Основная волна написания итогового сочинения пройдет уже 15 апреля. «Учительская газета» обобщила рекомендации экспертов и рассказывает, как написать итоговую работу так, чтобы покорить проверяющих. Советы простые, однако следование им поможет добиться отличного результата.
Ранее сайт “Учительская газета” писал, как будет проходить итоговое сочинение. Напомним, что оценивать итоговое сочинение будут по пяти критериям:
• соответствие теме;
• аргументация (привлечение литературного материала);
• композиция и логика рассуждения;
• качество письменной речи;
• грамотность.
При написании сочинения, советуют педагоги, особое внимание школьник должен обратить на его логическую структуру. Композиция работы – трехчастная.
Во вступлении нужно указать на главную тему и основной тезис. Помните, что объем этой части занимает не более 15% от всего сочинения. В основном части необходимо привести аргументы с опорой на литературные источники. Внимание! Должно быть минимум два аргумента! В заключении подводятся итоги, обобщаются изложенные мысли.
Еще есть время для того, чтобы проработать тематику сочинений, тем более что она известна из документа, опубликованного ФИПИ. Всего школьнику в этом году предлагается пять направлений.
Тема первая – «Забвению не подлежит»
Про что? Эта тематика подразумевает размышления о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, которые оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Акцент важно сделать на том, что память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Источники: произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы
Тема вторая – «Я и другие»
Про что? Если школьник выберет это направление, ему советуют обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социуме. В основе сочинения на эту тему могут лежать рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
Источники: собственный жизненный опыт, произведения литературы, в том числе философской, публицистика.
Тема третья – «Время перемен»
Про что? Главное здесь – размышления о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.
Источники: художественная и научная литература, мемуары, публицистика, собственный опыт.
Тема четвертая – «Разговор с собой»
Про что? Название темы говорит само за себя: она связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Тема требует самоанализа, осмысления опыта других людей или поступков литературных героев, стремящихся понять себя. Школьник может и должен поразмышлять сильными и слабыми сторонами собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.
Источники: художественная, психологическая, философская литература, мемуары, дневники, публицистика.
Тема пятая – «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Про что? Это приглашение к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
Источники: произведения новейшей литературы, мнения ученых и журналистов.
Внимание! Время написания сочинения, уточнили в Рособрнадзоре, составляет не более 3 часов 55 минут.
Комментарии