В 2010 году будет продолжена замечательная московская традиция – проведение акции «Учителя года – молодым учителям». В прошлом году она проходила и в округах, и на городском уровне.
Андрей ЛУКУТИН, учитель года Москвы-2004, президент некоммерческой организации «Столичный учитель»:
– На мой взгляд, особенно в школе важны традиции. Хорошая традиция идет снизу и приживается не потому, что было так сказано, а потому, что так сердце подсказало. К примеру, празднование Рождества или Дня Победы. Нам не нужно объяснять, что такое Последний звонок, что такое выпускной вечер, ведь это вошло в наши традиции. Все мы прекрасно празднуем Новый год, все мы знаем, что 31 декабря все честные люди, собравшись вместе за столом, провозглашают здравицы в честь близких.
Замечательной традицией 10 лет назад стала и традиция проводить акцию «Учителя года – молодым учителям». Она возникла снизу, тогда учитель материальных технологий школы №293, но уже учитель года Москвы и учитель года России-1997 Александр Глозман предложил ввести в Москве эту традицию: в одно и то же время победители конкурса «Учитель года Москвы» собираются, чтобы поделиться опытом со своими молодыми коллегами. Десять лет эта традиция живет и развивается.
Два года назад поступило предложение продолжить эту традицию, но несколько в ином формате: мы решили проводить эту педагогическую акцию на малой Родине победителя конкурса «Учитель года Москвы» – в том округе, где он работает. Такая акция прошла в школе №2030 – «Школе будущего» Центрального округа, в котором работают победители московского и российского конкурсов 2007 и 2008 годов – Анна Мехед и Михаил Стародубцев. В 2009 году – в Западном округе, где работает победитель конкурса «Учитель года Москвы-2009», вошедший в пятерку лучших учителей России, учитель истории гимназии №1542 Владимир Кружалов. Эта акция прошла в школе №1741.
Любовь САВИНКОВА, директор центра конкурсных проектов Московского института открытого образования:
– Когда мы третий год подряд приезжаем в школу №1741 на встречу с молодыми учителями, то и в самом деле считаем: сложилась замечательная традиция. Мы всегда благодарны педагогическому коллективу школы за то, как тут встречают гостей. За десять лет, что проводится эта акция, мы с огромным удовольствием приходим на встречу с молодыми учителями. Напомню, что в прошлом году в конкурсе «Учитель года Москвы» приняли участие 5000 педагогов.
В 2009 году победителем конкурса в номинации «Молодой педагог», который второй год проводилась в Москве, стала Нина Мелехина – учитель из Северо-Западного округа. Ее победа – стимул, пример для тех молодых педагогов, которые тоже могут принять участие в этом конкурсе.
В 2010 году московский конкурс «Учитель года» отметит свой 20-летний юбилей. Мы наметили мероприятия, которыми отметим эту замечательную дату.
Лариса КАМИНСКАЯ, директор Центра педагогического мастерства:
– Наш Центр называется немного необычно, это название ко многому обязывает. Я думаю, что все участники акции – и те, кто пришел давать мастер-классы, и те, кто пришел посмотреть эти мастер-классы, пытаются для себя выяснить: что же это такое – педагогическое мастерство. Те наши молодые коллеги, которые делают только первые шаги в профессии, всегда думают о том, что же они скажут своим ученикам, какой материал возьмут. Эти вопросы мучили и меня в начале профессиональной деятельности, только позднее я поняла, что это другая профессия. Если я очень хорошо знаю предмет (а все учителя просто обязаны хорошо знать свой предмет), то я предметник – физик, химик, биолог, математик. Есть вопросы «Как?» – как я передам то, что узнала, наши профессиональные вопросы. Тот, кто знает ответы, становится учителем физики, химии, математики и других предметов. Вопрос «Почему?» должен возникнуть у наших учеников, которых мы должны заразить любовью к своему предмету и немножко любовью к себе, потому что когда они полюбят свой предмет, тогда захотят понять мир, понять, почему он устроен так, а не иначе. Есть вопрос: «Зачем прихожу в класс?» Я всегда задаю себе самой этот вопрос, и, думаю, так поступают все учителя, которые любят свою потрясающую профессию. Им интересно еще, зачем нужны друг другу педагоги, добившиеся признания на самых престижных профессиональных конкурсах, и совсем молодые учителя. Мы, наверное, все же хотим что-то изменить в нашем доме – школе, хотим помочь нашим ученикам стать личностями, поэтому все эти «Что?», «Почему?», «Зачем?», «Как?» и могут нас к этому привести.
Учителя года, которые дают мастер-классы в рамках акции, – подвижники. Это вовсе не значит, что они знают ответы на все вопросы, они всегда в поиске. Это – движение вперед, это – необходимая подпитка для профессии, профессионального мастерства. За час мастер-класса молодые, конечно же, не смогут узнать все об учителях года, но они смогут заинтересоваться их творчеством, увидеть какие-то ответы на свои вопросы по части приемов и технологий, но главное – обретут стимулы, энергию движения. Это главное в этой акции.
Татьяна ФЕТИСОВА, главный специалист управления государственной службы Департамента образования:
– Акция – всегда праздник педагогического мастерства. Проходит он в замечательной школе Западного округа. Кто однажды попал к нам на конкурс «Учитель года Москвы», уже не может забыть его, отойти от него. Конкурсом «заболевают» не только сами конкурсанты, но и их коллеги. Не стоит даже говорить, как за конкурсантов всегда болеют школы, где они работают, ученики, которых они учат, администрация, даже родители. Такой «заболевшей» стала и школа №1741.
В 2004 году в московском городском конкурсе участвовал и стал его финалистом учитель математики школы №1741 Алексей Зубов. В 2005 году учителем года Москвы стала учитель русского языка и литературы Юлия Марчук. Кроме того, она вошла в пятерку лучших учителей России. В 2006 году мы увидели в списках участников конкурса директора этой школы, но еще и замечательного учителя истории Павла Панкина, который вошел в пятерку лауреатов. Вот такая это уникальная школа. Но в Москве она не одна – в каждом круге есть такие замечательные школы, в которых работают учителя-энтузиасты, новаторы, инициаторы, в которых свято хранят традиции московского образования и в то же время находятся в постоянном поиске, в постоянном творчестве, в постоянном развитии. Верю, что таких школ будет в будущем еще больше.
Светлана МИЛЯЕВА, директор научно-методического центра Западного округа:
– Западный округ был рад приветствовать то единое целое, что называется молодым педагогическим сообществом Москвы, в школе №1741. Сегодня ключевым термином этой встречи стало слово «традиции». Так вот о традиции. Мы встречались в школе, где традиционно проходит наш окружной этап «Учителя года Москвы», где традиционно проходит наш окружной конкурс «Ученик года». Эта школа стала в Западном округе кузницей педагогических кадров для профессиональных конкурсов. В школе, которую возглавляет директор Павел Панкин – победитель конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «Традиции и новаторство», работают замечательные учителя.
Акция «Учителя года – молодым учителям» – замечательная. Я хотела бы, чтобы к урокам мастеров, которые давали учителя года – мастера своего жанра, педагоги, мы относились как к элементам культурной традиции. Действительно, урок мастера, урок педагога – некое событие культурной жизни. Нам нужно постичь, понять для себя некие смыслы, чтобы мы прочувствовали происходящее и пошли дальше, находясь в этой культурной традиции педагогического мастерства.
Мне кажется, что учитель – некий проект. Хочу, чтобы каждый педагог, работающий в школе, успешно реализовал свой проект «Я – учитель», используя все ресурсы, которые существуют в столице (а Москва – богатейший центр культуры, образования, науки), но при этом сэкономил свои собственные педагогические, психологические, физические ресурсы, чтобы реализация проекта не была в этом смысле чрезмерно затратной. А самое главное – я желаю, чтобы учителя всю жизнь оставались в этом проекте.
Есть такая категория педагогов, которую пока еще не назвали профессией, – методист. Методисты всегда ждут учителей, любят их и всегда готовы находиться рядом с учителями.
Комментарии