Учебный год в самом разгаре. Смотрю на ребят своего 4‑го класса и понимаю, что совсем скоро нас ждет расставание. Конечно, немного грустно, но впереди еще почти целый учебный год, за который нужно успеть очень много: усвоить программный материал, развить новые компетенции, которые необходимы для успешного обучения и правильного восприятия жизненных изменений. Ну и, конечно же, всероссийские проверочные работы, которых так ждут мои ученики. Почему ждут? Да потому что интересно, необычно, жизненно!
Совсем недавно прочитала информацию на сайте РИА «Новости», что длительность всех всероссийских проверочных работ со следующего учебного года планируется сократить до одного урока, как сообщила пресс-служба Рособрнадзора. Согласно информации на сайте ФИОКО в настоящее время длительность ВПР для разных классов и по разным предметам составляет от 45 до 90 минут. Для ВПР по русскому языку это очень мало!
Предлагаю на основе одного из вариантов издания «ВПР. Русский язык. Типовые задачи» более глубоко разобраться в этом вопросе. За время обучения в начальной школе ребенку приходится освоить навыки чтения, устной и письменной речи. Невозможно оценить знание русского языка только набором орфографических правил. Очень важно суметь измерить уровень читательской грамотности, а это не так просто. Напомню, что первая часть ВПР по русскому языку состоит из таких заданий, как диктант и два задания на синтаксическую составляющую (найти грамматическую основу, разобрать по членам предложения и т. д). Как мы понимаем, минимальное время для написания диктантов 30‑35 минут плюс выполнение задания. Это крайне мало для оценки качества и уровня владения русским языком. Данные задания направлены на выявление уровня владения только некоторыми базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями (орфоэпическая норма, адекватное восприятие звучащей речи, синтаксический анализ и т. д).
Вторая часть ВПР имеет более широкий спектр заданий, связанных с разными сторонами развития языка. Попробуем разложить все задания по уровням и показателям развития различных компетенций, чтобы наглядно увидеть, что сокращение времени выполнения не будет способствовать адекватной оценке качества освоения материала.
Вначале идет чтение научно-познавательного текста. Данное задание оценивает понимание и владение изучающим видом чтения. При переходе в среднее звено из начального такой вид чтения является основой успешного обучения в дальнейшем. Новая информация должна не только увлекать учащихся, но и оставлять в памяти основные познавательные моменты из прочитанного.
В заданиях 6 и 7 проверяются предметно-коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, при этом соблюдая нормы построения письменной речи и словообразования. Чтобы изученное оставалось в памяти, необходимо провести анализ предъявляемой учебной информации посредством задания 8. При его выполнении оценивается развитие общеучебных и логических универсальных учебных действий. При этом умение задавать вопросы показывает и уровень владения коммуникативными универсальными учебными действиями.
Напомню, что читательские компетенции являются самыми важными в обучении.
Для правильного развития грамотной и богатой речи в школьной программе начального звена большое внимание уделяется лексическому значению слова, умению понимать и изменять слова в соответствии с контекстом, учитывая приемлемость и своевременность их употребления. Именно задания 9 и 10 оценивают данные языковые компетенции и способствуют их развитию.
Задания 11‑14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными действиями (анализ структуры слова, грамматических признаков изучаемых частей речи, установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков, умение их классифицировать).
Хочется обратить внимание на последнее, 15‑е, задание, которое предполагает адекватное понимание информации, умение на основе данной информации и своего жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для интерпретации пословицы или высказывания. Также оно оценивает умение строить речевые высказывания в письменной форме. Данное задание носит еще и воспитательный характер, что на сегодняшний день является основой образовательного процесса.
Исходя из всего вышеизложенного и анализируя весь спектр оценки обучения русскому языку, можно с уверенностью сказать, что всероссийские проверочные работы являются универсальным инструментом для выявления сильных и слабых сторон в обучении. А ВПР по русскому языку в 4‑м классе в достаточной мере проверяет уровень подготовки младших школьников по русскому языку. Интереснейшие задания не перегружают детей при условии их равномерной подачи. Два урока по 45 минут – обоснованная длительность проведения ВПР по русскому языку в 4‑м классе.
Для каждого педагога успехи учеников – это оценка его профессионализма. И чем конкретнее эта оценка, тем более понятен путь дальнейшего развития. Огромное спасибо авторам всероссийских проверочных работ за их труд на благо современного образования. И низкий поклон всем педагогам страны за их самоотверженность и преданность делу!
Наталья МИРЗОЕВА, учитель начальной школы высшей категории лицея №1 имени К.С.Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии