Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Удивительная история детского сада-новостройки

УГ - Москва, №2 от 19 января 2010. Читать номер
Автор:

Уважаемые руководители дошкольных учреждений! Если вы заботитесь о своем здоровье, мечтаете о том, чтобы у вас работали самые лучшие педагоги и специалисты вашего района, задумываетесь над тем, чтобы быть в курсе новейших достижений в дошкольном образовании, энергичны и умеете достигать поставленной цели, то вам прямая дорога стать участником проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

У вас просто не будет времени думать о врачах, лучшие педагоги как пчелы на мед будут слетаться к вам в детский сад, а цели, которые поставила перед участниками проекта «Московское образование: от младенчества до школы» заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Мария Цапенко, заставят вас быть напористыми и решительными, компетентными в современном мире дошкольного образования.

Когда в сентябре 2007 года мне сообщили, что наш детский сад включен в проект «Московское образование: от младенчества до школы», то первое чувство, которое испытала, – страх. Десятки мыслей сигналили о тех трудностях, которые и так имеются на сегодняшний день: детский сад – новостройка; новые дети и родители; формирующийся кадровый состав, буквально пришедший в дошкольное учреждение с улицы; оформление документов; организация на должном уровне воспитательно-образовательной работы и многое, многое другое.

Земля ушла из-под ног, когда узнала, что от нашего округа в проект включены еще два дошкольных учреждения, да каких! Центры развития ребенка – детский сад №2337 «Дельфиненок» и №2452 «Алые паруса». Это мечта, а не детские сады, в них созданы такие условия для детей, что я бы сама с удовольствием отдала туда своего ребенка. А методическими разработками по экологическому образованию детского сада «Дельфиненок» я пользуюсь в своей работе с 2001 года. Эти дошкольные учреждения по заслугам стали ресурсными центрами проекта «Московское образование: от младенчества до школы».

Но с чувством страха возникло и чувство гордости, что нам доверили такое непростое дело. Стали возникать вопросы: справимся ли мы, как будем выглядеть на фоне других детских садов, имеющих опыт и имя в системе дошкольных образовательных учреждений Москвы, оправдаем ли мы доверие тех, кто включил наше учреждение в проект?

Со всеми своими сомнениями я первым делом пошла к Марине Ермоловой – главному специалисту по дошкольному воспитанию, которая не просто мой непосредственный начальник, но и человек, к которому заведующие детскими садами обращаются за помощью и поддержкой, делятся своей радостью и болью. Поговорив с ней, я поняла, что, конечно, у коллектива детского сада будет немало трудностей, но мы не останемся с ними один на один, дошкольный отдел будет помогать во всех наших начинаниях.

В проект «Московское образование: от младенчества до школы» мы были включены как детский сад в составе экспериментальной площадки под руководством научного руководителя доктора педагогических наук Натальи Рыжовой. Наталья Александровна, имея большой опыт работы с дошкольными учреждениями, сразу же внесла свои предложения по организации предметно-развивающей среды на территории дошкольного учреждения и внутри детского сада, соответствующей теме эколого-этнокультурного развития детей дошкольного возраста.

Для проведения экспериментальной работы с детьми мы оформили мини-музеи по странам и континентам в рекреациях около каждой группы, закупили 3 большие теплицы.

С января 2008 года началось наше знакомство со всеми ресурсными центрами Москвы: «Я и природа», «Маленькие гении», «Московская семья – компетентные родители», «Знаю много языков», «Таланты с малых лет», «Воспитание ценностных ориентиров». Все 15 ресурсных центров мы смогли посетить и в каждом находили изюминки, по крупицам собирали опыт лучших, чтобы внедрять его в работу своего дошкольного учреждения.

В то же время мы старались делиться своим опытом в принимающих нас ресурсных центрах по тематике нашего Ресурсного центра, выступали наши специалисты, мы показывали наши презентации. Таким образом мы заявляли о себе, знакомились с научными руководителями и доброжелательными заведующими детскими садами ресурсных центров.

Конечно, каждый раз мы представляли в Ресурсный центр свой опыт работы, который нарабатывали, порой засиживаясь в детском саду допоздна. Но и сами возвращались в свой детский сад с пухлым блокнотом записей и фотографий.

