Труднее им остаться
Социологическая повесть в цифрах
Несмотря на то, что по авторитетному заявлению Евгения Ткаченко учительские вакансии в среднем по стране составляют один процент от общего числа учителей, в целом ряде регионов с кадрами довольно туго. Так, на 10 июня в Челябинской области недоставало 134 учителей русского языка, 150 – иностранных языков, 65 – математики. Свыше 350 учителей разных специальностей не хватает в Туве, 310 – в Иркутской области, около 700 – в Приморском крае. С другой стороны, по оценкам специалистов, по ряду специальностей в ближайшие годы возможно перепроизводство кадров. Еще одна проблема – начинающийся фактически уже со студенческой скамьи отток несостоявшихся учителей в другие сферы народного хозяйства, обусловленная, кстати, не только экономическими причинами. Что же заставляет нынешнюю молодежь выбирать учительскую стезю? Что побуждает ее в дальнейшем
отказаться от этого пути? Поняв это, можно не только лучше планировать воспроизводство кадров, но и найти и устранить недостатки в нынешнем педагогическом образовании. Исследования, проведенные специалистами Министерства образования и Научно-исследовательской лаборатории социально-экономических исследований в области народного образования при МПГУ, позволяют отчасти ответить на эти вопросы. Текст наших авторов, написанный по материалам этих исследований, представляет собой доработанный вариант отчета, подготовленного для специальной коллегии Министерства образования. Думается, что не только заинтересованные специалисты захотят взглянуть в зеркало социологии. Может быть, эти сухие цифры помогут кому-нибудь понять что-то о детях, о себе, о своей профессии.
олное и качественное обеспечение общеобразовательных школ учительскими кадрами было и остается одной из центральных проблем в системе образования в целом.
В числе важнейших направлений ее решения следует выделить исследование взаимосвязанных сторон процесса воспроизводства учительского корпуса в цепочке: профориентация старшеклассников на педагогическую профессию – отбор абитуриентов педагогических учебных заведений – профессиональная направленность подготовки – адаптация выпускника (молодого учителя) к практической работе в школе – профессиональное становление и рост педагогического мастерства учителя.
Результаты такого мониторинга на уровне отдельных регионов позволяют существенно повысить эффективность управления всеми этапами рассмотренного цикла.
В управлении кадровым воспроизводством на всех его этапах можно выделить по меньшей мере два аспекта: количественный и качественный. Первый из них характеризуется, в частности, такими показателями, как потребность в кадрах в целом и по отдельным специальностям, средняя учебная нагрузка педагогов, уровень выбытия учителей из школы в другие сферы приложения труда, прием в педагогические учебные заведения и отсевы из них, выпуски молодых учителей и т.п.
Каждый из перечисленных (и других) показателей определяет в общем случае тот или иной уровень дополнительной потребности в финансовых и материальных ресурсах, рациональности использования и потери имеющихся ресурсов и другие экономические проблемы и перспективы. В то же время количественный аспект во многом предопределяет качественную сторону целостного процесса воспроизводства. В самом деле, возможные ошибки в прогнозировании структуры потребности в учителях ведут за собой нерациональное использование молодых учительских кадров (работу не по полученной специальности, преподавание нескольких разнородных предметов и т.п.). Это в свою очередь может служить дополнительным мотивом ухода из школ. Справедлива и обратная ситуация. Так, слабая профессиональная подготовка студентов педагогических учебных заведений впоследствии приводит к неумению установить контакт с классом, работать с детьми. Отсюда нередкое разочарование в профессии и тот же результат, что и в приведенном ранее случае.
Однако приведем анализ кадровой ситуации в целом по РФ.
В стране сложилась и развивается не имеющая по своим масштабам аналогов сеть педагогических учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей и воспитателей для общеобразовательных учреждений различных типов. Эта сеть по состоянию на 1 сентября 1995 г. включала 362 педагогических училища и колледжа, 54 педагогических института, 39 педагогических университетов, 7 филиалов пединститутов. Прием только в высшие педагогические учебные заведения в 1995-1996 учебном году составил свыше 67 тыс.студентов. Почти в каждом субьекте РФ имеется одно, а в некоторых и более высших педагогических учебных заведений.
Несмотря на значительные масштабы подготовки учителей и воспитателей, имеют место многочисленные проблемы обеспечения ими образовательных учреждений. Потребность в специалистах на начало 1995-1996 учебного года составляла 74,5 тыс. В т.ч. в учителях начальных классов – 13,1 тыс., в учителях естественно-математических и гуманитарных предметов – 43,6 тыс. Выпуски же учебных заведений возмещают дополнительную потребность в кадрах не полностью.
Продолжает оставаться весьма низкой доля учителей с высшим педагогическим образованием в начальной школе – порядка 45,0%. Этот же показатель среди учителей-предметников составляет 93%. В то же время в связи с увеличивающимся оттоком последней категории из школ в различные отрасли и в сферу предпринимательства (за один только 1994 год – 34,6 тыс.чел.) можно ожидать некоторого снижения образовательного потенциала педагогического корпуса. Вакансии занимают, как правило, лица, либо не имеющие высшего педагогического образования, либо со средним образованием. Последняя группа в 1995-1996 учебном году составила более 15,7 тыс.чел. Продолжает оставаться высоким уровень текучести педагогических кадров. Причем с развитием рынка образовательных услуг усилился процесс “вымывания” из учебных заведений учителей по наиболее востребуемым в настоящее время специальностям – иностранный язык, информатика и вычислительная техника, русский язык и литература. Наряду с общими тенденциями этого процесса имеет место и региональная специфика. В целом же за 1994 год только из общеобразовательных школ ушли около 91 тыс.педагогов.
Изменяется возрастной состав учителей. Доля пенсионеров в 1995-1996 учебном году составила свыше 9,3% от общего числа работающих. Для сравнения, в 1992-1993 учебном году этот показатель был 7,9%. Отдельная проблема связана с неприбытием молодых специалистов к месту работы по направлениям педагогических учебных заведений и органов управления образованием. Следует отметить, что, хотя практики обязательного распределения уже не существует, тем не менее часть выпускников (будущих молодых специалистов) по их пожеланиям получает направления на работу. Так, из выпуска 1994-1995 учебного года такие направления получили более 80,0% человек. В связи с отсутствием централизованного учета явки к месту предполагаемой работы этого контингента выпускников (равно как и количество реально приступивших к работе) статистически оценить эффективность данного канала на уровне РФ в целом не представляется возможным. Однако по выборочным данным отдельных регионов процент приступивших к работе молодых специалистов невысокий.
Отсюда вытекает проблема результативности (с позиций задач системы образования) деятельности педагогических учебных заведений, прежде всего высших.
Введем условный статистический к.п.д. их функционирования как отношение общего приема студентов к числу приступивших в соответствующем году к работе в образовательных учреждениях разного типа. Уровень этого показателя, к сожалению, низок из-за различных потерь контингента студентов. Во-первых, из общего числа поступивших до завершения педагогического образования доходит порядка 70%. Так, план приема в пединституты РСФСР в 1991 г. был 70 тыс.чел. Выпуск же в 1995 г. составлял 44,1 тыс.чел., т.е. 63,0% от принятых.
Во-вторых, результаты специальных обследований позволяют заключить, что доля приступивших к работе по специальности учитель из общего числа выпускников весьма невелика. По оптимистическим оценкам она не превышает в среднем по РФ 50% выпуска. Рассмотренные проблемы с учетом территориальной специфики характерны для всех регионов России. Это подтверждается и данными специального анкетирования руководителей кадровых служб 155 районов и городов РФ, проведенного Министерством образования в 1994-1995 году. В частности, ранжированная структура источников возмещения дополнительной потребности в педагогических кадрах следующая:
(1) за счет учителей-пенсионеров;
(2) за счет повышения учебной нагрузки;
(3) за счет молодых специалистов;
(4) за счет принятых из других сфер специалистов с педагогическим образованием;
(5) другие источники.
Рассмотренные проблемы отражают количественную сторону процесса обеспечения учебных заведений педагогическими кадрами. Для обоснованного управления сложившейся ситуацией, как уже отмечалось ранее, необходим качественный анализ мотивации отношения к учительской профессии у школьников (будущих абитуриентов-старшеклассников), студентов педагогических учебных заведений, молодых специалистов, профессиональных намерений последних и т.п. личностных аспектов. Формирование отношения к профессии учителя начинается непосредственно в школе. Любопытна метаморфоза, происходящая в сознании учащихся по мере их продвижения от младших классов к выпускным.
Для учеников начальных классов учитель – кумир, они стараются подражать любимому учителю, быть таким, как он. Со временем желающих стать учителем становится все меньше. Учительский труд представляется ученикам средних и старших классов как бесконечная проверка тетрадей, скучные дополнительные занятия, постоянное единоборство с озорниками и, конечно же, ежегодное повторение одних и тех же прописных истин.
