search
main
0

Управление преобразованиями – сопровождение инновационных проектов

​Когда мы рассуждаем об экспертном сопровождении образовательных инноваций или инноваций в образовании, нужно договориться в экспертном сообществе о том, что в этих инновациях предмет экспертизы, к какому результату эксперты сопровождают инноваторов, чем такое экспертное сопровождение полезно самим новаторам, сфере образования, городу как территории новаций.

Важно понимать,  как экспертное сообщество  взаимодействует с административной властью, как экспертное знание об инновациях влияет на управленческие решения о развитии сферы образования, ведь по большому счету у эксперта и управленца вместе взятых на эти вопросы есть общий ответ – превратить локальные инновации в ресурс и потенциал развития всей сферы образования, а такой ответ предполагает многообразие сценариев развития, многоуровневое экспертное видение и управленческое умение – управления многообразием.В 2013 году мы организовали систему экспертно-аналитического сопровождения инновационных проектов в сфере московского образования. Экспертная деятельность была организована так, чтобы, с одной стороны, поддержать инициативы людей, организаций, сообществ (проектные команды образовательных комплексов, городской Совет молодых педагогов, инициативы школьников, родителей, управляющие советы и сетевые проекты партнерских организаций), а с другой стороны,  интегрировать эти проекты с приоритетами госпрограммы «Столичное образование» (раздел 03Г0800 – «Развитие инновационных механизмов и инструментов развития образования»), а деятельность – с развитием по параметру «социально-культурная среда», основным в рейтинге инновационных городов мира – Innovation Cites Top 100 Index (Москва ставит амбициозные задачи – вхождения в Топ-20 инновационных городов мира). Тем самым мы помогали встретиться гражданским инициативам отдельных образовательных организаций и сообществ с государственными задачами развития образования и города.Созданное нами экспертное сообщество реализовывало спектр функций. Одна из  важнейших функций –  – быть системным интегратором, но есть и другие не менее важные функции:   быть оценщиком результативности и эффективности инноваций, проводником управленческих решений о развитии образования с опорой на «точки роста» – практику инновационных площадок, ресурсом развития самих инноваторов за счет обратной связи и обсуждения  достигнутых результатов, дефицитов и перспектив инновационного проекта. В этом смысле экспертиза – хорошая практика гуманитарного управления и развития человеческого капитала проектных команд. Так, понимая функции экспертного сообщества в развитии человека, образования, города, реализации госпрограмм, поддержке инициатив проектных команд и оценке результатов проектов, мы с коллегами разработали систему экспертно-аналитического сопровождения проектов развития образования, программ развития образовательных организаций и госпрограммы «Столичное образование», в  ноябре 2014 г.  наша разработка была презентована на федеральном уровне и стала победителем Первого конкурса профессионального управления проектами в государственном секторе «Проектный Олимп», организованномго Аналитическим центром Правительства Российской Федерации http://ac.gov.ru/events/04144.html, http://pmolimp.ru/2014/news/0318-Obyavleny-pobediteli-konkursa-Proektnyj-Olimp.html. Как системные интеграторы, мы провели за 2013-2015 годы образовательные семинары и экспертно-аналитические сессии для руководителей инновационных площадок и проектных команд  по темам «Управление по результатам», «Дизайн показателей эффективности проектов и программ «Столичное образование», «Москва – инновационная столица России», межведомственные тематические форумы региональных инновационных площадок-образовательных организаций  совместно с Центром инновационного развития Москвы (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства),  центрами молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), технологической поддержки образования (ЦТПО) при университетах. Мы считаем, что инновационная инфраструктура города развивается как система отношений между сообществами, организациями и их сетевыми формами, в  результате такой практики межведомственного и межорганизационного взаимодействия была создана профессиональная ассоциация «Новаторы Москвы в сфере образования».  В процессе оценки результативности и эффективности инновационных проектов в сфере образования Москвы мы разработали не только критерии и формы экспертизы, но и Реестр инновационных продуктов, создали карту внедрения инноваций в образовательную практику на основе существующих коридоров возможностей (сетевые формы образовательных программ, электронное обучение, формирование госработ образовательной организации на проведение семинаров, конференций, тематических площадок, способствующих внедрению инновации через вовлечение педагогов в ее реализацию). Интересными получились результаты сопоставления инновационных разработок образовательных организаций, сумм финансовых субсидий ДОгМ, затраченных  на реализацию проектов, и позиции образовательной организации в рейтинге «Топ-300», ставшем основным инструментом оценки вклада школ в качество образования.Место в рейтинге «Топ-300» образовательных организаций – инновационных площадок Мы изучали также,  как изменяется профиль управленческих компетенций у членов проектной команды,  по  методике Leadership Architect оценены компетенции управленческой деятельности 26 проектных команд образовательных организаций. Работа в проектной команде, анализ реализации инновационного проекта с участием экспертов способствуют развитию управленческих компетенций и согласованности командных ролей в проектной команде. То есть  можно сказать, что инновационный проект – это еще и интенсивная форма профессионального развития участников проекта. Поэтому мы считаем важным использовать потенциал инновационных площадок при организации курсов повышения квалификации и в 2014 году вместе с коллегами – руководителями инновационных площадок разработали систему стажировочных программ Prof-Innov  (стажировка как форма реализации программ дополнительного профессионального образования (ст. 76 Закона «Об образовании в РФ»  №273-ФЗ).В таком подходе к разработке стажировочных программ на базах инновационных площадок  есть  важный социально-экономический аспект. Если Москва позиционируется как инновационная столица России (подпрограмма «Москва – инновационная столица России» госпрограммы Москвы «Стимулирование экономической активности»), то необходимо понимать, чем подкрепляется эта позиция, какое количество инновационных услуг экспортируют в регионы России. С 2013 по 2015 год такие программы были реализованы по запросу ХМАО – Югры, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Свердловской области, Ижевска, Татарстана, Камчатского края. Для самих педагогов образовательных организаций столицы такой подход с участием экспертов в организации КПК в форме стажировок позволит наращивать социальный капитал и сетевое взаимодействие, а также сделать программы ДПО более практико-ориентированными и соответствующими новым задачам профессионального развития и опережающей подготовки.Таким образом, экспертиза становится ресурсом развития самих инноваторов за счет обратной связи, рефлексии и  информации о достигнутых результатах, дефицитах и перспективах инновационного проекта. Эксперт – носитель практики гуманитарного управления и развития человеческого капитала проектных команд. Наконец, экспертиза – основание управленческих решений о развитии образования. В таком понимании экспертизы экспертное сообщество становится проводником управленческих решений о развитии образования с опорой на точки роста – практику инновационных площадок. Экспертная деятельность – это деятельность над деятельностью: управление преобразованиями на основе диалога проектно-экспертных сообществ. Сопровождающая управленческие решения экспертная деятельность в сфере образования позволяет реализовать ценность развития. В основе экспертной деятельности как управления развитием лежит жизненный цикл преобразовательных замыслов. Экспертно-аналитическое управление с участием множества акторов на основе отношений диалога, обратной связи в управленческих решениях и анализа сценариев их возможной реализации  – это более сложная модель управления. Такого рода экспертная деятельность может стать институтом общественных изменений, их осмысленной инициации и взвешенной оценки последствий. За период 2013-2015 гг., связанный с деятельностью экспертно-аналитического сопровождения проектов развития московского образования, образовательных организаций – инновационных площадок, мы создали базу аналитических данных, констатирующих изменения образовательных практик, компетенций руководителей в принятии управленческих решений, динамики образовательных достижений обучающихся за период реализации инновационных проектов, анализ созданных инновационных продуктов, анализ запросов регионов России на изучение лучших управленческих и  образовательных практик Москвы в форме стажировок. Мы сохраняем  экспертную деятельность в новой институциональной форме – сообществе «Новаторы Москвы в сфере образования» и  предполагаем,  что  одна из образовательных организаций, входящих в сеть новаторов, могла бы взять на себя функции ресурсного центра как центра координации сети инновационных проектов, организации их экспертизы и развития с участием экспертов-профессионалов из разных организаций. Электронная база экспертов и организационные механизмы экспертизы для этого разработаны на платформе Prof-innov.    Ольга ФИОФАНОВА, и. о. директора ЦО №1601, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте