Научные изобретения прочно вошли в нашу жизнь, облегчили быт, сделали его комфортнее и проще. Людей уже давно не удивляет система «умный дом» или факт того, что практически ни одна конвейерная линия на производстве не обходится без робота. Но не только роботы необходимы современному миру. Сегодня наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, а именно инженеров, которые обладают достаточным багажом знаний и, что главное, умеют работать руками.
Необходимость получить как можно больше качественных специалистов в будущем привела к возникновению инженерных классов в школах. Цель у этой программы – мотивировать будущих абитуриентов поступать в технические вузы, для чего, как всем известно, необходимо изучать точные науки. Как же заинтересовать школьников такими сложными предметами? Чтобы решить этот вопрос, педагоги начали искать тесную связь между теорией и практикой. Именно робототехника может стать таким связующим звеном. Здесь даже название привлекает – в детском сознании сразу возникают образы механических рук, манипуляторов, которые можно создавать. В профильных классах этой прикладной науке уделяется больше внимания, ведь она объединяет в себе необходимые теоретические и практические знания, без которых не заведется ни один механизм и не заработает ни одна автоматизированная система управления. Большую часть времени на своих уроках преподаватели технологии, которая сегодня радикально отличается от уроков прошлого, отводят на практическое обучение, благодаря этому можно отследить весь процесс – от заготовки изделия до его работы. Робототехника подходит юным инженерам всех возрастов. Это одновременно и игра, и техническое творчество. Сегодня изучение робототехники как в средних образовательных, так и дополнительных образовательных организациях базируется на использовании конструкторов Lego, а также наборов на основе платформы Arduino, все наборы позволяют собирать всевозможные электронные устройства. Каждый из них интересен по-своему креативщикам, дизайнерам, программистам и всем пытливым умам, желающим собрать собственный гаджет. Устройства могут работать как автономно, так и в связке с компьютером. Все зависит от заданной автором идеи.Однако практика показала, что применение обучения, основанного только на использовании конструкторов, замедляет принятие самостоятельного решения к разработке собственной идеи. Учащиеся действуют только по ранее заложенной схеме. Уменьшается интерес к совершенству устройства, процессу его самостоятельного изготовления, исследованию всего целостного процесса. Мы получаем только исполнителя с заранее известным результатом, изложенным в инструкции по сборке того или иного устройства. Теряется понятие «инженер». А ведь «инженер» – это человек, способный изобретать. Следовательно, на выходе мы получаем хорошего мастера, умеющего обслуживать робототехнические и другие электрические устройства.Именно такой подход мы пытаемся внедрять в нашей школе. И на уроках технологии, и на занятиях дополнительного образования ребята под руководством учителя реализуют собственные мини-проекты, создают отдельные элементы конструкций, разрабатывают модели, используя современные проектировочные программы и 3D-принтеры. Очень важно, чтобы ребята не только умели работать в виртуальной реальности, но и собственными руками выполняли различные технологические операции.Наш подход позволяет реализовать идеи конвергентного образования, сделать так, чтобы в рамках предмета «Технология» ребята смогли реализовывать знания, полученные при изучении самых разных предметов: математики, информатики, физики, – следуя словам великого полководца А.В.Суворова: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».Робототехника – это тот универсальный инструмент, который заинтересует школьников любого возраста. Эта наука вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы.Игорь КУДРЯШОВ, преподаватель технологии школы №2009;Дарья КРЫНЕЦКАЯ, ученица 10-го класса школы №2009 (фото)
Комментарии