На региональном этапе конкурса «Учитель года»-2018 Республики Коми победителем был признан молодой педагог из Сыктывкара Андрей Емельянов. После окончания вуза Андрей Николаевич работает всего пять лет. Но за эти годы преподаватель физкультуры школы №12 имени Олега Кошевого приобрел подлинные уважение и признание учеников и коллег. Не случайно в рамках соревнования за звание «Учитель года» в школе сняли видеоролик «Расскажи о своем учителе». В нем дети и преподаватели задорно танцуют и поют, восхваляя таланты любимого педагога.
На вопрос корреспондента «Учительской газеты» о выборе профессии преподаватель физкультуры Андрей Емельянов ответил непредсказуемо:
– Выбор профессии зависит от того, какой образ жизни человек принял в детстве. Я любил учиться. Любил читать, часто ходил в библиотеку. Чтение до сих пор остается у меня в приоритете.
– Вы примеряли на себя роль педагога в детстве? Может быть, пробовали помогать учителям?
– Честно говоря, нет, не пробовал. Я больше занимался соревновательной деятельностью.
– Активно занимались спортом?
– Да. Этому способствовало то, что я учился в обычной маленькой поселковой школе, где было немного учеников. Поэтому сложилась определенная группа ребят с хорошими физическими данными, которая часто выезжала от нашей школы на соревнования по различным видам спорта в районный центр. Я входил в эту группу. Мы участвовали, в частности, в соревнованиях по настольному теннису, баскетболу, волейболу.
– Это в какой-то мере помогло определить выбор вашего жизненного пути?
– Да, благодаря увлечению спортом я поступил в педагогический колледж и потом в университет на специальность «педагог по физической культуре». На четвертом курсе вуза я уже пошел работать в школу полноправным преподавателем.
– Какая была ваша первая школа?
– Сразу после практики меня позвали на полную ставку учителем физкультуры в школу №12 имени Олега Кошевого города Сыктывкара. Здесь тружусь до сих пор. Таким образом, мой педагогический стаж с учетом двух лет учебы в институте семь лет.
– Как вы считаете, что помогло вам стать учителем года в своем регионе? Есть ли у вас особые секреты методики преподавания?
– Думаю, во всякой победе на любых соревнованиях существует элемент везения. В нашем регионе работает множество талантливых педагогов, достойных победы. Что касается вашего вопроса о методике… Наш предмет достаточно специфичен, и часто приходится ломать стереотипы. Уже в педагогическом колледже меня хорошо обучили основам методики преподавания. И тогда мой интерес привлекла технологическая схема обучения двигательному действию. Проще говоря, это обучение упражнению. Я решил использовать в этом процессе взаимодействие самих учеников.
– Вы продемонстрировали эту методику на конкурсе «Учитель года»?
– Совершенно верно. Я показал, как ученики могут взаимодействовать на уроке между собой. Если в традиционной методике учитель сам показывает упражнения, исправляет ошибки, корректирует технику, то мои учащиеся работают в группах, в парах, где есть экспертная оценка, взаимоанализ, самоанализ. Таким образом, учитель в этом процессе отходит немного в сторону.
– Но все-таки должен быть педагогический контроль, ведь урок физкультуры у любого учителя в силу особенностей этого школьного предмета потенциально травмоопасен?
– Конечно, вы правы. В процессе урока я каждую минуту все держу под контролем. Самый травмоопасный раздел программы – гимнастика. У нас всегда есть старшие в группах и страхующие, это обязательное условие любого урока.
– Очень любопытно! Это ваша авторская разработка или вы где-то услышали о такой методике?
– Тема рефлексии на уроках физкультуры меня очень увлекла, и я обратился к своему педагогу в педагогическом колледже Любови Александровне Морозовой. Она помогла мне составить первую технологическую карту урока, на котором можно успешно решать проблему рефлексии. Считаю эту тему в принципе очень важной. В идеале каждый ученик должен не только понимать и анализировать свои ошибки, но и анализировать свой успех!
– Как вы относитесь к общероссийской проблеме получения детьми травм во время уроков физкультуры? С чем, по-вашему, это может быть связано?
– В педагогическом колледже, где, замечу, традиционно практике уделяют внимания больше, чем в педагогическом вузе, нас учили тому, как не допустить травм на уроке у учащихся. К сожалению, действительно, бывают ужасные случаи, мы все читали о них в СМИ. Считаю, первая причина – учитель элементарно недосмотрел за ребенком. Если отсутствует надзор, ученик может сломать себе что-то даже при выполнении самого простого задания, например кувырка вперед. Вторая причина травм на уроках физкультуры, по моему мнению, – неисправное оборудование. Пыльно, скользко, где-то развинтился болтик и так далее. Одной из главных проблем я также считаю отсутствие полноценного инструктажа по технике безопасности с учащимися.
– Как вы считаете, связаны ли несчастные случаи на уроках физкультуры с тем, что современные дети зачастую физически плохо подготовлены, так как много времени проводят за гаджетами? Ребята, даже младшего школьного возраста, практически не играют в уличные подвижные игры, как это было лет двадцать назад…
– Это так, но я бы выделил еще один аспект. В моей школе 1600 учащихся, из них я обучаю около 250 человек. Все знают, что в каждом образовательном учреждении есть ребята, которых по состоянию здоровья нельзя отнести к основной группе занимающихся физической культурой. И важнейшей проблемой я считаю то, что для детей, относящихся к подготовительной или специальной группе, практически отсутствуют разработанные упражнения! Не существует также четких критериев упражнений для таких учеников. Нормативы разработаны только для основной группы, а что делать ученикам оставшихся двух групп, многие преподаватели физкультуры зачастую просто не знают. Эти дети обычно пишут рефераты. Но я считаю, что это неправильно! Необходимо разработать программы для занятий с такими ребятами.
– Участие в конкурсе «Учитель года» дало вам что-то новое с точки зрения преподавания вашего предмета?
– Увы, на конкурс «Учитель года» традиционно почему-то попадает крайне мало учителей физкультуры. Нас на федеральном этапе было всего двое! Поэтому большое разнообразие методик, к сожалению, увидеть было просто невозможно.
– Остается ли у вас время на хобби? Чем вы увлекаетесь, кроме, как вы уже сказали, чтения?
– Мое многолетнее увлечение – рыбалка. Когда я сам был школьником, через день ходил удить рыбу. То, что я являюсь спортсменом и учителем физкультуры, сформировало выносливость. В поисках хорошего места для рыбалки проходишь много километров, несешь на себе много груза. Для меня это больше чем процесс ловли рыбы, это настоящее единение с природой. Люблю также настольный теннис и вообще все подвижные игры – волейбол, баскетбол.
– Есть ли у вас своя семья?
– Да, есть. Жена Лика тоже преподаватель физкультуры в Сыктывкаре. У нас недавно родилась девочка, первенец, назвали Лией.
– Красивые и редкие имена. Поздравляю вас и вашу супругу с рождением дочки! Собираетесь ли вы в будущем приобщать своего ребенка к спорту, физкультуре?
– Для нас с супругой это образ жизни. Поэтому, безусловно, с четырех-пяти лет планируем дочку брать с собой на пробежки, отправляться с ней на рыбалку и так далее.
– Вы считаете, детей нужно привлекать к занятиям физической культурой и спортом с самого раннего возраста?
– Безусловно! Скажу больше: потом просто будет поздно!
– Многие родители разделили бы вашу позицию. Но современная реальность такова, что большинство кружков дополнительного образования платные. Что бы вы посоветовали родителям в таком случае?
– В школах всегда работают кружки, секции дополнительного образования, где можно заниматься спортом на бесплатной основе. Если родители хотят приобщить ребенка с детства к физической культуре, это можно делать в домашних условиях без больших затрат. Берите с собой детей на выезды на природу, пробежки, прогулки, в том числе велосипедные.
– От чего зависит выбор занятий спортом для ребенка?
– От возраста в первую очередь. С точки зрения физиологии существуют пять основных физических качеств: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость. Для каждого из них есть свои сензитивные периоды. Например, если мы в возрасте до трех лет не успеем развить гибкость, то ребенок так и останется негибким. В раннем возрасте также можно уже работать с ловкостью и координацией. Такое качество, как быстрота, формируется позже, с одиннадцати-тринадцати лет, выносливость – тоже. Сила придет еще позже, это уже будет возраст четырнадцати-шестнадцати лет.
– В заключение разговора, что бы вы хотели увидеть на новых конкурсах «Учитель года»?
Комментарии