«Почему абитуриенту 2023 года имеет смысл выбрать педагогическое образование» – такую актуальную тему обсудили на круглом столе в мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» ректоры педагогических университетов Москвы, Тулы, Екатеринбурга. В ходе обсуждения по видеосвязи к ним присоединялись коллеги из Перми, Красноярска и Волгограда. Таким образом стартовала серия ежегодных встреч, посвященных в этот раз особенностям приемной вступительной кампании в Год педагога и наставника.
Примечательно, что впервые цикл этих ежегодных традиционных мероприятий открывали университеты страны, готовящие учителей. Ясно, что сегодня педагогическое образование проходит основательную перезагрузку. И встреча с ректорами – прекрасный шанс получить из первых рук информацию о переменах в вузах.
Сегодня на наших глазах кардинально меняется система образования, внедряются новые технологии, инновационные программы, школы становятся современными, технологичными, оборудованными по последнему слову инженерной мысли. Говоря об этих переменах в школьном образовании, Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения Российской Федерации, сделала упор на то, что педагогические университеты при этом также претерпели существенные изменения, превратившись в хорошо оснащенные, укомплектованные кадрами научные центры. Это и «Кванториумы», и технопарки педагогических компетенций, и цифровая образовательная среда…
– Учитель – это профессия, которая существовала всегда, с момента возникновения государства, и будет существовать и дальше. Никакой искусственный интеллект, никакие технологии не отменят этой профессии, – уверенно заявила Татьяна Викторовна.
Почему учителем быть модно? Сегодня в стране насчитывается почти 18 миллионов школьников, и число их будет увеличиваться, так как продолжается интенсивный рост школьной демографии. Строится огромное количество школ. В рамках нацпроекта в этом году в эксплуатацию вводится более 400 школ. За последние десятилетия не было такого темпа появления школьных новостроек, отметила заместитель министра просвещения. С ростом школ и числа учеников, естественно, увеличивается потребность в учителях. При этом интенсивно продолжается формирование оптимальных условий для обучения детей, а российские педвузы становятся настоящими центрами современного образования и технического развития. Эти два фактора, по мнению Татьяны Викторовны, уже третий год существенно влияют на повышение интереса выпускников школ к педагогическим профессиям.
Показательны следующие цифры, приведенные заместителем министра. В этом году количество бюджетных мест в вузах страны составляет 75,5 тысячи. При этом на долю педвузов приходится большая доля – 35,5 тысячи. Так что есть о чем задуматься выпускникам школ и их родителям, планируя в дальнейшем получение высшего образования и определяясь с будущей профессией. Обучение студента на бюджетной основе – большой плюс для семейного бюджета.
Стоит напомнить, что в этом году абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом выбрать только до пяти направлений (ранее он имел право выбрать в пяти вузах до десяти специальностей на одну образовательную организацию).
О растущем интересе школьников к профессии учителя свидетельствует наличие педагогических классов. В стране сейчас их насчитывается более трех с половиной тысяч. Выпускникам, мотивированным со школьной скамьи на учительскую профессию, всегда рады в приемных комиссиях педуниверситетов.
Павел Кузьмин, ректор Академии реализации государственной политики и профессионального развития Минпросвещения РФ, подчеркнул, что сегодня наблюдается просто взрывной рост количества педагогических классов. Это не может не радовать. Педагогический класс дает детям возможность провести профессиональные пробы, ознакомиться с вузом, увидеть то самое высокотехнологичное рабочее место. Ребята, посещая открытые лекции и мастер-классы в вузе, лучше узнают и будущее место учебы, и интересные перспективы работы учителя, подытожил Павел Владимирович.
Ректор МГПУ Алексей Лубков заметил, что привлекательность для абитуриентов учебы в педагогическом вузе заключается также в гармоничном сочетании традиций и инноваций. «Отправляясь на сегодняшнюю конференцию, я встретил группу студентов-историков, – поделился своими наблюдениями Алексей Владимирович. – Спросил, что они обсуждали сегодня. Оказалось, что изучали Соборное уложение (свод законов, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти сто лет. – Прим. ред.). Я в свое время студентом тоже проходил эту тему. Профессия учителя меняется, но при этом сохраняются вечные традиции. К тому же важным аспектом считаю то, что в вузе успешно происходит формирование творческой личности студента, будущего учителя».
«Студенческая среда предоставляет широкие возможности реализоваться каждому в творчестве», – продолжил тему Александр Михайлович Коротков, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. – В вузе есть четыре народных коллектива. Фольклорно-этнографический ансамбль «Покров» известен далеко за пределами области, имеет звание заслуженного коллектива народного творчества.
Повышать престиж педагогической профессии сегодня помогают новые возможности, которые открываются перед учебными заведениями, убежден Константин Подрезов, ректор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого. За два года здесь произошло масштабное обновление материально-технической базы для учебных занятий студентов. Открыты двенадцать новых лабораторий, созданы три профильных института. Начато обучение по пятнадцати новым актуальным направлениям подготовки. В вузе сегодня действуют центр технологического превосходства «Передовые химические и биотехнологии» и Технопарк универсальных педагогических компетенций. Вуз активно сотрудничает с региональными и федеральными корпорациями, ведет разработки с представителями секторов экономики.
Будущие педагоги через дополнительное обучение получают новую квалификацию специалиста по цифровым инструментам и технологиям в образовательной организации. Одним словом, учеба в вузе дает студентам возможность уверенно смотреть в завтрашний день, в котором им обеспечены трудоустройство и творческая работа.
Не застал врасплох Константина Андреевича и вопрос «Учительской газеты»: «А как может вуз с такими прекрасными условиями для учебы повлиять на то, чтобы его выпускники шли работать именно в школы и оставались там?», который он, правда, назвал непростым и даже колючим.
– Вместе с региональным министерством мы сделали так, чтобы весь пятый курс у наших студентов была длительная стажировка в школах. Наши студенты на последнем курсе работают полноправными учителями. Это для них совсем другое, чем просто на практике провести несколько уроков. После года работы под руководством наставников молодые учителя уверенно делают выбор в пользу школы. Проект «Профстажер» дает хорошие результаты. Я на собственном опыте знаю, как трудны для молодого специалиста первые дни работы в школе и как постепенно меняется потом отношение к профессии от года к году. Мне лично было жаль уходить из школы, – признался ректор вуза.
По мнению Светланы Минюровой, ректора Уральского государственного педуниверситета, то обстоятельство, что студентам разрешено выходить на работу, говорит в пользу выбора педагогической профессии.
– Мы в университете организуем высокотехнологичные рабочие места для обучения будущих педагогов. К примеру, если мы готовим логопеда-дефектолога, то перед студентом во время учебы находится современный логопедический стол со всеми необходимыми инструментами, с песочницей. Мы стремимся, чтобы будущие специалисты могли получить у нас те индивидуальные уникальные знания, которые станут потом их навыками, – пояснила Светлана Алигарьевна.
Она обратила внимание участников пресс-конференции на роль современной инфраструктуры университета в повышении квалификации не только школьных учителей, но и преподавателей вузов.
– «У нас такого еще нет», – говорят нам коллеги, побывав в Технопарке и его уникальном голографическом зале. Мы заключаем с ними договоры, к примеру, преподаватели аграрного и медицинского вузов уже готовы обучаться на наших курсах, – добавила ректор.
– Готовясь к встрече, я попросила коллег задать студентам вопрос о том, почему педвузы – это модно, – поделилась своим наблюдением в заключение выступления Светлана Алигарьевна. – Мне очень понравилось одно высказывание, что педвузы – это сила нового поколения. По-моему, оно может стать названием нового проекта.
Коллегу поддержал ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Константин Егоров. Рассказав о важности технологической составляющей в подготовке студентов к будущей профессии, Константин Борисович привел выражение, ставшее в вузе крылатым: «Сделал шаг логический – поступил в педагогический».
«Педагогические вузы сегодня востребованы», – подтвердила Мария Холина, ректор Красноярского университета имени В.П.Астафьева. В последние годы около четырех тысяч школьников подают заявления в старейший вуз, отметивший свое 90‑летие. Восемьсот из них становятся студентами, получая фундаментальное образование и профессию большой социальной значимости. «Мы заинтересованы в закреплении наших выпускников в школах, – заявила Мария Валерьевна. – Будущие учителя получают двойное наставничество – как со стороны преподавателей вуза, так и со стороны школьных методистов».
Почему абитуриентам 2023 года следует выбирать педагогические вузы? Ответ очевиден, педагогические вузы сегодня – это интересное и привлекательное место для учебы, а школа – перспективное место для будущей работы.
Надежда ТУМОВА, фото автора
Комментарии