Какими же видят своих учителей выпускники школ Смоленской и Мурманской областей? В качестве главных достоинств абсолютное большинство называет высокий уровень знаний, доброту, терпимость, справедливость, выдержку, разнообразие в ведении уроков, обьективность, ответственность, эрудицию, умение понимать учеников и т.п. Соответственно к недостаткам относятся противоположные перечисленным качества. В известной степени поставленный вопрос был контрольным к другому: “Должен ли иметь специальные педагогические способности человек, избравший профессию учителя?” Большинство ответов на него начинаются со слов – “учитель должен понимать детей”.
Вот несколько выдержек из школьных сочинений на тему “Каков, по-твоему, современный учитель?” “Современный учитель должен хорошо знать тех ребят, которых учит… он должен заинтересовать своим предметом”; “Современный учитель должен быть всегда вместе с ребятами: в походах, на соревнованиях, выставках, в театрах”; “Современный учитель – это человек, не только отлично знающий свой предмет, но и хорошо разбирающийся в искусстве, литературе… С ним и вне урока интересно, он должен хорошо понимать своего ученика”; “Входя в класс с хорошим настроением, он передает его ученикам, тогда они не будут “спать” на уроках и заниматься посторонними делами”; “Современный учитель должен смело встать в наш круг, и мы его примем с радостью и будем говорить, что это – мировой учитель”.
Как следует из приведенных высказываний, требования к педагогу со стороны учеников очень велики. Понимание и отзывчивость – вот чего не хватает школьникам в педагогах. Один из них написал так: “Нужно быть немного школьником, хотя трудно быть ребенком; надо понимать школу и детство, быть доброжелательным, а главное – понимать своих учеников и быть терпеливым к ним”. Может быть, через призму этих требований и оценивают ребята свои возможности, когда отвечают на вопросы о том, хотели ли бы они стать учителем? В среднем по Смоленской области положительно ответили на этот вопрос 20% респондентов, а 78% – отрицательно. При этом наблюдается дифференциация ответов по городской и сельской местности. В первом случае положительных ответов 13%, во втором – 28%.
По каким же причинам ребята не хотят быть учителем? Их ранжировка следующая:
– низкая заработная плата – 19% ответов
– недисциплинированность детей – 16,6%
– значительные профессиональные затраты времени – 12,4%
– однообразие – 11,2%
– необходимость выдержки, самообладания – 11,0%
– необходимость иметь педагогические способности – 6,8%
– умение вести беседу – 4,6%
– умение понимать ученика – 1,9%
– необходимость быстро реагировать и ориентироваться в сложившейся ситуации – 1%.
Структура ответов также подтверждает сделанный выше вывод о высоком барьере требований учащихся к личным качествам учителя.
Произошли некоторые сдвиги и в сознании старшеклассников относительно ценностей высшего образования в целом: так, учиться после окончания школы в институтах хотят 23,1% опрошенных выпускников основной ступени общего среднего образования; в техникумах – 21,0%, в профессиональных училищах – 15,4%, работать и учиться – 5,5%. За этими цифрами стоит, очевидно, желание определенной части молодежи раньше вступить в трудовую жизнь в условиях новой рыночной социально-экономической ситуации. Данный фактор еще более ужесточает конкуренцию между высшими учебными заведениями за абитуриентов.
Структура профессиональных предпочтений сегодняшних старшеклассников в основном отражает их представления о благополучном устройстве в жизни. Первые места в списке выбранных профессий делят экономисты и юристы, бухгалтеры. Фактически учитель занимает среднее положение на этой шкале.
Впрочем, сам по себе показатель количества учащихся, желающих стать учителем, в частности в школах Смоленской области, не так уж и мал. Во всяком случае если бы все эти выпускники действительно реализовали свои намерения, то конкурс в Смоленский пединститут был бы вполне достаточен для комплектования факультетов лучшими абитуриентами. Другой вопрос – насколько устойчивы высказываемые намерения, насколько мотивирован выбор профессии. Респондентам был задан открытый вопрос: “Чем привлекает профессия учителя?” К сожалению, до 70% тех, кто хотел бы работать учителем среди городских школьников, не смогли (или не захотели) ответить на этот вопрос. По сельской местности таких было 21%. Но неубедительны, схематичны были и определения ответивших. Соответствующий контрольный вопрос содержал варианты ответов, которые распределились следующим образом:
– учить и воспитывать детей – 29,9%
– передавать знания другим – 21%
– творческий характер труда – 16,8%
Продолжение на стр. 4
Комментарии