Согласно положению, право проведения очередного конкурса «Учитель нового поколения» предоставляется вузу, команда которого стала победителем. На правах принимающей стороны она должна выступать вне конкурса. В этот раз жюри не оценивало команду Елабужского института Казанского федерального университета (новое название появилось у Елабужского государственного педагогического университета лишь минувшей осенью), в следующем году вне конкурса выступит команда Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко.
Конкурс для студентов педагогических специальностей, родившийся на Каме, передал эстафету Удмуртии
Надо признать, конкуренция у команды Удмуртии была достаточно жесткой и победа далась нелегко. На четыре дня в Елабугу съехались студенческие команды из Самары, Саратова, Набережных Челнов, Уфы, Кирова, Пензы, Саранска и даже из далекой Курганской области. Появившийся по инициативе недавнего выпускника ЕГПУ аспиранта кафедры социальных исследований Антона Виноградова, конкурс студентов педагогических специальностей «Учитель нового поколения» неожиданно для самих организаторов привлек к себе большое внимание. Скорее всего, это произошло потому, то его идея буквально носилась в воздухе: будущие педагоги не могут быть равнодушными к падению престижа выбранной профессии. Поэтому основными целями конкурса стали популяризация учительского труда среди студентов и вовлечение молодежи в педагогическую деятельность.
Можно сказать с уверенностью, цель была достигнута. Как участники команд, так и зрители признавались, что если до конкурса они еще сомневались, стоит ли идти по окончании вуза работать по специальности, то, посмотрев на выступления команд, поучаствовав в конкурсах педагогического мастерства, почувствовав себя на месте учителя, приняли решение: идти в школу необходимо.
«Будущее образования, а значит – всей страны зависит от нас» – эта мысль в той или иной интерпретации была стержнем выступлений почти всех команд и это не могло не вызвать отклика в сердцах зрителей.
Но все же о ходе состязания будущих педагогов стоит рассказать подробнее. Программа командного первенства состояла из пяти конкурсов. Три из них прошли в первый день. По традиции соревнование началось с «Визитки», где каждая команда должна была не только ярко и интересно представить свой вуз, но и продемонстрировать собственный взгляд на проблемы современной школы. В первом конкурсе особенно ярко выступили три команды. «Сгущенка» – так называлась команда Саратовского государственного университета имени Чернышевского – постаралась показать жюри таланты и способности каждого участника: саратовцы не только пели, но и виртуозно играли на музыкальных инструментах. Один из членов команды – студент факультета начального и специального образования СГУ Владимир Киреев своим соло на балалайке сорвал овации всего зала. Яркими и запоминающимися были визитки нескольких вузов. Внимание всего зала с первого же выступления привлек Евгений Моисеев, один из участников команды Глазовского государственного педагогического института. Высокий, красивый, интеллигентный, эрудированный, музыкально и артистически одаренный, он был явным лидером команды и все, о чем он говорил со сцены, вызывало интерес и уважение не только публики, но и жюри. Евгений – студент четвертого курса факультета математики, информатики и английского языка ГГПИ внес огромный вклад в победу своей команды, как и ее капитан Алена Репина, студентка факультета социальной коммуникации и филологии, набравшая наибольшее количество баллов в конкурсе капитанов.
Высокую планку с первого же конкурса взяла и команда «Время перемен» Шадринского государственного педагогического института. Для справки: Шадринск – старинный город Курганской области, профессор Шадринского педагогического института А.П.Рымкевич – автор самого знаменитого задачника по физике, выдержавшего рекордное количество изданий. В том, то в этом вузе и сегодня учатся талантливые студенты, ни у кого из жюри и зрителей не было сомнений: шадринцы ярко выступили во всех конкурсах.
Интересные находки были, разумеется, и у остальных команд, но тройка лидеров наметилась почти сразу. Зато в чисто КВНовской «Разминке» неожиданно всех обошла Пензенская команда, всех быстрее и остроумнее дававшая ответы на непростые вопросы – по-видимому, костяк команды состоял из ребят, имеющих в КВН богатый опыт. Для некоторых же команд этот конкурс оказался очень сложным, не всем легко дается импровизация.
Зато конкурс на видение и решение непростой педагогической ситуации вызвал живейший интерес зрителей и участников. Были среди ситуаций такие, например, истории: учитель входит в класс, садится на стул с заранее рассыпанным там мелом, затем встает для объяснения нового материала, подходит к доске и слышит позади себя довольно громкие смешки… Или такая сцена: молодая и симпатичная учительница идет по школьному коридору и слышит в свой адрес довольно фамильярный свист или даже красноречивую реплику старшеклассника о своей внешности… А вот еще одна: молодой педагог становится свидетелем сцены унижения ученика-изгоя более сильными одноклассниками…Молодая учительница, проверяя тетради, видит адресованное ей письмо ученика с признанием в любви. Каждая команда заранее получила задание – разыграть ситуацию и предложить одно или несколько ее решений. Надо сказать, что этот конкурс был одним из самых интересных и зрелищных. Почти все команды одинаково профессионально справились с ним.
Второй день состязаний внес коррективы в список лидеров, несмотря на то, что было запланировано всего два конкурса. Конкурс капитанов состоял из двух этапов. Капитаны должны были ответить на вопросы из истории и теории педагогики и продемонстрировать свое видение современной ситуации, сложившейся в образовательной сфере. Наиболее подкованными теоретически оказались капитаны Глазовского педагогического института, Вятского государственного гуманитарного университета и Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (город Самара), именно ее капитан сорвал аплодисменты зала за «пионерскую» готовность первым ответить на любой, даже самый сложный вопрос. В отношении современности наиболее интересными были ответы башкирской и пензенской команды.
И все-таки самым серьезным и ответственным, решившим исход первенства, стал конкурс инновационных проектов, способных улучшить качество образования. Каждая команда сама выбирала тему проекта и готовила его дома. Пожалуй, это было не совсем верным решением организаторов. Гораздо уместнее было бы раздать проблемы накануне последнего конкурсного дня, с тем чтобы вечером ребята смогли подготовить собственное проектное решение, пусть даже не совсем гладкое и качественное с технической точки зрение, зато самостоятельное и оригинальное. Наибольшее количество баллов в этом конкурсе набрали глазовцы, предложившие создать республиканскую базу студенческих методических разработок, и шадринцы, обратившие внимание на повышение качества образования воспитанников детских исправительных колоний и их последующую реабилитацию.
Если лидерство команды Глазовского государственного педагогического института не вызывало сомнений, то судьба второго и третьего мест была не ясна вплоть до самого конца соревнований. Только баллы, подсчитанные независимой счетной комиссией, решили, как распределятся места: в итоге второе место поделили пензенцы и саратовцы, а третье – шадринцы и самарцы.
Перед тем как итоги были объявлены, жюри и организаторы встретились с педагогами, сопровождавшими команды. В ходе круглого стола были высказаны пожелания о совершенствовании организации конкурса, его критериев. Учесть все эти советы предстоит команде ГГПИ имени Короленко – ведь именно они станут организаторами 2-го конкурса «Учитель будущего поколения-2013».
Закрытие конкурса прошло не только ярко и торжественно, но тепло и сердечно. Все участники, которые за дни, прожитые в Елабуге, нашли друг в друге единомышленников и друзей, благодарили организаторов за гостеприимство, за прекрасные условия, созданные для конкурсантов, обменивались адресами и договаривались о будущих встречах. Концертные номера, которые подготовили для церемонии открытия и закрытия творческие коллективы Елабужского института КФУ, создавали по-настоящему праздничное и приподнятое настроение гостей и участников фестиваля.
Итак, первый конкурс «Учитель нового поколения» состоялся! При всех шероховатостях и сложностях, которые неизбежны при начале любого дела, он не вышел комом. Хочется надеяться, что у него впереди большое будущее и в следующем конкурсе примут участие не десять, как в этот раз, а значительно больше команд со всей России.
Фото автора
Комментарии