search
main
0

Универсальный помощник

Как совместить полноценную работу и подготовку к ВПР по русскому языку в 5‑м классе

Обучение в средних классах требует более высокого уровня самостоятельности, чем в начальной школе. Постепенно его начинают осваивать и пятиклассники, но поначалу это дается им с трудом, требуется помощь.

Фото: издания для подготовки к ВПР по русскому языку, получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»

Меняется в пятом классе и характер контрольно-измерительных материалов: разные требования у разных предметов, разные способы организации заданий. Кроме школьных контрольных работ пятиклас­сникам предстоит выполнить всероссийские проверочные работы, которые ими хоть и выполнялись ранее, но не в таком объеме.

В частности, по русскому языку пятиклассникам предстоит выполнить полноценную контрольную работу со всеми видами грамматических разборов, а также продемонстрировать свои умения и навыки по работе с текстом. Поскольку каждый учитель понимает, что нет прямой необходимости целенаправленно готовить к ВПР пятиклассников, лучшим способом организации такой работы будет введение на уроках русского языка определенных заданий. Они имеют комплексный характер и позволяют работать не в ущерб образовательному процессу, а для успешного формирования целого ряда необходимых ученику умений.

Где же взять такого универсального помощника учителю-словеснику? Очевидно, что пособие должно соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту. Важно также, чтобы авторами были люди, не понаслышке знакомые с разработкой ВПР, а сами предлагаемые пособия прошли экспертизу Федерального института оценки качества образования.

В своей практике я использую пособие издательства «Экзамен» «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Типовые задания» авторов А.Ю.Кузнецова и О.В.Сененко. Это пособие отражает все последние изменения, а авторы являются разработчиками ВПР. Удобство издания заключается еще и в том, что в сборнике мы получаем 25 вариантов типовых экзаменационных заданий, все необходимые инструкции, детальные разборы выполнения заданий, подробные критерии оценивания и ответы, которые в случае необходимости легко изымаются из пособия.

Поскольку навыки грамматического анализа хорошо и последовательно отрабатываются на уроках, разделы из первой части ВПР по русскому языку этого пособия я использую в качестве актуализации опорных знаний учащихся в начале урока. Так, используя задание №7 из пособия, можно организовать следующую работу.

В нашем случае при чтении условия задачи требуется вспомнить, когда в русском языке ставится запятая. Ученикам уже знакомы правила о постановке запятой при однородных членах предложения, в сложном предложении и при выделении обращения. Проговариваем эти правила и приводим собственные примеры, после чего выписываем все предложения, сопровождая их действиями, необходимыми для решения задания.

Чтобы исключить обращение, детям достаточно прочитать предложения. Ребятам известно, что обращение называет того, к кому обращаются с речью, поэтому смыслового и логического анализа в этом случае достаточно. Исключив обращение, обращаемся к еще одной особенности предложений: во всех есть союз «и». Ученики вновь обращаются к своим знаниям и вспоминают, что союз «и» может соединять как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Для каждого случая существует свое правило, соответственно, нам нужно подчеркнуть грамматические основы и проверить, нет ли в предложении однородных членов. Итогом такой комплексной работы по повторению становится аргументированное решение задачи.


По такой же модели можно построить работу с заданиями №6 (предложение с обращениями), немного усложнив ее. После выбора правильного ответа учащимся предлагается порассуждать о том, возможно ли подставить в оставшиеся предложения обращения, и понаблюдать, какие изменения это повлечет. Это позволяет вспомнить особенности функционирования обращения в предложении, интонирование и пунктуационное оформление.
Особенно сложными с точки зрения понимания и выполнения для пятиклассников бывают задания к тексту №2. Рассмотрим на примере заданий из пособия, как можно организовать работу с текстовым материалом.

В первом задании учащимся нужно определить основную мысль текста. Зачастую пятиклассники приравнивают мысль текста к теме или краткому пересказу. Чтобы этого избежать, можно пользоваться следующими вопросами:

Тема – о чем этот текст? (всегда одно слово или словосочетание).

Основная мысль – зачем этот текст написан автором, к чему автор хотел привлечь внимание?

Чтобы прийти к правильному ответу, пятиклассникам нужно обратить внимание на предложения, в которых уже есть подсказки. Эта работа выполняется вместе с учителем и подробно комментируется. Так, в этом тексте в предложении №5 автором подчеркивается восхищение мальчика, а предложение №7 подтверждает эту мысль: «…поражал… сокрушительной рукотворной силой и продуманностью каждой детали».

Предлагаем связать эти два предложения с предложением №11 и ответить на обобщенный вопрос: «Какие чувства испытывает Петя и чем они вызваны?» А кому же тогда принадлежит предложение №12 – автору или его герою?


Далее читаем последний абзац и ищем подтверждение нашим размышлениям. После этого ученики формулируют основную идею: «К какой мысли мы должны прийти после прочтения этого текста?» Ключевая идея текста в разных формулировках будет заключаться в следующем: Петя глядит на пароходную машину и на электрическую лампочку и восхищается силой человеческого разума, глядя на достижения техники, восхищается мощью человеческого разума.

Когда основная идея сформулирована, детям уже проще выполнять дальнейшие задания. Тексты в пособии подобраны таким образом, что сложностей в работе с содержательной стороной не возникает, но при этом искусственного упрощения тоже не наблюдается. Задание №9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить свои высказывания в письменной форме, соб­людая все языковые нормы.

Обратимся к последним вопросам пособия, которые проверяют предметные учебно-языковые умения распознавать конкретное слово и находить антоним к слову с опорой на контекст, а также коммуникативное умение опознавать функционально-смысловые типы речи.

Типы речи уже известны пятиклассникам: они знакомы с их отличительными признаками, писали сочинения, в основе которых лежал тот или иной тип речи. Для решения такого задания и отработки умения распознавать функционально-смысловые типы речи полезно составить опорную схему, где будут отображены ключевые характеристики каждого типа. Схема составляется вместе с учащимися на примере текстов из методического пособия. Так ребята запоминают, что отличительными особенностями повествования как типа речи считается последовательное описание действий или переход из одного состояния в другое, описание – это характеристика предмета или явления, а для рассуждения характерно наличие тезиса и доказательств. В предложенном фрагменте можно отметить следующие детали: «(14) Там была единственная на весь пароход настоящая электрическая лампочка Эдисона. (15) Она висела под жестяной тарелкой, в проволочном намордничке. (16) В ее почерневшей склянке слабо светилась докрасна раскаленная петелька»:

– изображение статично, действия не сменяют друг друга;

– в центре фрагмента описание лампочки Эдисона;

– используются глаголы в форме прошедшего времени.

Так учащиеся приходят к выводу о том, что во фрагменте представлен такой тип речи, как описание.

Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №80, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте