Проректор МГПУ по учебной работе Дмитрий АГРАНАТ родился в 1977 году в Калуге, учился в калужской средней общеобразовательной школе №6, на второй год после окончания школы поступил в Рязанский институт права и экономики МВД РФ на юридический факультет. Конечно, интересно, что же привело его в Московский городской педагогический университет? С этого вопроса и начался наш разговор с Дмитрием Львовичем.
Уже на первом курсе я понял, что мне интересны проблемы становления личности, еще в вузе я стал участником студенческого научного общества, принимал участие в научных конференциях. После получения диплома РИПиЭ МВД РФ я был направлен по распределению (а в наши годы практически не было свободного распределения) на работу в отдел по борьбе с экономическими преступлениями Октябрьского районного отдела УВД города Калуги, когда стал лейтенантом милиции, получил приглашение в Рязанский филиал Московского университета МВД на работу преподавателем-методистом кафедры гуманитарных дисциплин. За годы учебы и работы я собрал и проанализировал большой эмпирический материал, который лег в основу моей диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук («Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел»), которую я защитил в Московском гуманитарном университете (МосГУ). Первую свою книгу – «Молодые милиционеры» – я написал по результатам защиты кандидатской, после защиты был приглашен на работу в Московский гуманитарный университет, на кафедру социологии, где прошел путь от доцента до заместителя заведующего кафедрой по научной работе, декана юридического факультета. В МосГУ я занимался различными маркетинговыми исследованиями, в том числе совместно с крупными компаниями («Видеоинтернешнл», «Молодая гвардия» и другие), проводил социологические исследования по тематике образования («Учебно-воспитательный процесс в МосГУ глазами студента», «Ценностные ориентации студентов»). По результатам исследований были написаны научные работы, книги. За годы работы в Московском гуманитарном университете я стал автором многих научных публикаций по проблематике правовой социализации личности и социализации личности в военизированных организациях, будучи профессором кафедры социологии Московского гуманитарного университета, читал курсы по социологии права и общей социологии, в 2010 году я защитил докторскую диссертацию по теме «Социализация личности в военизированных организациях: проблемы, нормы и отклонения».- Как вам удалось успеть так много?- Все мои научные исследования всегда были связаны с работой, которая оставляла мало времени для этого, то есть всегда был момент преодоления, поиска времени, но я считаю, что когда человек живет в режиме жесткого планирования времени, тогда он тратит его наиболее рационально, начинает его ценить. Та социология, которой я занимался и занимаюсь, берет начало в повседневной жизни человека (ее иногда называют социологией повседневности), между кандидатской и докторской диссертациями в моей жизни были работы, которые позволили мне накопить большой багаж жизненных наблюдений, в частности, эти наблюдения дали мне возможность написать книгу «Курсанты. Плац. Быт. Секс: социологическое и социально-психологическое исследование». Несмотря на несколько популистское название, эта книга самое настоящее научное исследование повседневной жизни курсанта военного училища. Методологической основой для книги послужили исследования Чикагской социологической школы, также исследования Питера Л.Бергера и Томаса Лукманна. Книга получилась несколько провокационной, так как большинство работ по социологии, изучавших такие организации, как МВД, ФСБ, Министерство обороны, всегда были несколько внутренними, ведомственными, а мы с соавтором взялись показать все стороны жизни курсантов, в том числе и неформальные. Фактически это книга про… студентов и для студентов, только это студенты военные. Мы хотели показать, что участие курсанта в неформальных объединениях, знание не только уставной, но всех сторон жизни, правильное понимание и оценка жизненных реалий и делают из курсанта (студента) настоящего офицера, человека, не просто знающего правила, но способного быстро реагировать в экстремальных ситуациях. Эта книга может помочь и студенту, ведь жизнь молодого человека не может проходить без трудностей, переживаний разного рода, всегда стоит задача – научиться их преодолевать! Разве нет? Современная студенческая жизнь настолько богата событиями, что просто не может состоять только из «официальной хроники», она насыщена проблемами, информацией, зачастую негативной, нужно уметь ее фильтровать, выработать свой личный алгоритм для преодоления сложностей. Студент – человек интересующийся, увлекающийся, который иногда по молодости может чего-то не понять, повернуть не туда. Я имею в виду отклонения, которые мы называем институциональной девиацией, они не уничтожают человека, не позволяют ему деградировать, но дают определенный жизненный опыт, выстраивают правильную шкалу ценностей. Ведь, в сущности, цель любого обучения, воспитания, образования – научить человека мыслить, уметь при необходимости найти правильное решение в нестандартной ситуации. Например, есть инструкции для тысячи ситуаций, а тысяча первая – нерегламентированная, и ты должен уметь правильно и быстро среагировать, выстроить траекторию действий, достичь успеха.- Вы все время говорите: «курсант» и «студент». У них есть какая-то схожесть?- Вы знаете, определенное сходство есть, как это ни странно прозвучит, – некая «диктатура порядка». В одной из работ известный социолог Эмиль Дюркгейм писал: «В школе существует дисциплина так же, как и в сообществе граждан. Правила, определяющие для школьника его обязанности, подобны тем правилам, что определяют поведение взрослого человека». Посмотрите, в основе дисциплины лежит некая безусловность авторитета знания учителя, доверие к его слову. Согласитесь, в условиях сегодняшнего информационного взрыва проблема авторитета Учителя (именно так, с большой буквы) стоит достаточно остро. Соответственно мы сталкиваемся с необходимостью воспитывать в детях (или курсантах) уважение к слову учителя, а в учителе – самоуважение! Проблема дисциплины и самодисциплины, на мой взгляд, одинаково актуальна в любых учебных заведениях. Внешний вид педагога, его внутреннее самоощущение, самодисциплина – я уверен, все это воспитывается за годы учебы в педагогическом вузе. Ученик (курсант) в идеале должен свято верить в слово Учителя и знать, что его можно НЕ перепроверять в Гугле. Как этого добиться – другой вопрос, но, на мой взгляд, так должно быть, это основа основ! Есть и другие элементы сходства: в любом учебном сообществе должна быть форма, правила поведения, некий устав, единоначалие, иначе можно впасть в анархию. Так что, как видите, есть и сходство, и различие.- Согласны ли вы с известной аксиомой: «Любая культура – это система запретов и принуждений»?- Да, любая культура, воспитание начинаются с системы запретов. Но есть и система договоренностей при этом, не надо рассматривать ни военное сообщество, ни педагогическое (школу) только как диктатуру и систему сдерживающих запретов. Будущий преподаватель должен уметь работать в условиях риска, ведь он столкнется с нестабильной организацией – детским коллективом, ему потребуются и быстрая реакция, и правильное понимание ситуации. Так что запреты запретами, но и гибкость в будущем учителе необходимо воспитывать.- Имеют ли значение внешний вид учителя, манера поведения? В какой степени работает, с точки зрения социолога, система «свой – чужой»?- Она работает всегда и очень четко. Попадая в школу, педагог должен отдавать себе отчет в том, что он несет в себе некий образ, что он залог стабильности в импульсивном, меняющемся детском коллективе. Уже в вузе нужно воспитывать в себе понимание неких рамок – поведенческих, имиджевых, речевых, наверное, это такое разумное самоограничение. Учитель – это эталон, его обаяние, умение увлечь детей, умение общаться входит в создание некоего образа, которому дети могут доверять и даже подражать. Зигмунд Фрейд, кстати, в своих дневниках писал о той поре, когда он еще не был известным психоаналитиком, так вот он считал себя обязанным купить пусть один, но приличный костюм и, читая лекции, появлялся перед учениками только в нем. Это уважение к своим студентам, к самому себе.- Как быть нашим студентам в условиях, когда они часто слышат: «Образование должно быть интересным! Ребенка нужно развлекать!»?- Не согласен, ибо в образовании всегда есть элемент принуждения, оно вовсе не должно быть сплошным развлечением. Есть фундамент, базовые знания, которые требуют элементарного заучивания, без них не будет возможности импровизации и свободы. Это нужно воспринимать спокойно, уметь учиться самому и уметь учить других, формировать эти самые базовые знания. При этом я желаю студентам быть молодыми, ценить время студенчества, оно никогда не повторится, не бояться ошибок, учиться преодолевать сложности и никогда не терять оптимизма.
Комментарии