В рамках Года педагога и наставника на базе МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная итогам приемной кампании в педагогических университетах Министерства просвещения РФ. Спикеры обсудили рост популярности профессии учителя среди молодого поколения, совершенствование вузов и новые направления для будущих педагогов.
Мероприятие началось с выступления заместителя министра просвещения РФ Татьяны Васильевой. В первую очередь она обратилась к цифрам: за 2023 год было подано 385 тысяч заявлений в педвузы, в то время как число бюджетных мест составило 39 тысяч, а средний конкурс по стране составил 12 человек на место. Самыми востребованными стали профессии учителя информатики и математики – 9 человек на место. В этом году у абитуриентов был выбор из 39 педагогических вузов Министерства просвещения, а самыми популярными стали МПГУ, РГПУ имени А.И.Герцена, ГУП, НГПУ имени К.Минина и Новосибирский государственный университет. Среди новых регионов первое место по числу заявлений занял Луганский педагогический университет. На магистратуру в этом году поступили 10 тысяч человек при конкурсе 4 человека на место.
Ректор МПГУ Алексей Лубков озвучил позитивные тенденции. В этом году в Московский педагогический университет на бакалавриат было подано 80 тысяч заявлений, что практически на 14% больше показателей 2022 года. Поступали ребята также с хорошими показателями – средний балл составил более 80, что на 3 балла больше прошлого года. Кроме того, Алексей Владимирович утверждал, что в университетах Министерства просвещения есть все возможности для воспитания учителей по всем предметам. «Мы открыли технопарки, «Кванториумы», – рассказал он. – Там есть современное оборудование, которое востребовано в школах. Для студентов это большой задел в фундаментальном продвижении к их будущей профессии».
В рамках разговора о первокурсниках слово дали Арсению Соловьеву, поступившему в МПГУ на преподавателя физики, технологии и информационных систем (на базовое высшее образование с двумя профилями подготовки). Студент поведал аудитории, что уже много лет назад решил стать преподавателем физики. В поступлении ему помогли победы на олимпиадах и хорошие баллы ЕГЭ по основному предмету – 91.
Отвечая на вопрос, почему выбрал именно профессию учителя, Алексей сказал: «Причина очень проста: мне невероятно нравится получать знания и передавать их другим людям. Более того, педагог – очень уважаемая профессия в нашей стране». Он упомянул и Год педагога и наставника, который, по его словам, укрепил его в выборе профессии. «С моей точки зрения, сознательный выбор профессии педагога очень важен, так как именно заинтересованные и наслаждающиеся своей работой способны пробудить в детях искренний интерес к изучаемому предмету и к учебе в целом, – заявил юноша. – Именно учителя – это те люди, которые формируют среди молодого поколения правильные ценности».
Далее выступил министр образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев. На территории Северного Кавказа в этом году были открыты 25 новых школ, и вопрос кадров для них как никогда актуален. Порядка 75% выпускников педагогических университетов региона уже устроены на работу. По словам Хож-Бауди Буаровича, в последние годы явно ощущается улучшение материально-технической базы университетов. Работа педагога становится все более популярной среди молодого населения.
«Мы верим, что эта динамика продолжится, – отметил министр. – К большому сожалению, мы не можем похвастаться увеличением числа желающих поступить в педвузы в нашем регионе. Наверное, это связано и с промышленно-экономическим развитием Северного Кавказа. Но мы будем делать все, чтобы профессия учителя была модной и наши молодые люди гордились ей». Также он заявил, что благодаря поддержке главы республики активно продолжается строительство учительских домов. В августе был открыт дом на 8 квартир, а перед этим два дома по 24 квартиры. Хож-Бауди Дааев выразил надежду, что это будет хорошим дополнением к программе «Земский учитель» и станет отличным стимулом при выборе профессии.
О росте популярности педагогического образования высказался и ректор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов. По его словам, на 28% увеличилось число заявлений на педагогические специальности. Студенты поступают из всех регионов, конечно, самый большой процент – из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также Сергей Валентинович рассказал о развитии психолого-педагогических классов в культурной столице. Сегодня работают 162 класса, в которых обучаются около 3000 человек. «Эти классы позволяют заглянуть за кулисы и посмотреть с точки зрения профессиональной деятельности на работу учителя, – убежден ректор. – Мы уже видим ребят, которые поступают к нам после них».
Сергей Тарасов упомянул, что работа проводится со всеми школьниками. Проходят дни открытых дверей, где у будущих абитуриентов есть возможность посмотреть вуз и пообщаться с мастерами труда. В университет приглашаются и родители первокурсников. Им рассказывают, чем полезен университет, какую практику могут получить будущие учителя, про структуры и дисциплины.
По мнению главы РГПУ, главная черта его студентов – осознанность. Как-то им был задан вопрос: «Кто хочет стать директором школы?» Многие подняли руку. Это показывает, что люди заинтересованы в вертикальном росте. «Плох тот солдат, который не хочет быть генералом», – прокомментировал Сергей Тарасов. В этом году появились новые программы: «Цифровая среда и цифровые технологии в образовании», «Сравнительные исследования в образовании и фитнес-технологии физической культуры». Ректор упомянул и необходимость создания серьезных педагогических команд для новых школ. Университет также занимается сбором коллектива учителей из выпускников.
О работе над популярностью профессии педагога высказался ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы Салават Сагитов: «Год педагога и наставника – это же только видимая, яркая часть того айсберга, той работы, которая была проделана на уровне президента страны, правительства, Министерства просвещения, Государственной Думы и всех регионов. Те изменения, которые происходят не только в педвузах, но и в школах, в системе образования в целом, настраивают ребят на учительскую профессию». Для того чтобы в университет пришли те люди, которым это действительно интересно, проводится работа с учителями, устраиваются «Университетские смены». В этом году самыми популярными направлениями стали «История», «Иностранные языки» и «Начальное образование».
Жанна Марфина выступала на конференции в качестве ректора Луганского педагогического университета и представителя 4 новых регионов. По ее словам, 29 марта у них открылась новая эпоха в развитии вузов. «Россия – страна возможностей» для всех, кто с недавних пор стал гражданином РФ, это фраза, наполненная реальным смыслом. «Теперь наши студенты, преподаватели имеют неограниченные возможности для развития своей профессии», – констатировала Жанна Викторовна. Она рассказала о том, как были приятно удивлены учителя поддержкой научных проектов в России. Более 2500 педагогов смогли повысить квалификацию и пройти переподготовку. В этом году абитуриенты на новых территориях были в условиях абсолютного комфорта. Те, кто решился сдавать ЕГЭ, поступали с его помощью, а те, кто не захотел, воспользовались внутренними экзаменами университетов. Самыми популярными направлениями в новых регионах стали «Русский язык», «Психология» и «Физическая культура».
В завершение конференции журналистами был задан вопрос о подготовке к преподаванию «Разговоров о важном». По словам Татьяны Васильевой, такая работа на всей территории страны проводится начиная с прошлого года. «Это интереснейшее занятие, которое пришло в школы и к нам», – прокомментировала спикер.
Сергей Тарасов продолжил мысль коллеги, поделившись тем, что уже сейчас студенты принимают участие в проведении этих занятий. «Не только «Разговоры о важном», но и другие большие проекты – это все в текущей повестке, – подытожил он. – В качестве примера могу сказать о большой сессии, посвященной исторической памяти, кроме того, на всех уровнях постоянно обсуждаются вопросы, связанные с воспитанием патриотизма».
Ника ТКАЧЕНКО, Москва, фото автора
Комментарии