Дни сельской школы в восьмой раз состоялись в Карелии 14 и 15 февраля, объединив педагогов из районов республики. Участниками встречи также стали эксперты Карельского института образования и Центра развития образования Петрозаводска – двух организаций, на площадках которых событие проходило в первый день. Мероприятия второго дня посвятили вопросам сетевого взаимодействия и провели их в школе №3 поселка Новая Вилга Прионежского района.
– Дни сельской школы – это два дня в году, когда сельские школы и их педагоги встречаются как равные и достойные. У нас нет привычки делить образовательные организации на те, что с \”низким качеством образования\” или априорной провинциальной отсталостью… Здесь представители сельских школ, директора образовательных организаций убеждаются, что они могут быть крутыми, успешными, сильными и не одинокими, – рассказала \”Учительской газете\” Зинаида Ефлова, исполнительный директор Ассоциации сельских школ.
12 лет назад Зинаида Ефлова создала Лабораторию теории и практики развития сельской школы при Карельской государственной педагогической академии. Когда педагогический вуз реорганизовали, присоединив его в 2013 году к Петрозаводскому государственному университету, сохранилась только эта из 30 лабораторий академии.
Программа первого дня включала в себя знакомство с практиками школ, обсуждение проблем образования в сельской местности России и Карелии, отчёты делегатов IV Всероссийского съезда сельских учителей и подведение итогов VI межрегионального конкурса \”Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: территория детства\”. На площадке Центра развития образования прошло обсуждение потенциального сотрудничества сельских и городских школ и состоялся круглый стол \”Проблемы и решения в режиме текущего времени\”.
В ходе круглого стола руководители школ отметили тенденцию, связанную с сокращением 10-11-х классов в сельских школах, у которых есть лицензия на преподавание. Представители Пудожского района рассказали: \”По документам школа средняя, но открыть десятый класс для двух-трех человек не позволяют\”. Ситуация на селе такова, что ученики, имеющие возможность, переезжают в города для поступления в колледжи. Но из-за этого ребята, которые остаются в поселках и деревнях, не могут продолжить обучение в школе.
\”Не исключаю, что и в нашей школе спустя пару лет не будет 10-11-х классов\”, – поделилась опасениями Екатерина Евсеева, директор средней школы в селе Ведлозеро. Несмотря на то, что школа располагается в добротном кирпичном здании, есть учителя, второй год вопрос комплектования старших классов здесь стоит достаточно остро.
Во время обсуждения петрозаводские эксперты напомнили, что в столице Карелии при педагогическом колледже существует Центр дистанционного образования РК. Структура создана более пяти лет назад, в том числе, под задачу дистанционного обучения в оперативных случаях, когда, например, нет педагога нужной специальности в дальней школе. Но ни о деятельности центра, ни о результатах его работы вразумительной информации так и не прозвучало, хотя в зале присутствовали представители Минобразования региона и педколледжа. О возможности получить такую помощь многие из представителей сельских школ вообще услышали впервые.
Вызывает беспокойство у образовательного сообщества республики ситуация в средней школе №1 поселка Шуи. По информации педагогов, директора Андрея Анастасьева в устной форме предупредили об увольнении из-за скандала, разразившегося после того, как учитель школы выступила с критикой организации детских соревнований в районе. Местные жители и коллектив школы активно выступили против этого управленческого решения, но учредитель имеет право уволить руководителя школы по второму пункту статьи 278 Трудового кодекса РФ. Ситуацию взяли на контроль в Ассоциации сельских школ Карелии.
Обеспокоенность коллег вызывает и ситуация, которая сложилась в поселке Луусалсми Калевальского района, где в ноябре 2019 года сгорела школа. По информации Заксобрания Карелии, на 10 февраля обстановка там вызывает опасения. В поселке подготовлены новые помещения для школы и детского сада, но разрешение на ведение образовательного процесса пока не получено. Дети четвертый месяц обучаются на дому.
Тему работы сельских школ затронул Сергей Сенькин, кандидат технических наук, инженер информационных технологий в сфере культуры из Москвы, который специально приехал в Петрозаводск, чтобы выступить перед учителями республики. Тема выступления \”Сельская Карелия и её школа в эпоху перемен\” вызвала интерес и живой отклик у слушателей. Сергей Сенькин пояснил, что в силу сугубо личных причин он давно следит за происходящим в республике. Одно из его предложений касалось того, какие школы необходимы Карелии.
– Это должны быть не обогреваемые коробки типа фельдшерско-акушерских пунктов, а современные сооружения, ориентирование на воспитание и обучение детей, со всеми условиями на уровне лучших городских – отоплением, канализацией, за исключением, может быть, только бассейна, – убежден Сергей Сенькин.
По его мнению, строить школы за городом можно из дерева по специальным проектам, профессиональными бригадами, работниками которых должны быть жители сельских районов, прошедшие профильное обучение.
Осенью 2018 года в Карелии построили новую школу в поселке Ледмозеро отдаленного Муезерского района на 330 человек. Выступая перед коллегами, ее директор Алла Фалькова рассказала, что в новой образовательной организации есть и проблемы, например, высокие коммунальные платежи и отсутствие воды. Вода в поселке не соответствует требованием надзорных служб. У школы до сих пор нет собственного автобуса, на котором ученики могли бы выехать на соревнования, культурные события и экскурсии. Транспорт необходим и для подвоза школьников из соседнего поселка Тикша.
Несмотря на эмоциональное обсуждение трудностей, участники искали возможности для преодоления сложностей. Так, знакомясь с опытом сетевого взаимодействия, педагоги узнали о ресурсах Школьной лиги РОСНАНО, которая помогает развивать естественнонаучное образование. Школа №2 Петрозаводска \”Источник\” представила целый кейс технологий, связанных с развитием читательских компетенций. Информация доступна на сайте школы всем, кто готов уделить внимание этой теме и присоединиться к событиям в формате вебинаров и дистанционного сотрудничества. Петрозаводский лицей №1 рассказал о своей системе работы с коллективом, предложив решения, связанные с мониторингом и концепцией открытости образовательной организации. Интервью с директором лицея №1 Анжеликой Гуденко читайте в номере \”Учительской газеты\” от 28 января 2020 года.
В Ассоциации сельских школ Карелии считают, что такого рода встречи помогают учителям и директорам решать проблемы и искать ресурсы самостоятельно, находя поддержку в сотрудничестве и совместной работе с коллегами. Важно то, что здесь не уклоняются от обсуждения трудностей. \”Проблемы решаются только тогда, когда облекаются в слова\”, – уверена Татьяна Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских школ Карелии.
Фото автора
Комментарии