Подготовка к выступлениям в ресурсных центрах сплачивала наш педагогический коллектив. Через некоторое время я обнаружила, что в детском саду формируется команда единомышленников, способных творчески относиться в своему делу, ищущих и реализующих прекрасные идеи в работе с детьми, родителями и педагогами: старший воспитатель И.Пацула, педагог-психолог И.Фалева, социальный педагог М.Солдатова, учитель-логопед Е.Шукшина, педагог-эколог С.Котельникова, старший воспитатель по эксперименту А.Демьянова, педагоги дополнительного образования Т.Хмелева, В.Ручкина и О. Кобякова. Под их руководством воспитатели стали внедрять опыт работы ресурсного центра «Кузьмина неделя» и родительского клуба «Росток», проектную деятельность и организовали физкультурно-оздоровительную работу. Это маленькая толика той работы, которая стала осуществляться в нашем дошкольном учреждении.

Постепенно наша команда стала расширяться. В течение всего 2008-2009 года ресурсные центры стали посещать не только специалисты, но и воспитатели. Именно посещения других детских садов зажигали в их глазах огонек творчества. Каждый из воспитателей за год не просто побывал на мероприятиях в нескольких ресурсных центрах или детском саду в составе экспериментальной площадки проекта, но после возвращения каждый понедельник рассказывал другим воспитателям, что нового и интересного он увидел. Так, в детском саду стало традицией проведение интересных мероприятий для детей: день смеха, «Зарница», праздник водяного и многие другие.

Деньги, перечисляемые попечительским советом в фонд «Перспектива», мы тратим исключительно на развитие дошкольного учреждения, для создания современной предметно-развивающей среды для детей. Поэтому помимо кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога мы создали кабинет экологии «Росток», этнографии – «Русская изба», ручного труда – «Славяночка».

А сколько еще хочется сделать! Когда приезжаешь в Ресурсный центр, то видишь столько интересного, что хочется быстрее все реализовать у себя в детском саду. Вот некоторые мероприятия и задумки, которые мы «подсмотрели»: кружок ручного труда для мальчиков, постановка оперы на английском языке, организация экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

В ресурсных центрах мы не только делились своим опытом, но могли познакомиться и договориться о решении возникающих проблем в педагогическом процессе с научными руководителями ресурсных центров – корифеями дошкольного образования: К.Белой, С.Козловой, Н.Горловой, Н.Вераксой, Т.Дороновой, Е.Арнаутовой и другими. А сколько интересного мы узнали на научной конференции «Современный ребенок: какой он?»!

Нас стали замечать в других учреждениях и предлагать свое сотрудничество. Так, мы заключили договор о сотрудничестве с Московским государственным институтом народной культуры и искусства. На базе нашего дошкольного учреждения неоднократно проходили курсы по народному фольклору, где наши сотрудники тоже обучались народным танцам и знакомились с фольклором.

Лаборатория развития нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО организовала на базе нашего детского сада курсы повышения квалификации (144 часа) для 10 наших педагогов, помогала нам организовывать мероприятия в родительском клубе.

А какой прекрасный праздник воздушных змеев провели совместно со школой-интернатом №11 с углубленным изучением китайского языка!

Библиотеку для родителей и наших малышей нам помогали открывать сотрудники библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова.

Постепенно вокруг детского сада стала формироваться своеобразная аура, которая притягивает организации и людей, которым не безразлично духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

При встречах заведующих детскими садами, многие их них задают мне вопрос: а что тебе дает участие в проекте «Московское образование: от младенчества до школы»? В двух словах и не ответишь.

Во-первых, коллектив, где 92% педагогов имеют высшее педагогическое образование или учатся в высшем учебном заведении, а значит, все специалисты и педагоги говорят на одном языке и понимают друг друга.

Во-вторых, есть высокий рейтинг детского сада у родителей микрорайона. Очень многие желают, чтобы их дети попали в наше учреждение. Это родители нового поколения, которые хотят, чтобы их ребенок был не только здоров и ухожен, но и активен, творчески развит, адаптирован к современным условиям жизни.

В-третьих, обычно детский сад в течение 2-3 лет не может заявлять о себе, он занимается формированием педагогического коллектива, подбором программы, оформлением лицензии и аккредитацией дошкольного учреждения. Это довольно трудный и болезненный период. Так вот, по моим ощущениям, участие в проекте «Московское образование: от младенчества до школы» позволило перепрыгнуть этот период и благополучно очутиться лет на 5 впереди.

Хочется написать о четвертом, пятом, десятом. Но самое главное, когда в декабре 2008 года на базе нашего дошкольного учреждения мы принимали все ресурсные центры и детские сады в составе экспериментальной площадки проекта «Московское образование: от младенчества до школы», весь коллектив сработал как одна команда, потому что каждый может подписаться под словами Б.Неменского: «Нет большего счастья в жизни, чем любимый труд, когда он – твоя профессия. А любимый – значит творческий».

Жанна НОВИКОВА, заведующая детским садом №2177 «Росток»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту