На рассмотрение депутатов Госдумы находится закон о дистанционном образовании. Будущее принятие документа пугает и учителей, и родителей. На волне беспокойства рождаются слухи. «Учительская газета» на основе инфографики, составленной специалистами Совета Федерации совместно с Министерством просвещения России, развенчивает мифы, связанные с законом.
После принятия закона о дистанте всех переведут на дистанционное обучение?
Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех на постоянной основе. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное.
В Минпросвещения объясняют: дистанционные технологии – это форма поддержания образовательного процесса при форс-мажорных обстоятельствах: ЧС, режиме повышенной готовности и таких, как текущая эпидситуация. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей, уточняют в ведомстве.
Зачем законодательно вводить понятие дистанционного образования?
Нужно признать: дистанционные образовательные технологии уже прочно присутствуют в нашей жизни. Более того, они закреплены в законе «Об образовании». В частности, в статье 16 ФЗ № 273 от 29.12.2012 описывается реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Зачем вообще нужен закон о дистанте?
Документ не вводит ничего принципиально нового, поясняют в Совфеде. Закон систематизирует те нормы, которые отчасти уже были приняты раньше, а также четко прописывает полномочия, помогая органам управления образования с порядком действий. Так, закон предлагает дать Минпросвещения РФ полномочия по утверждению порядка электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере общего и среднего профессионального образования, а Минобрнауки – такие же полномочия в сфере высшего образования.
Что будет после принятия закона?
После того как закон примут, будут откорректированы подзаконные нормативные акты, которые дадут ответы на все вопросы, волнующие учителей, учеников и родителей. В этих нормативных документах перечислят обязанности педагогов при дистанционном обучении, определят перечень преподаваемых в таком формате предметов. Кроме того, четко пропишут, как выставлять ученику оценки, уточнят требования к домашним заданиям, продолжительность урока, условия проведения итоговой аттестации и т.д.
Правда ли, что до 2024 года планируется всех детей перевести на дистанционку
Нет! – дружно отвечают во всех ведомствах. До 2024 года в России планируется реализовать нацпроект «Образование», в который входит федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Проект будет развивать не только дистанционное образование, но и традиционное. В Минпросвещения разъяснили, что предусматривается техническое оснащение всех российских школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами.
Создание цифровой образовательной среды поможет расширить доступ к качественным программам обучения для учащихся независимо от способа их обучения. О мифах, связанных с ЦОС, читайте в материале «Учительской газеты».
ЦОС и дистант – это одно и то же?
Ответ на это вопрос отрицательный! Повторим, основная цель ЦОС – это оснащение школ современной техникой и связью. Создание обучающих сервисов в рамках ЦОС нацелено, в частности, на то, чтобы обеспечить качественными учебными материалами всех детей без исключения вне зависимости от места их жительства и формы обучения.
Тот факт, что во время дистанционного обучения школы пользуются элементами создаваемой ЦОС, внес путаницу, из-за которой и родилось много мифов.
ЦОС нужен, чтобы сократить количество школ и учителей?
ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Этот главный тезис, который не устают повторять авторы проекта. ЦОС – это инфраструктура (интернет в школах, компьютерное оснащение, программное обеспечение) плюс контент для учеников и педагогов.
Современные инструменты сделают очные уроки интереснее и насыщеннее с помощью качественных видеофильмов, интерактивных заданий. Появится возможность привлечь интересных преподавателей из любых регионов страны. У педагогов будет больше времени на общение с детьми.
Цифровизация снижает уровень знаний детей
Напротив, современные методы обучения повышают интерес школьников к знаниям и эффективность обучения, говорят специалисты. Их мнение основано на современных реалиях. Во-первых, нынешним детям сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски, им трудно сосредоточиться. Намного лучше они поймут новую тему, если она будет преподнесена с помощью увлекательного учебного фильма, сделанного с использованием спецэффектов. Во-вторых, цифровые технологии способствуют за меньшее время приобрести больше знаний.
Фото: Минпросвещения РФ
Комментарии