search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

Учитель на шесте: позора или славы? – за что увольняют педагогов

Учителей увольняют из школы за откровенные видео, фото, блоги в социальных сетях. Является ли такое поведение педагога аморальным, или он имеет право на личное пространство и самовыражение, в том числе в «приватном» танце или раскрепощенной позе на фото, в свободное от работы время?

Сетевое издание «Учительская газета» решило обсудить эту тему со своими читателями, в первую очередь – с учителями и родителями.

Допустимо ли педагогу выкладывать видео в банном халате, обсуждать спиртное и отношения с мужчинами, танцевать в нижнем белье и выставлять фото в купальнике в сети интернет. Связан ли педагог нормами морали за рамками исполнения должностных обязанностей? Как относятся наши читатели к таким ситуациям, как они отвечают на эти вопросы?

«Грязные» танцы, видео в неглиже и откровенные блоги в открытом аккаунте – истории увольнения педагогов

Прошла неделя, но все еще не улеглись страсти вокруг последней истории с учителем из Новосибирска – Викторией Кашириной. Девушка выложила в Инстаграм довольно «горячий» танец, выступая в белье. После этого молодого учителя уволили из школы, а СМИ наперебой и осуждали, и заступались за педагога-«танцовщицу».

Эта ситуация не первая и, скорее всего, не последняя.

Так, в марте нынешнего года из школы N 630 Санкт-Петербурга была уволена учитель Дарина Сергеева. Два года она преподавала русский язык, а параллельно снимала шуточные ролики о суровых буднях учителя, выкладывая их в TikTok. Их и сейчас можно найти на просторах интернета. Однако администрация школы увидела в действиях учителя нарушение «морального кодекса», «обесценивание статуса учителя» и даже… латентную порнографию – Дарина Сергеева и ее супруг снялись в ролике в банных халатах.

Еще один случай в Санкт-Петербурге: учитель под ником «Владычица пивная» вела блог в соцсети Twitter, где рассказывала про свободные отношения с обучающимися и спиртное. Блогерша была вынуждена уволиться из двух школ города.

В августе этого года свой аккаунт TikTok пришлось удалить учителю английского языка из поселка Горный Красноярского края Дарье Лейко. Она, как и Дарина Сергеева, снимала видео об особенностях работы педагога. Однако от родителей стали поступать жалобы на некомпетентность учителя, использование нецензурных выражений и создание роликов в рабочее время – во время уроков.

Это, конечно, только часть нашумевших историй. Они дают пищу к размышлению, рождают противоречивое мнение – возмущение и поддержку со стороны общества.

Учитель – образец морали и нравственности

Во все времена учитель был образцом морали и нравственности. Вспомним стереотипный образ учителя-женщины – строгое платье, белый воротничок и «пучок» на голове. Учитель – это кто-то удивительный и необычный, он не может жить в такой же квартире, как у всех, ездить на такой же машине и делать то, что делают обычные люди.

И авторитет Учителя выше, чем у других – он пример для родителей, учеников и даже высокопоставленных лиц, ведь у них тоже был учитель.

Но такое представление о педагоге, складывающееся в обществе на протяжении сотен лет, – моральная оценка.

А предписывает ли учителю законодательство быть «не таким, как все», быть авторитетом, примером и образцом?

Обратимся к Письму Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Оно регламентирует, что педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы, а также воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей.

Что понимается под такой информацией, Примерное положение не отражает. Можно предположить, что это контент, обосновывающий или оправдывающий допустимость насилия и жестокости по отношению к людям или животным, содержащий нецензурную брань, вульгарные жесты и высказывания, а также разрушающий семейные ценности, демонстрирующий обнаженную натуру и прочие подобные действия.

На наш взгляд, ранее действовавший Кодекс профессиональной этики педагогических работников содержал более подробную характеристику образа учителя. Так, учителю надлежало соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

На основании Примерного положения каждое учебное заведение издает свой акт, регулирующий морально-этические требования к педагогу.

Отметим, что требования эти распространяются не только на рабочее время учителя, но и на внешкольную жизнь. Не может учитель в школе быть образцом нравственности, а выйдя за пределы образовательной организации, скандалить с продавцом в магазине, употребляя при этом ненормативную лексику.

Те действия учителей, о которых идет речь, по-разному оцениваются администрациями школ: где-то хотят скрыть возникшую ситуацию и предлагают уволиться по собственному желанию, а где-то, напротив, клеймят позором, предавая огласке информацию о поступке учителя.

В размещенной на сайте онлайн-гимназии, где работала учитель Виктория Каширина, статье разъясняется, как необходимо вести себя учителю, какой позиции придерживается учебное заведение в данном случае. В частности, отмечается, что самовыражение педагога всегда приветствуется. Но оно бывает разным – может идти на пользу несовершеннолетним, а может явиться негативным примером. Функция педагога, которая заключается не только в реализации образовательных программ, но и в морально-нравственном воспитании, должна сохраняться при любых обстоятельствах. Учитель всегда являлся образцом для подражания. И для нынешнего поколения это не менее важно. Причем важно не только общение учителя при исполнении обязанностей, на работе, но и его проявление за рамками школы, в частности, в аккаунте в социальной сети.

