Плохой музыкальный фильм просто отличить от хорошего: одно дело, когда тебе в лоб рассказывают биографию из Википедии какого-то певца или группы, с регулярностью включая их самые узнаваемые шлягеры, и совсем другое, когда при просмотре музыка играет не только в фильме, но и в твоей душе.
Хрестоматийным примером картины первой категории является прошлогодняя «Богемская рапсодия», завоевавшая «Оскаров» больше, чем некоторые шедевры кинематографа вместе взятые. Там сухое повествование и черствая драматургия заливались хитами всеми любимых Queen, как горе литрами спиртного, отчего мало кто после просмотра был способен трезво оценить посредственность увиденного. «Рокетмен», поначалу казавшийся из той же условной киновселенной, что и байопик про Фредди Меркьюри, превзошел самые смелые ожидания.
Да, несмотря на весь скепсис в адрес фильма еще задолго до его выхода, «Рокетмен» запомнится как представитель второй категории – яркий, даже пестрый музыкальный фильм, который заставляет пританцовывать во время просмотра и тихо напевать уже после. Дело тут в первую очередь в подходе, а не в титульном герое. Элтон Джон вообще далеко не самый популярный исполнитель для российского зрителя/слушателя, предпочитающего преимущественно, так сказать, проверенные западные группы той эпохи The Rolling Stones, The Beatles, Quest Pistols или тех же Queen. Элтон Джон для многих попросту какой-то причудливый дядька нетрадиционной ориентации в смешных нарядах, сидящий за роялем. Именно поэтому в истории про этого исполнителя попросту нельзя было обойтись типичным биографическим фильмом, ибо тем, кто знаком с жизнью и творчеством Джона, будет скучно, тем, кто где-то что-то слышал о нем, – неинтересно.
И Декстер Флетчер нашел свой уникальный подход к истории Элтона Джона – превратил ее не просто в мюзикл, а в самую настоящую музыкальную фантазию. Имя Флетчера, к слову, как раз и было одной из причин скепсиса в адрес «Рокетмена», поскольку именно он был ответственен за финальный монтаж «Богемской рапсодии», доснимать которую его позвали после ухода с поста режиссера Брайана Сингера. Но то, как признается сам Декстер, для него была механическая работа, не подразумевавшая никакого эмоционального вовлечения. В создание «Рокетмена», и это бросается в глаза, Флетчер вложил всю душу, отчего фильм приобрел основополагающие качества любого качественного проекта – искренность и эмоциональность.
Весомый вклад в успех фильма вложил и исполнитель роли самого Элтона – молодой британец Тэрон Эджертон, известный по шпионскому блокбастеру Мэттью Вона «Кингсмен». Тут Эджертон блистает сразу в нескольких амплуа. Во-первых, ему одинаково успешно удается образ эпатажной поп-дивы, под которую Джон так успешно косит всю свою карьеру, и одинокого, несчастного человека, скрывающегося под тоннами грима и блесток. Во-вторых, в отличие от оскароносного Рами Малека, Тэрон исполняет все песни собственным голосом, не говоря уже об участии в тщательно отрепетированных музыкальных номерах. Их с режиссером цель была показать другого Элтона Джона, не того, которого мы знаем по мультиплатиновым Can You Feel the Love Tonight и Are You Ready for Love, а борющегося со своими собственными демонами, проигрывающего и заново встающего на ноги, хрупкого и беззащитного, но в то же время неунывающего и не перестающего дарить людям любовь.
Темы одиночества и музыки пронизывают фильм насквозь. Обе темы берут свое начало из детства будущей суперзвезды. Молодой Элтон, тогда еще носящий имя Рэджи Дуайт, больше всего на свете нуждался в отцовских объятиях. Но отец был военной закалки и не из тех, кто проявляет эмоции, для него коллекция музыкальных пластинок была дороже собственной семьи. Возможно, недостаток отцовского внимания и сыграл основополагающую роль в формировании сексуальных предпочтений мальчика, а любовь к музыке стала одновременно спасением от вселенского одиночества и попыткой хоть как-нибудь пробиться к сердцу отца.
Музыкой кино не просто пропитано, оно ею дышит. Это особенно ярко проявляется в той части, когда «Рокетмен» взмахивает на территорию фантазии – безупречно отрепетированных танцевальных номеров в фильме множество, каждый из них отличается оригинальностью и безупречной хореографией. Куда-то, например, вкрадывается налет сказочности, позволяя Элтону буквально на секунду воспарить над сценой вместе с бьющейся в экстазе публикой под Crocodile Rock в одном американском клубе. Где-то же изобретательность проявляется в подходе к постановке: музыкальный номер под Saturday Night’s Alright (For Fighting) снят с ощущением одного длинного плана без видимых монтажных склеек, перенося зрителя из английского паба в парк.
Омрачает картину же один печально известный факт, к которому никак не причастны сами создатели «Рокетмена». Решение нашего прокатчика вмешаться в художественную цельность произведения абсолютно никак не должно поощряться и, наоборот, обязано встретить самую сокрушительную критику в свой адрес. Внезапно над всем российским кинематографом возник тот самый дух партийности, от которого все мы так старательно пытались избавиться не одно десятилетие. Кроме того, прокатывающая компания совершила самый настоящий плевок в душу Элтона Джона, вырезав, во-первых, большинство эпизодов его личной жизни из фильма, а во-вторых, фотографию его самого с мужем из финальных титров. Это важно, потому что из-за данного акта вандализма (иначе это не назвать) пострадала линия отношений с персонажем Ричарда Мэддена, в нашей версии она теперь смотрится заметно рваной, непоследовательной и лишенной той химической реакции между героями, о которой пишут все западные критики.
Тем не менее, несмотря на столь неприятный инцидент, подтверждающий, что Россия до сих пор остается чрезвычайно гомофобной страной, по-советски зацензуренным «Рокетменом» можно насладиться. В фильме потрясающие музыкальные сцены, мощные актерские работы не только от Тэрона Эджертона, но и Джейми Белла, который добавляет еще одну великолепную роль второго плана в свою копилку. Вдобавок Декстер Флетчер наглядно демонстрирует, каким должен быть отличный развлекательный голливудский фильм, выходящий в 2019 году.
Комментарии