Много ли мы знаем об этом человеке? Почему такая уникальная личность известна лишь специалистам в области истории педагогики? Это имя нечасто звучит в студенческих аудиториях, неизвестно оно и опытным педагогам. Между тем жизнь С.А.Рачинского – это настоящий подвиг, яркий пример бескорыстия, любви и преданности делу воспитания и обучения детей.
Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 г. в родовом поместье Татево Бельского уезда Смоленской области. Здесь, в окружении прекрасных лесов и полей, в стародворянской русской усадьбе, в центре которой находился большой дом с колоннами, проходило детство будущего ученого и великого педагога. Атмосфера детского дома была наполнена музыкой, поэзией, высоким искусством. В усадьбу часто съезжались известные поэты, музыканты и художники. Так притягателен и мил был семейный дом. Сергей Александрович с детства полюбил природу, простоту и искренность деревенской жизни. В ее размеренном покое он всегда находил силы для творческого вдохновения, осознания себя человеком, близким к природе и людям.
Может быть, именно любовь к природе и человеку привела 15-летнего Сергея на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, он перевелся на естественный факультет, который блестяще закончил в 1853 г. Но этого ему показалось мало. Рачинский уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, он защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. Позже за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.
С.А.Рачинский много занимается научной и преподавательской деятельностью. Переводит на русский язык сочинения известных зарубежных биологов, в частности труд Чарлза Дарвина «О происхождении видов». Однако многообразные способности большого ученого проявляются не только в научном творчестве. Сергей Александрович изучает русский музыкальный фольклор: песни, частушки, распевки. Сам пишет романсы.
Начало 60-х годов XIX века в России – пора расцвета литературных салонов. В них собирались драматурги, поэты, композиторы. Творческая интеллигенция России обсуждала здесь не только новые достижения в искусстве, но и вопросы народного просвещения. В литературном салоне на Малой Дмитровке, в доме Рачинских, собирались многие известные люди того времени, бывал здесь и Лев Толстой. Именно тут завязалась крепкая дружба великого писателя и великого народного педагога. Так же как и Толстого, Рачинского волновали проблемы организации деревенских школ, вопросы методики обучения, положение простых крестьянских детей.
Бывал здесь и Петр Ильич Чайковский. Любовь к музыке, высокая человеческая культура, простота и искренность Сергея Александровича влекли к нему великого композитора. В их дружбе тесно переплетались творческие порывы и научные исследования, теплые человеческие контакты. Ученый-ботаник написал либретто для опер Чайковского «Мандрагора» и «Раймонд Люлий». А композитор в свою очередь ввел в фантастическую оперу «Мандрагора» «Хор цветов и насекомых». Наверное, это было своеобразным символом признательности человеку, который не ограничивался научной карьерой, искал в жизни красоту и пытался открывать и создавать ее сам, черпая вдохновение и силы в природе, науке, людях.
В 1872 г. Сергей Александрович на пике своей научной карьеры, окруженный уважением студентов и ученых, неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в свое поместье, где становится простым сельским учителем.
Что привело его к детям? Неудовлетворенность научной карьерой? Но ведь она была довольно успешной. Стремление быть ближе к природе? Или, может быть, еще какие-то внутренние, никому не известные причины? Трудно сказать. Однако если бы Сергей Александрович не принял такого решения, Россия потеряла бы в его лице великого педагога. А судьба многих воспитанников Рачинского сложилась бы для них куда хуже.
Итак, в жизни Рачинского начинается новый этап, не менее плодотворный, чем период научной деятельности. Бывший ученый окунается в педагогику. Когда-то, посещая свое поместье, он наблюдал за ходом обучения в школах, видел многие недостатки школьного образования: бедность, плохие методики, равнодушие к личностным особенностям ребенка. Вот теперь, как ему казалось, у него есть возможность все изменить, улучшить, организовать. Но сразу приступить к обучению детей он не смог. Местное училищное начальство не разрешило Рачинскому преподавать. Известная чиновничья волокита. Прежде чем начать работать в школе, профессору Рачинскому пришлось ехать в уездный город для того, чтобы держать экзамен на должность учителя.
«Многое не дается и не удается, – говорил Рачинский. – Именно потому, что мы боимся показаться смешными и странными. Победа над этою болезнью уже сама по себе есть великая победа, ибо удесятеряет наши средства деятельности, охраняет ту смелость, которая города берет. Но кроме боязни смешного есть и другая боязнь, гибельная для всякого практического дела. Это боязнь труда, не обещающего верных результатов, боязнь предприятий, коих успех неправдоподобен. Все хорошее трудно, все прекрасное неправдоподобно. Этому нужно покориться, но все-таки словом и делом неустанно работать над тем, что неправдоподобно и трудно, ибо из-за вещей правдоподобных и легких не стоит жить на свете…»
Читая эти строки, думаешь о скромности и искренности этого человека. А еще о сомнениях, которые неизбежно возникают у того, кто решил резко изменить свою жизнь. Итак, он целиком посвящает себя школе. Школа становится его домом, а дети – семьей. Он внимательно следит за каждым воспитанником, за развитием способностей, за их успехами и неудачами.
В школе Рачинского все было необычно: уроки родной природы, работа на школьном огороде или пасеке, разведение цветов, столярное и переплетное мастерство. Все свои средства он тратил на школу. Неотлучно находясь в ней, Сергей Александрович изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием относился к одаренным детям и старался создавать все условия для развития их таланта. Так, в своем ученике Коле Богданове педагог заметил прекрасные способности к рисованию. Благодаря неустанной заботе учителя Коля впоследствии стал известным художником Богдановым-Бельским. Позже, став академиком живописи, Богданов-Бельский говорил о себе: «Я ведь от земли, отца не видал; я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда, где я был пастушонком». Окончив Петербургскую академию художеств, Богданов-Бельский выставил несколько очень интересных картин, одна из которых – «Воскресное чтение в школе» – находилась в музее императора Александра III. Среди художников-передвижников имя Богданова-Бельского привлекало к себе особое внимание. Его картины «Последние распоряжения», «Нищий у дверей школы», «Устный счет», «Будущий инок» реалистично и понятно изображали крестьянский быт, обнажая его самые сокровенные стороны.
В 70-80-е годы школа Татево была трех-четырехлетней. Обучалось в ней около 70 человек. Затем она была преобразована в школу с повышенным уровнем преподавания. В ней изучались русский язык и литература, арифметика с элементами алгебры, геометрия с элементами геодезии и черчения, физика, естествознание и отечественная история, славянский язык и Закон Божий. Специально для одаренных детей были введены курсы рисования, пения, музыки. Для будущих учителей читался курс педагогики, который тогда назывался «школой грамоты». Многие ученики Сергея Александровича закончили педагогические училища, семинарии и стали народными учителями, продолжая сеять «разумное, доброе, вечное». А он до конца жизни учил детей, окруженный их искренней любовью и вниманием.
Дети любили его за самоотверженность и преданность делу, за то, что в каждом из них он видел человека. «Количество дремлющих сил, таящихся в нашем народе, – писал в сборнике педагогических статей «Сельская школа»1 Сергей Александрович, – громадно, и о нем пока может составить себе приблизительное понятие лишь внимательный сельский учитель». Как понятны и актуальны его слова. Да, именно учитель с тонкой и светлой душой, учитель, верящий в ребенка, открывает перед ним дорогу в яркий и сложный мир познания и самоопределения.
Кто он, Сергей Александрович Рачинский? Ученый, художник, учитель? Наверное, и тот, и другой, и третий. А главное – человек, самым высоким предназначением которого было любить детей и свое дело.
Комментарии