«Поэтому, безусловно, педагог может демонстрировать хобби, озвучивать свои жизненные принципы, рассказывать о себе и своей жизни, если это не подрывает его моральный облик и не является провокацией, способной нанести вред формированию здоровой личности ребенка или поставить под сомнение его педагогический авторитет…Психика детей очень восприимчива, она нуждается в бережном отношении. Ненормативная лексика, демонстрация курения или употребления алкоголя, видео в нижнем белье, а также сцены «откровенного» содержания, демонстрация насилия и жестокости – все это не имеет отношения ни к творчеству, ни к эстетике, ни к свободе личности и в открытом аккаунте педагога, по нашему мнению, недопустимо», – указывается на сайте онлайн-гимназии.

Не поддерживает коллегу и учитель из Барнаула Татьяна Кувшинникова. Она, как и Виктория Каширина, преподавала русский язык и литературу. А в свободное время занималась спортом, выложив однажды в социальной сети фото с соревнований по зимнему плаванию – в купальнике. За это и была уволена из школы.

Однако о случае с Викторией Татьяна отзывается критически, отмечая, что ситуации их увольнения абсолютно разные. Виктории не следовало работать учителем, если она занимается pole dance. Этот танец люди ассоциируют со стриптизом, в отличие от того же зимнего плавания.

Учитель – не монахиня

Так считает Сергей Чернышов, директор Новосибирского городского открытого колледжа. «Учителя — не члены монашеского ордена, они такие же люди, у них есть чувства. Они вправе показывать свое красивое тело в своих личных социальных сетях. Если кто-то смотрит Instagram и оскорбляется — ну не смотрите Instagram, да и всё», – говорит он.

Сама Виктория Каширина рассказала журналистам, что занимается pole dance, давно хотела снять ролик. Он не предназначался для обучающихся, но одна из учениц его увидела и рассказала маме. Мама девочки потребовала удалить видео, но Виктория ответила отказом, заблокировав и ученицу, и ее маму, посоветовав следить за дочерью, а не за учителем.

Ролик все-таки разлетелся по родителям, а утром директор гимназии потребовал его удалить. Виктории Кашириной предложили уволиться по собственному желанию, но она отказалась. Через два дня учителя уволили за аморальное поведение.

В настоящее время девушка удалила все аккаунты в социальных сетях и анкеты на сайтах репетиторов.

Будет она работать учителем или изберет другое направление, обжалует решение гимназии в суде или нет – решает только она.

Как бы ни складывалась дальнейшая жизнь педагогов из приведенных историй, скандальную известность и «славу» они приобрели: их обсуждают средства массовой информации, им пишут слова поддержки и ненависти, угрожают и предлагают новую работу.

Хорошо это или плохо? – ответ на этот вопрос хочется услышать от наших читателей.

Морально или аморально

Что соответствует нормам морали? И что такое мораль. Данное понятие не конкретизируется ни в законе, ни в судебных актах.

Мораль – это те представления о добре и зле, чести и совести, которые сложились в обществе. Проще говоря, «что такое хорошо и что такое плохо» знают все.

Трудовой Кодекс РФ предусматривает одно из оснований увольнения по инициативе работодателя – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Напомним, что расторжение трудового договора по данному основанию может применяться не только если аморальный поступок совершен педагогическим работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, но и при совершении такого проступка вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей (п. п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Являются ли фото в купальнике, видео танца с супругом или более откровенного, но сложного в исполнении pole dance, выложенные на странице педагога в соцсети, аморальными? Как видим, мнения самих учителей на этот счет разделились. Неоднозначно и мнение общества – кто-то поддерживает учителя, считая, что он не робот, не монах и волен за рамками школы заниматься творчеством, выражать свое мнение, любить, дружить, жить обычной жизнью, его аккаунт в соцсети не должен находиться под круглосуточным «прицелом» учеников, родителей, руководства. Кто-то, напротив, относится к этому резко негативно.

Основной читательской аудиторией сетевого издания «Учительская газета» являются педагоги и родители школьников. Именно они, как никто, близко знакомы с психологией детей, с их восприятием увиденного и услышанного вне школьной программы. И, конечно, могут высказать профессиональное и родительское мнение по поводу моральных качеств, которыми должен обладать учитель, о нравственности тех или иных поступков. Какие действия допустимы, а какие – нет?

Изменится ли мнение общества, если откровенные фото, танцы и видео разместит в сети интернет не молодой учитель, а тот самый – в строгом платье и с кичкой на голове?

Обсуждая тему некорректного, а зачастую и хамского отношения к педагогу, мы затрагивали вопрос необходимости специального акта, который бы регулировал отношения между участниками образовательных отношений. В первую очередь – с точки зрения этики. Возможно, и в данном случае, помимо Примерного положения и локальных актов школ, требуется более конкретная регламентация требований к поведению учителя как на работе, так и в быту, разъяснение – что морально для педагога, а что – аморально.

Конструктивное обсуждение спорных, наболевших, актуальных, вызывающих резкую критику ситуаций, неизбежно приведет к положительным результатам в будущем и поможет внести изменения в правовые акты, пусть пока и на уровне образовательной организации, построить школьную корпоративную культуру. А учителю – стать эталоном нравственности.

Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, высказывайте мнение по данному вопросу, обсуждайте, предлагайте.

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте