Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Портрет

Умение удивлять и отдавать

Об одной педагогической судьбе
Учительская газета, №35 от 31 августа 2021. Читать номер
Автор:

История Елены Владимировны СОКОЛОВОЙ, сначала ученицы, потом учителя и наконец директора школы №15 г. о. Элек­тро­ста­ли (Московская область), рассказанная ею самой.

Елена СОКОЛОВА

Звонок на урок. Открывается дверь, входит учитель с… вязанкой дров! Нет, это не сельская школа, с отоплением в Московской области все в порядке. Просто так оригинально Елена Соколова начинает урок литературы по творчеству Сергея Есенина в 11‑м классе.

Отвечая на вопрос, для чего все-таки могут пригодиться дрова в классе, Елена Владимировна говорит: «Все просто. Чтобы выстроить ассоциативный ряд, связать с этапами жизни и творчества поэта, авторскими афоризмами, подвести к формулировке темы урока, другими словами, мотивировать к поиску ответа, заставить думать, рассуждать, философствовать… Главное – удивить! Это запомнится и останется в памяти надолго! Задания должны быть нестандартными, такими, на которые «Алиса» вряд ли ответит, ведь у каждого урока должна быть своя магия, как магия слова, взгляда».

И с этим сложно поспорить. Работа в группах кипит. Ответы учеников поражают: «Заметался пожар голубой», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Главное – не наломать дров»… Были даже «березовые дрова с родины Есенина», и вот она, тема урока – «Для того чтобы ярче гореть!», а дальше не просто урок по отдельному предмету, скорее урок жизни.

Глубокое убеждение Елены Соколовой: образованию должны служить особенные люди, потому что миссия их особенная – быть нужными, дарить окружающим тепло, заботу, любовь, знания и мудрость. И ведь с этим сложно поспорить!

Такие позиции Елене Владимировне привил ее отец – военный, мастер спорта по боксу, который любил повторять, что в жизни нет ничего невозможного, если чего-то по-настоящему захотеть, все обязательно получится. Без страха идти к цели – лейтмотив ее жизни.

Елене Соколовой повезло и с учителями, когда в 1979 году она впервые перешагнула порог 15‑й школы. Валентина Семеновна Силина, Нина Васильевна Захаринская, Наталья Владимировна Ермакова, она же классный руководитель, стали для Елены Владимировны и ее одноклассников частью большой школьной семьи. Они всегда все делали вместе, классом, поэтому неудивительно, что самые близкие ее друзья – школьные.

Учеба в школе дарила настоящее удовольствие, Елена хорошо успевала по основной программе, поэтому оставалось время и на дополнительные занятия – музыкой, рисованием, шахматами. Это ей очень помогло и в жизни, и в профессии – делать каждый день ярким, создавать интересные уроки, общаться с интересными людьми, уметь просчитывать собственные ходы и предугадывать шаги соперника. А привычка ничего не откладывать осталась на всю жизнь.

Конечно, Елена окончила школу с золотой медалью, чем очень обрадовала своих родителей. Пришло непростое время определять последующую дорогу, профессию, вуз… Только свободный выбор создает личность. Тогда она выбрала Московский энергетический институт.

Успешно окончив первый курс, удивила близких решением пойти на филологический факультет педагогического института (ныне – Государственный гуманитарно-технологический университет). Все дело в том, что именно тогда она поняла: важнее не обеспечивать людей энергией, а дарить ее. А еще твердо знала: за педагогикой не просто будущее, за педагогикой вечность.

Елена Владимировна не устает повторять слова благодарности Надие Геннадиевне Юсуповой, ныне ректору университета, а тогда, в 1990 году, педагогу, который читал потоку курс «Лексика» и привил умение чувствовать слово.

Елена Соколова убеждена, что основа любой деятельности – готовность дарить энергию, а передача знаний и опыта – высокая миссия педагога. Как говорил один мудрец: «Что отдал, то твое!» И в этом смысле педагог – самый богатый человек: сколько выпусков, сколько учеников, сколько судеб!..

А еще для нее как для учителя и директора огромное значение имеет слово «благодарить». Оно превращает то, что имеем, в достаточное и даже большее. В умении быть благодарным, на ее взгляд, и есть секрет счастья. Елена Владимировна признается, что есть за что поблагодарить каждого человека, с которым ее свела судьба.

Настоящее педагогическое братство Елена Соколова почувствовала в клубе «Педагог года Подмосковья», возглавляет который важный человек в ее педагогической карьере Анатолий Викторович Жижин. В 2009 году после победы в городском конкурсе «Учитель года» она стала победителем областного конкурса «Педагог года Подмосковья», находясь в ожидании рождения ребенка. Ей это и помогло победить. В жизни, говорит Елена Владимировна, вообще все надо делать с удовольствием: и отдыхать, и работать, и участвовать в конкурсах. Опыт участия в конкурсе – это систематизация всей предшествовавшей работы, а еще обретение новых друзей.

И вот в 2015 году Соколова стала директором школы №15. Новый этап жизни. Новый спектр обязанностей. Но и новые возможности и перспективы. Главное правило: все участники образовательных отношений – от администрации и учителей до учеников и их родителей – должны тебе верить и чувствовать себя защищенными.

Елена Владимировна благодарна, что ей удалось создать свою команду единомышленников! Мобильную, активную, творческую, креативную! Среди педагогов школы двенадцать ее выпускников и трое родителей выпускников. Ну чем не семья?! Самая настоящая, со своим укладом, стилем жизни, традициями.

Елена Соколова чувствует, как связующая нить с 15‑й школой год от года только крепнет: ее окончили старший сын, его супруга, в ней учится ее младший ребенок.

Школа – это живой организм, который дышит, живет, развивается. Жизнь дарит важные, интересные встречи, ни одна из них не случайна!

На новую орбиту школу вывел ее выпускник Борис Любошиц, основатель консалтинговой компании «Аудит Груп», член экспертного совета Министерства финансов РФ. Несмотря на свою высокую занятость в качестве заместителя председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, члена Общественного совета при Федеральном казначействе, он всегда находит время для родной школы.

Он стал настоящим единомышленником, помощником, одним из главных двигателей образовательного процесса, мудрым советником и наставником для ребят, педагогов и директора! Именно с него начались занятия в летней математической школе, именно он привлек в качестве преподавателей представителей реального сектора экономики, настоящих профессионалов и мастеров своего дела, подключил к образовательному процессу и собственных детей, и сотрудников фирмы.

Совместная работа над новыми, интересными, востребованными учениками и родителями проектами «Хочу в Физтех», «Прокачай свой ресурс», «Лабиринты выбора», «Ребята с нашего двора», «Музей образования» стала импульсом для нового витка в развитии школы. Да и личного развития Елены Владимировны, ведь, по ее признанию, этот человек не просто подставил плечо, а придал уверенности в правильности того, что она делает, и зарядил своей энергетикой.

О.Генри однажды иронично произнес: «У меня непритязательный вкус. Мне вполне достаточно самого лучшего». Елене Владимировне достаточно жить в лучшей стране. В лучшем городе. Реализовывать себя в лучшей и любимой профессии. «Ярче гореть», чтобы сделать 15‑ю школу лучшей. Уметь удивлять и отдавать. А еще учить этому других.

Илья ИВАНОВ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту