Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Управленческие кадры: цифровые инструменты директора школы и его управленческой команды

Сегодня школьные управленцы выстраивают свою работу на основе анализа больших данных, взятых из открытых информационных систем города
УГ - Москва, №48 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Технологические изменения, которые сегодня происходят в мире, характеризуются беспрецедентной скоростью, масштабом и воздействием на все сферы жизни общества. Ни одна страна мира сегодня не может быть сильной, если она не знает и не управляет своей экономикой с использованием новейших цифровых технологий – Big Data, когда анализируются большие объемы данных, для того чтобы понимать, как развивается экономика, и выстраивать систему стратегического планирования.

В арсенале директоров и управленческих команд московских школ стремительно расширяется набор задач, связанных с цифровыми ресурсами. Сегодня школьные управленцы выстраивают свою работу на основе анализа больших данных, взятых из открытых информационных систем города. Чтобы оставаться конкурентоспособными, эффективными, им необходимо постоянно учиться и уже недостаточно делать ставку только на профессиональные знания и опыт, необходимо обладать надпрофессиональными навыками и меняться в соответствии с меняющимися запросами мира.

Какие факторы влияют на эффективность обучения и как можно использовать эти знания на практике

«Целевая модель компетенций»-2025 (Digital Russia «Россия 2025: от кадров к талантам», 2017) предлагает классификацию навыков и качеств работников ХХI века, которая делит надпрофессиональные навыки на три вида: когнитивные, социально-поведенческие и цифровые. Все они необходимы для решения задач в условиях изменений так называемой неконтролируемой среды. Когнитивные навыки формируют компетенции, необходимые для постоянного обучения, организации работы в команде, взятие на себя ответственности за результат. Они позволяют адаптироваться к меняющимся условиям, переключаться между разноплановыми задачами, находить эффективные решения. Без развития социально-поведенческих навыков невозможно построить работу в разновозрастных, кроссдисциплинарных командах. Цифровые навыки необходимы для полноценного использования возможностей, которые дают современные технологии, для продуктивной работы на тех позициях, где искусственный интеллект, «цифра» и роботы дополняют человека.

Повышение качества сегодня – основной вызов, определяющий развитие системы образования на всех уровнях. Данное требование, в свою очередь, делает необходимым индивидуализацию и персонификацию обучения – только с учетом данных принципов можно достичь максимальных для каждого участника результатов. Особое значение имеет готовность руководителя к освоению и применению современных цифровых инструментов.

В Москве создана открытая система непрерывного профессионального развития современного школьного управленца, ориентированная на адресную поддержку управленческой деятельности на основе конкретных задач, поставленных городом перед системой образования, и государственно-общественных требований к перспективным направлениям его развития.

Непрерывное профессиональное развитие управленческих кадров в Москве включает в себя три взаимосвязанных и взаимодополняющих компонента: обучение, поддержку и сопровождение, которые можно рассматривать как целостную систему.

1. Обучение через повышение квалификации, тренинги, мастер-классы, проектные мастерские, проекты «Взаимообучение московских школ», «Суббота московского директора», «Управленческая среда», «Вечерняя школа для управленцев».

2. Поддержку через селекторные совещания ДОНМ, ресурсы сайта «Школа большого города», портал Дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы (ДПО), электронное учебное пособие «Новые инструменты управления школой», «Навигатор для директора».

3. Сопровождение управленческой деятельности через менторское и экспертное сопровождение.

Внешняя среда

Как свидетельствуют данные, повысить успешность обучения может наилучшим образом организованная внешняя среда, то есть чем она разнообразнее и чем регулярнее становится полученный опыт, тем эффективнее становится и обучение. Обучение управленческих кадров осуществляется не только через повышение квалификации, тренинги, мастер-классы, проектные мастерские, но и разнообразные проекты: «Взаимообучение московских школ», «Суббота московского директора», «Управленческая среда», «Вечерняя школа для управленцев», которые и обеспечивают эффективность обучения.

Как показывает анализ, корпоративное обучение имеет существенные отличия от академического – для него важно с помощью новых знаний и умений управленцев гарантировать применение этих знаний и умений на постоянной основе. Учитывая эти факты, обучение управленческих кадров все больше проводится через микрообучение, когда под определенную задачу выбирается определенный тренинг или группа тренингов, мастер-класс, проектная мастерская. Такая форма в Москве стала привлекательной для управленческих и административных команд школ, когда директор школы видит сильные стороны каждого члена своей команды, и это позволяет впоследствии более успешно управлять школой.

Как цифровые инструменты влияют на эффективность подготовки управленческих кадров?

Цифровые инструменты обучения позволяют проводить одновременное обучение до нескольких сотен участников. Обучение с использованием платформы «цифрового тренера» позволяет сохранить классический контекст «преподаватель – обучающийся» со всеми преимуществами этого взаимодействия: немедленная обратная связь, эмоциональная поддержка, сотрудничество в группах, отработка навыка в рабочих ситуациях с реальными партнерами.

Электронная система «цифровой тренер» позволяет организовать работу индивидуально и в группе. Преподаватель распределяет участников случайным образом или по уровню усвоения ими знаний, в соответствии с результатами тестирования. Каждый участник имеет возможность решить тестовое задание и ответить на вопросы кейса.

Современному управленцу для формирования навыков необходим инструмент, который позволит в форме симулятивной практики осуществлять управление школой и выявлять точки роста. Управленческий тренажер директора – это уникальный современный и технологичный инструмент.

Участники оказываются в ситуации вновь назначенной управленческой команды, они имеют возможность строить свою работу на основе анализа цифровых параметров, собранных в отдельном блоке и/или опираться на собственный управленческий опыт и знания. Симулятор позволяет увидеть жизнь управленческой команды в виртуальной школе, ознакомить участников с функциональными обязанностями директора, содержанием деятельности административно-управленческой команды. В тренажере представлено более 800 параметров, что дает возможность отработать на практике такой аспект управленческой деятельности, как развитие образовательной организации в условиях конкурентной среды, рационального использования социокультурных ресурсов города. Он позволяет принимать управленческие решения в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Важнейшей частью управленческого тренажера является гибкая система диалоговых ситуаций, что предполагает решение реальных кейсовых задач из опыта работы директоров московских школ: обращения родителей, собеседование и трудоустройство сотрудников, профессиональное развитие педагогического коллектива.

Для достижения поставленных целей симулятор предлагает широкий выбор инструментов и механизмов, доступных системе столичного образования. Часть решений, принимаемых командой в течение года, имеют отложенный эффект и вступают в силу через год, что требует от команды планирования деятельности на несколько лет вперед и прогнозирования результатов.

Рефлексивный анализ управленческих решений, принятых в рамках занятия на управленческом тренажере директора, позволяет выявить дефициты и конкретизировать точки роста для организации и планирования профессиональной деятельности управленческих кадров. На данном этапе выявляются причинно-следственные связи между принятыми управленческими решениями и полученными результатами. В тренажере моделируются 5 функциональных областей управления: кадры, ресурсы, процессы, результаты, информация.

Успешность игры обеспечивается согласованностью действий всех участников. Тренажер не позволяет достичь высокого результата без эффективной коммуникации внутри играющей команды.

Таким образом, в ходе работы на тренажере участники отрабатывают ключевые управленческие навыки анализа, планирования, организации и контроля своей деятельности, формируют навыки командного взаимодействия.

Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности директора школы и его управленческой команды образуют его индивидуальную карьерную цифровую историю. На ее основе формируются цифровые следы, свидетельства о достижении определенных образовательных цензов и квалификаций, рекомендации, портфолио.

Представленные практики использования цифровых технологий в подготовке и повышении квалификации руководителей образовательных организаций г. Москвы постоянно совершенствуются, их список расширяется и пополняется, отвечая возрастающим потребностям большого города.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt