Николай РАЗИНКИН, директор Московского колледжа железнодорожного транспорта:
– Тенденции и перспективы развития общества, его экономики выдвигают новые требования к работникам всех уровней и квалификаций. В современной России происходит значительное расширение функций, обеспечивающих управление сложными техническими системами. Решение таких задач подвластно практико-ориентированным специалистам, сочетающим фундаментальную подготовку с умениями и навыками.
Подготовка таких кадров сегодня возможна только в системе непрерывного образования, одним из важных звеньев которого такой уровень среднего профессионального образования, при котором современные образовательные стандарты предусматривают более 50 процентов учебного времени практических занятий и производственной практики. Потребность в специалистах такого уровня подготовки, адаптированных к современным условиям, не требующим доводки на производстве, в 1,5 раза превышает потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием.
В транспортной отрасли успешно функционирует одна из старейших систем среднего профессионального образования в стране. Ярким примером могут стать колледжи и техникумы железнодорожного транспорта, которые ведут подготовку специалистов среднего звена по девяти группам специальностей с контингентом студентов около 80 тысяч человек. Ежегодно до 70 процентов от плана приема в средние специальные учебные заведения составляют студенты, направляемые на обучение целевым назначением работодателей. В отрасли до сих пор действует система распределения выпускников. Это результат плодотворного социального партнерства и сотрудничества с основным заказчиком – предприятиями железнодорожного транспорта.
В системе среднего профессионального образования транспортной отрасли сегодня в целом сложилась стабильная, относительно благоприятная ситуация с учебно-материальной базой, информатизацией учебного процесса, созданием учебно-методического обеспечения. Но вместе с тем очевидна необходимость перехода отраслевой системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего обучения, пополнение и обновление учебной материальной базы, обеспечение средних специальных учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами.
Актуальность принципа опережающего развития транспортной инфраструктуры, интенсивное развитие техники, технологических процессов, информационных технологий, внедрение современного метода управления перевозками – все это диктует необходимость качественного реформирования отраслевой системы образования наряду с сохранением ее положительного опыта, проверенного десятилетиями.
Сегодня учебные заведения транспорта вступили в активную фазу реформирования. Одна из главных задач – это сохранение системы среднего профессионального образования в составе университетских комплексов. Студент, обучающийся по программе высшего профессионального образования, экономически целесообразен для учебного заведения, поэтому есть опасение, что может произойти замена контингента студентов среднего профессионального образования на высшее.
Кроме этого, есть обеспокоенность, что система комплектования контингента студентов и финансирования развития материально-технической и учебно-лабораторной базы техникумов и колледжей будет проходить по остаточному принципу. В связи с предполагаемой новой образовательной реформой и переходом на всеобщее 11-летнее образование (обучение) возникнет много вопросов о приеме в колледжи и техникумы студентов после 9-го класса, на которых ориентировано в основном среднее профессиональное образование.
Наряду с этим реформирование системы отраслевого образования открывает перспективы сохранения отраслевой системы среднего профессионального образования в условиях демографического спада, сохранения учебно-материальной базы колледжей и техникумов и возможности активно использовать материально-техническую базу учебных заведений университетского комплекса. Это обретение учреждениями среднего профессионального образования более высокого статуса, поскольку каждый университет имеет свой бренд, известный не только на транспорте, но и во всем образовательном пространстве России.
Нам необходимо выстроить систему многоуровневого и многопрофильного образования, позволяющую обучающимся переходить с одного образовательного уровня на другой, в зависимости от их потребности и возможностей, объединять колледжи и техникумы в единую информационную среду, обеспечивать синхронизацию рабочих учебных планов и программ колледжей, техникумов, качественно совершенствовать систему повышения квалификации педагогических работников на базе головного вуза.
Успешное реформирование отраслевого образования напрямую зависит от готовности государства и безнес-сообщества активно влиять на непосредственное участие в процессе изменений.
Комментарии