search
main
0

Указ N 1 – в правовом тупике?

Вот уже десять лет как, по сути, без движения находится реализация неотъемлемых социально-трудовых прав российских учителей, игнорируется (предусмотренное президентским Указом N 1, российским Законом “Об образовании” и Международной конвенцией о защите заработной платы) их право на справедливое вознаграждение за труд.

Согласно Декларации ООН “О праве на развитие” от 04.12.1986 г. “государства должны принимать на национальном уровне все необходимые меры…[по] справедливому распределению доходов”…
Это обязанность и Российской Федерации, ибо Россия является участницей множества Международных договоров и соглашений по правам человека, а в статьях 15, 17 Конституции РФ зафиксировано, что “в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права… Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом [РФ], то применяются правила международного договора…”.
Следовательно, архисложную проблему реализации социально-экономических прав работников “образования” и “культуры” нужно решать на основе международного и конституционного права.
Кто в “государстве РФ” отвечает за реализацию (обеспечение) социально-экономических прав граждан, за защиту заработной платы?
Правительство РФ.
В соответствии со статьями 7, 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. “участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности… вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся… справедливую зарплату и… удовлетворительное существование для них самих и их семей…”.
Согласно статье 21 Федерального конституционного закона “О Правительстве РФ” от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ (далее – закон N 2-ФКЗ), статье 20 ранее действовавшего Закона РФ “О Совете Министров – Правительстве РФ” от 22.12.1992 г.
N 4174-I, статье 32(1) Федерального закона “О международных договорах РФ” от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ, полномочия принимать “меры к исполнению международных договоров РФ”, обеспечивать “выполнение обязательств РФ по международным договорам”, принимать “меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров РФ”, возложены на Правительство РФ.
В случае с реализацией социально-экономических прав работников “образования” и “культуры” на справедливую зарплату, с реализацией на деле ключевой нормы (п.2) Указа Президента РФ “О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР” от 11.07.1991 г.
N 1 речь идет как раз о реализации обязательств нашего государства в связи с вступлением в силу для нашей страны Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции МОТ “О защите заработной платы” от 01.07.1949 г. N 95.
Согласно статье 114 Конституции РФ, статьям 13,15,16,17 закона N 2-ФКЗ, статье 28 Закона “Об образовании” (в редакциях закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I и федерального закона от 13.01.1996 г.
N 12-ФЗ – далее закон N 12-ФЗ), именно Правительство РФ наделено полномочиями обеспечивать в РФ проведение единой финансовой политики, осуществлять регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивать в РФ проведение единой государственной политики в области культуры, образования, осуществлять меры по обеспечению прав граждан, принимать меры по реализации трудовых прав граждан, устанавливать и регулировать федеральные нормативы оплаты труда в образовательных учреждениях и организациях культуры, минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы.
Такие же полномочия предоставлены Правительству РФ сложившейся в годы действия КЗоТ РСФСР – РФ правоприменительной практикой.
Так Правительство РФ неоднократно своими постановлениями утверждало тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы (постановления от 06.11.2001г., 10.10.2000 г., 30.03.2000 г., 18.03.1999 г. и т.д.), условия оплаты труда работников отдельных подотраслей бюджетной сферы (за исключением – почему-то? – “образования” и “культуры”) и отдельных органов федеральных органов исполнительной власти. (Подробнее см. СЗ РФ за 1994-2002 гг.).
Что же касается компетенции и полномочий региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, организаций культуры, то они согласно закону N 12-ФЗ и Закону РФ – Основам законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 г. N 3612-I могут устанавливать и регулировать нормативы вознаграждения за труд (надбавки, доплаты, премии) лишь сверх федеральных нормативов и с учетом ограничений, установленных федеральными нормативами.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) “системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются… работникам организации, финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами…”. При этом у работников других организаций условия оплаты труда “не могут быть ухудшены по сравнению с установленными [ТК РФ] законами, иными нормативными правовыми актами…”.
Но о реализации или хотя бы о нешуточных подвижках в реализации статьи 54, закона N 12-ФЗ, как и статьи 54 закона N 3612-I (и ключевой нормы Указа N 1), Правительство РФ до сих пор речи даже не ведет.
Такого рода негативное отношение федерального правительства к зафиксированным в федеральных законах безусловным правам работников “образования” и “культуры” на достойное вознаграждение за труд подтверждается:
– отсутствием особого (согласующегося с ключевыми положениями президентского Указа N 1) федерального нормативного правового акта (постановления Правительства РФ) о системе и размерах зарплаты в отраслях “образование”, “культура”, “физическая культура”;
– приостановкой (прекращением действия) – по инициативе Правительства РФ – пункта 2 Указа N 1, статьи 54 закона N 12-ФЗ и статьи 54 закона N 3612-I, а значит, ущемлением, умалением прав работников “образования”, “культуры” и “физической культуры” посредством принятия приложения N 38 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2001 г.” от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ и приложения N 17 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 г.” от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ. Строго говоря, приостановка действия пунктов 2 и 3 статьи 54 закона N 12-ФЗ и части 3 статьи 54 закона N 3612-I противоречит статье 55(2) Конституции РФ;
– сохранением до сих пор на чрезвычайно низком уровне соотношения между средними заработками в отраслях “образование и культура” и “промышленность”. Так, средневзвешенные за декабрь 2001 г. – февраль 2002 г. соотношения по РФ между средней начисленной зарплатой в “образовании” и “промышленности” = 56,8%, в “культуре и искусстве” и “промышленности” = 57,3%;
– сохранением до сих пор непомерно маленьких (1999 г. = 429 американских долларов в год; 2000 г. = 526 американских долларов в год) средних зарплат наемников в “образовании, культуре и искусстве”. (Столь же плачевным, как на рубеже XX и XXI веков, остается и в самом начале XXI столетия положение наемников в российских отраслях “культура, искусство и образование”). Общие суммарные расходы на зарплату или соответственно на оплату труда за 1999-2000 гг. в “образовании, культуре и искусстве” = 7 (семь) или соответственно 10 (десять) млрд. американских долларов, тогда как по вине российских властей только вследствие преуменьшения обменных курсов российского рубля за 1999-2000 гг. РФ потеряла 586 млрд. американских долларов (“уплывших за границу”).
Закономерным и законным является требование трудящихся-“бюджетников” к российскому правительству об установлении достойной человека системы вознаграждений за труд, о выполнении Правительством РФ части 4 пункта 16 статьи 28 закона N 12-ФЗ, статьи 54 закона N 12-ФЗ, статьи 54 закона N 3612-I.
Федеральные и региональные власти обязаны в соответствии с положениями Международного билля о правах человека, Конвенции МОТ “Об основных целях и нормах социальной политики” от 22.06.1962 г. N 117, ТК РФ от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ:
– утвердить федеральный и региональный (не меньше федерального) размеры реального прожиточного минимума (единого для всех категорий граждан), с тем чтобы прожиточный минимум обеспечивал каждому достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание (разнообразные натуральные продукты и должную их калорийность), одежду, обувь, жилищные, коммуникационные, коммунальные, бытовые, культурные, образовательные, оздоровительные и медицинские услуги и непрерывное улучшение условий жизни;
– утвердить минимальный федеральный и региональные минимальные размеры оплаты труда, чтобы минимумы зарплаты соответствовали размерам прожиточного минимума;
– утвердить справедливые размеры окладов и ставок педагогических и всех других работников “образования”, “культуры”, “физической культуры”, чтобы ставка первого разряда (минимальный оклад) соответствовала двойной величине прожиточного минимума;
– регулярно индексировать минимальные размеры оплаты труда, ставки заработной платы, величину средней пенсии в соответствии с фактическим уровнем цен на так называемых свободных ремонтно-строительном и потребительском рынках, на рынках жилья, культурных, образовательных, оздоровительных, медицинских, коммуникационных услуг и реальным уровнем тарифов на федеральные и региональные коммунальные услуги;
– на деле приступить к возврату трудящимся-“бюджетникам” и другим социально уязвленным слоям населения внутренних государственных долгов, долгов Сбербанка, других имущественных долгов;
– в соответствии с Декларацией ООН “О праве на развитие” от 04.12.1986 г. Декларацией социального прогресса и развития от 11.12.1969 г., Венской декларацией и Программой действий от 25.06.1993 г., осуществить иные значимые мероприятия по справедливому перераспределению в РФ национального дохода.
И что остается? Либо федеральный парламент, система представительных (законодательных) органов субъектов РФ, судебная система, действуя по принципу “справедливости закона”, защищают социально-трудовые права россиян от произвола “творцов” т.н. “диктатуры закона”, либо они добровольно записываются в сотворцы беззакония. И по делам их россияне будут судить о них.

Николай САМОХИН,
кандидат экономических наук
Апрель – июль 2002 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте