Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, то есть условия порой нетипичные и нестандартные для школ.
В нашем образовательном комплексе создана уникальная среда, где дети с особыми образовательными потребностями могут чувствовать себя в полной безопасности и комфорте. Здесь они не только получают качественное образование, но и имеют возможность участвовать во всех мероприятиях школы наравне с другими учениками.
В нашей школе сегодня 45 воспитанников и 60 учащихся с ОВЗ, 14 из них являются детьми-инвалидами. Контингент данных детей неоднороден и представлен различными нозологическими группами. У нас обучаются дети с нарушением речи, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, в последнее время все чаще встречаются дети с аутистическим компонентом. В дошкольную группу пришел ребенок, перенесший кохлеарную имплантацию. Вы спросите, как мы справляемся? Стараемся максимально помочь каждому ребенку.
Вся наша работа осуществляется при полной поддержке и понимании команды администрации и специалистов, которые, как никто, осознают важность социализации особых детей начиная уже с дошкольного возраста, а также то, что для развития и реабилитации требуются значительные кадровые, материально-технические средства: предоставляет возможность педагогам регулярно повышать свой профессиональный уровень и расширять педагогические компетенции, обновляется предметно-развивающая среда, проходят педагогические консилиумы и круглые столы по решению задач инклюзивного образования.
В школе действует психолого-педагогический консилиум, который разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для всех особых детей. За некоторыми учениками закреплены тьюторы. Главное, чтобы каждый ребенок с ОВЗ смог успешно освоить программу и максимально раскрыть свои способности. Сегодня мы работаем в тесном сотрудничестве с семьей каждого ребенка. В целях повышения педагогической культуры родителей обучающихся организуем родительские встречи, групповые и индивидуальные консультации, используем различные формы просвещения (информационные стенды, дни открытых дверей, медиапространства). Работа с родителями не останавливалась даже в период эпидемиологических ограничений.
В течение четырех лет реализуется проект под названием «Школа родителей». С родителями дошкольников и учащихся регулярно проводятся встречи в онлайн- и офлайн-форматах, на которых мы освещаем самые разные вопросы по преодолению когнитивных недостатков у детей, помощи в усвоении программного материала, но самое главное – формируем у родителей особых детей позитивное безоценочное принятие своего ребенка. Специалисты психолого-педагогического консилиума нашей школы консультируют родителей по всем интересующим вопросам, в том числе по вопросам целесообразности обращения в ЦПМПК Москвы, проводят встречи с воспитателями и учителями, где рассказывают о психофизических особенностях обучающихся с ОВЗ, программах преодоления у детей речемыслительных и физических недостатков, о видах семейной помощи.
И конечно, дети с особыми образовательными потребностями активно участвуют в самых разных внеурочных мероприятиях. Вот где раскрываются неожиданные таланты! Много лет подряд наша школа является участницей московского фестиваля «1+1»: равные условия – равные возможности. «От древней Руси до современной России» – так называлась тема фестиваля в 2023 году.
В концертной программе «Наша слава – русская держава» приняли участие воспитанники дошкольных групп, учащиеся 1‑4‑х и 5‑9‑х классов в количестве 90 человек, из них 48 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Идея объединения в фестивале здоровых детей и детей с особыми потребностями позволяет воспитывать будущее поколение в духе принятия каждого человека независимо от его особенностей и возможностей.
Одним из интересных моментов нашей школьной жизни стало взаимодействие между учениками разных классов. Так, ученики 3‑го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ, взяли под свое шефство учеников 1‑го класса. Они поздравили малышей с первым месяцем учебы и подарили им сделанные своими руками подарки. Это было не только приятным сюрпризом для первоклассников, но и важным уроком для старших учеников.
Свыше 10 лет в нашей школе проводятся практические занятия со студентами Московского государственного психолого-педагогического университета, будущими психологами, логопедами и дефектологами. Своим студентам мы часто приводим слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить». Говорим, чтобы они не забывали об этом, когда приступят к своим должностным обязанностям.
По праву можем сказать, что наша помощь особым детям – это синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов. Воспитателей, учителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения при поддержке наших внешних партнеров, всех нас объединяет общая цель – помочь особенному ребенку. Мы справляемся. Вместе мы сила!
Светлана АТАНАСОВА, старший воспитатель школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова;
Александра ТУРУСОВА, учитель русского языка и литературы, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова;
Елена ЯЗЫКАНОВА, Анна ЯКУШКО, учителя начальных классов школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова
Комментарии