента и государственного и муниципального управления «Международного юридического института», считает: «На мой выбор магистерской программы повлияло участие в тренинге для тренеров, который проводился Н.Жадько в нашей организации. Очень полезное обучение, мне понравился как сам тренинг, так и тренер, захотелось научиться проводить достойные тренинги и продолжить общение с профессионалами. В рамках магистерской диссертации я планирую разработать технологию дистанционного (по новому закону об образовании «электронного») обучения, которую можно будет опробовать на базе Международного юридического института. Достоинства программы: практическая направленность, фактически индивидуальные занятия и подход, чрезвычайно интересное изложение материала преподавателями, особенно преподавателем М.Чуркиной и профессором Н.Жадько. Уже сейчас получается разрабатывать собственные программы тренингов, получать адекватную оценку как самой программы, так и техники проведения тренинга. Общее впечатление очень позитивное!»Магистранты программы «Бизнес-педагогика» постоянно осваивают различные групповые, интерактивные формы и методы интенсивного обучения, учатся анализировать тенденции и процессы развития бизнеса как предмета бизнес-обучения, навыки формирования предметного содержания обучения для решения организационных и бизнес задач, проводить диагностику и исследования в области бизнес обучения, самостоятельно разрабатывают учебные программы, проводят, пробуют оценивать результативность и эффективность бизнес-обучения.Результаты первого года обучения уже сегодня позволяют говорить о том, что программа «бизнес-педагогика» дает широкие возможности личного и профессионального роста не только для карьеры в сфере бизнес-обучения. Сильной стороной программы стал акцент на обучении магистрантов современной педагогической деятельности – навыках работы с содержанием обучения, технологичности обучения. Поэтому программа постепенно расширяет границы и становится популярной не только у бизнес-тренеров, консультантов, руководителей тренинг-центров, но и всех, кто хочет сменить профессию, расширить репертуар своих профессиональных и личных возможностей в педагогической сфере.Информация к сведениюДля поступления на магистерские программы кафедры управления проектами МГПУ необходимо иметь высшее образование, подтвержденное квалификациями «бакалавр» или «специалист». Вступительное испытание представляет из себя один конкурсный вступительный экзамен (по профилю подготовки) в виде выполнения письменной работы, которая оценивается по 100-балльной шкале. Обучение осуществляется за счет бюджетного финансирования (по 10 мест на каждой магистерской программе), а также на платной основе. Форма обучения: очно-заочная, а общая продолжительность обучения: 2 года.Подробная информация для поступающих размещена на официальном сайте кафедры управления проектами МГПУ http://www.mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=496.Мнение по поводуЕфим РАЧЕВСКИЙ, директор ЦО №548:- Я представлял, какую подготовку предлагает кафедра управления проектами МГПУ, и нисколько не сомневался, рекомендуя своим подчиненным подобное обучение. Непросто было нашим сотрудникам совмещать работу с обучением, но затраченные усилия стоят того. Оканчивающих магистратуру ждет если не повышение по службе, то как минимум расширение сферы ответственности.Мария КОКУРИНА, заместитель директора Центра образования №1811, руководитель дошкольного подразделения, студентка 1-го курса магистерской программы «Управление проектами в образовании»:- Наш центр образования сейчас находится в стадии объединения с несколькими школами и детскими садами района «Измайлово». Это масштабная работа, которую необходимо рассматривать как длительный проект, в котором я принимаю участие в качестве участника управленческой команды. Магистерская программа поможет обобщить знания общих законов управления и принципов проектного управления, повысить уровень компетенции.Мария МУРАНОВА, заместитель директора Центра по учебно-методической работе в начальной школе, учитель ИКТ и английского языка первой квалификационной категории Центра образования №1811, студентка 1-го курса магистерской программы «Управление проектами в образовании»:- Поступала в магистратуру с желанием получить новые знания, повысить уровень компетентности. Проектный подход часто применяется нами в образовательной деятельности начальной школы, но не хватает теоретических знаний и структуризации. Ожидания оправдались, очень полезен разбор и анализ конкретных образовательных проектов.В группе магистрантов первого года обучения обучаются сотрудник Департамента образования, три работника Центра образования №1811 и учитель из средней общеобразовательной школы №998.Александр Рывкин, директор школы №1811, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат исторических наук:- В прошлом году наш Центр образования предложил попробовать свои силы в магистратуре трем перспективным сотрудникам. Пока еще рано говорить о том, что каждый из них готов вести собственный проект, но определенный прогресс в их понимании того, что такое управление школой, имеется. Я допускаю, что через некоторое время уже все мы будем прислушиваться к их мнению, а им можно будет доверить самые проблемные участки школьного управления.П.ШЕВЧЕНКО, доцент кафедры управления проектами МГПУ;Н.ЖАДЬКО, профессор кафедры управления проектами МГПУ;С.ВЕСМАНОВ, заведующий кафедрой управления проектами МГПУ;Д.ВЕСМАНОВ, старший преподаватель кафедры управления проектами МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте