«Здравствуйте, дети! Садитесь» – типичное начало урока в каждой общеобразовательной школе. А теперь давайте представим, что занятие проходит в светлом, но «стерильном» и пустом кабинете, где ничто не указывает на его принадлежность к той или иной системе наук. В кабинете обязательно есть цифровая доска, на худой конец проектор, но сегодня мало кого из детей этим удивишь.
Мы не сможем поспорить с известными сайтами по яркости картинок. А вот удивляться дети должны, что-то должно пробуждать их интерес к миру, окружающему их с детства. Кабинет биологии – один из тех кабинетов, попадая в который ребенок, подросток должен понимать, что он часть единого огромного мира, мира живого. Поэтому не могу представить свой кабинет без цветов, пособий, находящихся в зоне видимости ученика, пробуждающих желание их потрогать и задаться вопросом: «А как это работает?» В конечном итоге «удивление – первый шаг к познанию». В своем высказывании древнегреческий философ Аристотель имел в виду то, что процессу познания предшествует удивление, которое и запускает этот вечный механизм изучения, открытия новых горизонтов.
Итак, прекрасно, увидели, удивились, задали вопрос… Теперь нужны ответы. Конечно, мы как учителя можем ответить на них сразу, на месте, но все-таки полезно и необходимо искать ответы самому путем практических занятий, экспериментов и опытов. Приглашаем любопытных и по этой причине дорогих учеников на дополнительные занятия, потому что в рамках урочной деятельности ответить на все вопросы почемучек не получается. В последнее время появляется много курсов внеурочной деятельности, которые поощряют интересы таких учащихся. Это не может не радовать.
Очень интересными могут стать курсы «Введение в науку», «В мире веществ», «Практикум по решению биологических задач». Нужно только подойти к ним неформально. Виды работ, которые выполняют ученики, могут быть разнообразны. Очень важно, чтобы дети выполняли не виртуальные практические работы, а самые настоящие. Ребятам для познания необходимо потрогать изучаемый объект руками. Так, например, на одном из занятий предполагается работа с коллекцией палеонтологических находок. Да, интересно рассматривать, еще важнее, что здесь нет музейных запретов ничего не трогать.
А давайте предложим ребенку эту находку… добыть! Для этого просто в ящик с увлажненной землей и песком спрячем одну из таких находок, дадим в руки инструменты палеонтолога (маленький совочек и кисточки), и теперь вы сможете наслаждаться проснувшимся азартом и горящими глазами своих учеников. А теперь еще больше удивления. Ископаемые формы есть в… метро! Обратимся сначала к сайту http://www.paleometro.ru/. На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей. На сайте есть целый путеводитель по каждой станции. Теперь и вы, спускаясь в подземку, будете чувствовать себя ученым. Из такой игры на дополнительных занятиях родилась целая коллекция собственных находок, которые дети радостно приносили из всех поездок.
Так же как и коллекция раковин моллюсков – жителей далеких морей и океанов и самых обычных прудов, речек и ручьев. Одним нравится добывать что-то новое, другим – систематизировать и описывать. Чем не готовая проектная работа?! Даже практическая часть налицо. Так появился каталог раковин нашего мини-музея, его составили сами ученики. А ведь при этом ребята совершают очень важное для себя открытие – познают правила классификации как науки.
Для учеников старших классов также организовываются занятия практической направленности, на которых они могут постигать навыки оказания первой медицинской помощи, учиться распознавать первые признаки возникающих заболеваний разных систем органов. Подростки учатся делать по всем правилам перевязку, накладывать жгут, с помощью настоящей хирургической иглы и нити выполнять швы. Ничего, что в качестве подопечных выступают пока губки для мытья посуды. Это однажды может пригодиться и в жизни. Часто ученики задаются вопросом: не являются ли условия окружающей среды причиной возникающих заболеваний? Так возникла идея экологического мониторинга района, в котором расположена школа. Пока занимаемся теорией, собираем методики и реагенты. Скоро будем воплощать!
Вообще каждый учитель должен начать свой карьерный путь с одной из главных целей – заинтересовать детей своим предметом. Думается, что это один из важнейших моментов в профессиональной деятельности учителя. То, как и каким образом учитель может задать мотивацию на изучение науки, – дело индивидуальное. К примеру, можно обратиться к современным играм и сделать из урока целый квест, только биологический! Реализовать такую идею можно совершенно по-разному, главное, чтобы подход был творческим и креативным. Конечно, проводить игры на обычных уроках достаточно сложно, поэтому такую работу лучше организовывать в рамках дополнительных курсов, на кружковых занятиях. В ходе решения головоломок, загадок школьник невольно удивляется их решениям. Ведь тот путь, который он проделал, для того чтобы разгадать тайну, может быть захватывающим и интересным.
Сама игра может быть задумана в виде путешествия по станциям, где участники выполняют определенные задания. Важно, чтобы задания вызывали у детей самые разнообразные эмоции, ведь эмоция – это первый шаг к мотивации. К примеру, одна из станций даст возможность детям попытаться разгадать по песням птиц – кто же это и где этот представитель обитает. На второй станции школьники могут поработать со скелетами разных птиц и попытаться определить, чьи же они. А на третьей станции по перышкам и отдельным фактам можно разгадать целый кроссворд и получить ключ к следующему заданию. Такие занятия могут нести и профориентационный характер. Ведь так здорово немного побыть орнитологом, ознакомиться поближе с удивительным миром пернатых! Дети должны видеть, что наука – это не только простая теория в учебниках, но и захватывающий мир открытий и головоломок. Но для решения всех этих загадок необходимы знания, в получении которых неоспоримую роль играет учитель.
Кроме биологии одним из самых интересных и увлекательных предметов является физика, которая участвует не только в создании научной картины мира, но и формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности.
Не секрет, что недооценка физического образования сегодня может привести к технологическому кризису и производственным проблемам в будущем. Именно поэтому так важно и нужно уметь заинтересовать детей в изучении этой удивительной науки, которая полна тайн и сюрпризов.
«Как тяжело!» – часто можно слышать это от детей на уроке. И правда, физика по праву считается одним из самых сложных предметов. Именно сложность физики – главная причина, по которой многие школьники забрасывают изучение этой науки и теряют к ней интерес. Чтобы помочь детям преодолеть эту преграду, необходимо создать условия, в которых у них появится желание самостоятельно мыслить и творить. И на физике тоже можно креативить!
Сейчас очень популярна тема проблемного обучения, которое делает сам процесс более привлекательным и интересным, учит применять знания на практике. Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах уроков, в том числе и на занятиях, ориентированных на введение в изучение науки.
Вот один из примеров использования проблемного обучения при решении задач на уроке по теме «Трансформатор» в 9‑м классе. Учитель включает трансформатор и задает вопрос: «Почему работающий трансформатор издает низкий звук?» Данный вопрос не связан с устройством и принципом действия трансформатора, а потому он для учащихся неожидан. У них моментально появляется любопытство, они с интересом начинают искать ответ.
Проблемное обучение можно применять и при выполнении домашних заданий. Вот один из примеров. При изучении агрегатных состояний вещества ученикам предлагается:
- Налить в пластиковую бутылку воды доверху и закрыть крышкой. Далее попытаться сжать в ней воду. Затем вылить воду, снова закрыть бутылку. Теперь попробовать сжать воздух. Объяснить результат опыта.
- На блюдце с холодной водой поставить перевернутый очень теплый стакан. Через 20 минут проследить за уровнем воды в стакане и блюдце. Объяснить результат опыта.
При выполнении домашних опытов школьники могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Детям очень нравится проводить опыты дома, а потом на уроке их обсуждать.
Для разнообразия проводимых дома опытов можно воспользоваться и виртуальной лабораторией в библиотеке МЭШ. Например, используя пружинный пистолет, шарик и детектор касания, выяснить, зависит ли дальность полета шарика от высоты бросания.
Какой вывод мы можем сделать? Каждая наука непроста для изучения, но каждая наука по-своему увлекательна, загадочна и интересна! Главное, чтобы учитель применял как можно больше творчества и фантазии, что даст возможность детям захотеть изучать и познавать мир. И именно школьные пропедевтические курсы – отличное пространство для достижения этой цели!
Елена ПОТАПОВА, Анастасия ШЕВЧЕНКО, учителя биологии школы №1798 «Феникс»
Комментарии