В Москве холодная осень. Не верится, что всего две с половиной недели назад Казань встречала участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» настоящей летней жарой…
Лауреаты продлили это удивительное конкурсное лето в Сочи. Президент России подарил им сказку, пригласив в образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Традиционная встреча прошла в совершенно необычной обстановке. Ребята увидели олимпийский город, побывали на игре ночной хоккейной лиги, стали зрителями Формулы-1 и «Новой волны».
Поездка захватила день рождения абсолютного победителя этого года Сергея Кочережко. Встреча «пятнашки» с президентом пришлась аккурат на 8 октября. Владимир Путин поздравил самарского историка, пожелал «всего самого доброго». И получил в ответ поздравления с собственным днем рождения, прошедшим накануне. Получилось по-домашнему, да и сам разговор был какой-то неформальный, наверное, потому что состоялся далеко от чиновничьих кабинетов и великолепия Кремля, в школе, пусть и очень необычной …
Что только ни обсуждали: от ситуации с очередностью в детские сады до нехватки химиков в школе, как следствие, – хороших специалистов на производстве.
Судя по фотографиям, которые постили участники «пятнашки» в соцсетях, им очень понравился «Сириус». Информатика из Липецка Аллу Волкову, а меня вслед за ней, уже дистанционно, поразила здешняя библиотека. Оснащенная по последнему слову техники и вместе с тем яркая, цветная, с уютными островками для индивидуальной работы. Поэтому, думаю, предложение Владимира Путина весьма порадовало педагогов: «…я бы вас просил, чтобы в ваши рабочие графики работы – мы, если надо, поговорим с губернаторами, с соответствующими образовательными структурами – было вписано, вы могли бы сюда приехать, здесь какое‑то время провести, поработать с детьми, что‑то привнести своё».
Наши лауреаты задавали вопросы. Все – по делу, не предметно-эгоистичные, типа «дайте еще часы за математику… литературу… историю…» (тревога эта понятна, но ведь не первому лицу в государстве такими вопросами заниматься). Музыкант Андрей Пархоменко, например, предложил обратить внимание на приближающееся столетие композитора Георгия Свиридова. Оказалось, что и президент помнит о юбилее и даже уже просил Министерство культуры об этом подумать.
Пересказывать разговор не буду, его можно и прочитать, и посмотреть, и прослушать на сайте Президента России: http://kremlin.ru/events/president/news/50466.
Встреча «пятнашки» с главой государства – финальный пик конкурса. Вернее, его праздничной части, начавшейся вслед рабочей, наполненной ежедневными испытаниями. Спасибо нашим партнерам по организации конкурса в Республике Татарстан за то, что пригласили всех финалистов 3 октября в Ледовый дворец спорта «Татнефть-Арена» вместе с пятью тысячами педагогов со всех концов республики на празднование Дня учителя. Всех гостей просто поразили масштабные номера с участием талантливых детей, танцевавших удивительно синхронно и профессионально целые мини-спектакли о школе, учителях, учениках. В одной из сценок одетые в пижамы ребята лихо исполняли рок-н-рол на кроватях с панцирными сетками…
Вместе с тем, было очень приятно, что на праздник пришли все первые лица – премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Татьяна Ларионова, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки республики Энгель Фаттахов, помощник Президента Республики Татарстан по социальным вопросам Лейла Фазлеева…
В торжественной обстановке награждали директоров, учителей, воспитателей, классных руководителей. Участникам всероссийского финала было особенно приятно видеть в числе награжденных начальника управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамару Федорову, которая вложила немало в сил в организацию всероссийского финала. Тамаре Трофимовне вручили медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан».
Бурю аплодисментов вызывало выступление победителей смотра строя, песни и речёвки – ребят из 177-й казанской школы, базы конкурса «Учитель года России-2015».
Переезд в Москву из Казани на фирменном поезде «Премиум» показался очень коротким. Почти не спали, ночь напролет шепотом, чтобы не разбудить других пассажиров, общались, вспоминали конкурс, строили планы на будущее – ведь обязательно будут совместные проекты, встречи на слетах!
Утром 5 октября все финалисты конкурса, Большое, родительское и ученическое жюри красивые, подтянутые, в приподнятом настроении собрались в Государственной Думе для участия в заключительном испытании конкура – «Круглом столе образовательных политиков» с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Иным, конечно, было настроение у пятерки победителей. Надо было до конца, с честью, выдержать марафон, не расслабиться, не сдаться даже в этот момент, когда нервы на взводе, а силы на исходе…
Участники «Круглого стола образовательных политиков»:
Ахапкина Мария Евгеньевна, учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области
Волкова Алла Александровна, учитель информатики гимназии №12 города Липецка
Катренко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга
Кочережко Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания гимназии №1 города Самары
Рычкова Ольга Валерьевна, учитель математики средней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области
По-моему, не подкачал никто. Все говорили искренне, по делу, аналитически, с яркими примерами, что всегда важно на мероприятиях подобного формата. А ведь тема была очень непростая, вопрос самый актуальный в образовании на сегодня: «Какие рамки оптимальны для учителя: образовательная программа школы, стратегия развития воспитания, «единый учебник для всей страны»…?». Выступления были настолько взвешенными, продуманными, произнесенными с полной ответственностью, что иногда казалось, что вольнодумец в этой компании – руководитель Минобрнауки России…
Вот только несколько фраз, произнесенных Дмитрием Ливановым: «В любой творческой профессии свобода – признак профессионализма… Профессионал должен быть свободен в выборе технологий… Если учителя любят дети и есть результаты, пусть работает как работает».
Любовалась работой модератора «круглого стола», главного редактора нашей газеты Петра Григорьевича Положевца. Честное слово, не потому, что шеф… Очень точные вопросы задавал ведущий, а я, как журналист, знаю, что порой вопросы задавать намного сложнее, чем давать на них ответы.
Подробности вскоре будут на нашем сайте, вы сможете прочитать полную расшифровку этой дискуссии.
Закрытие конкурса состоялось в тот же день, 5 октября. Полтора часа раус-программы (время сбора гостей) перед началом торжественной церемонии закрытия в Государственном Кремлевском дворце были похожи на светский раут. Слушали духовой оркестр кадетов, который играл марши и другие знакомые произведения, а еще ребята пели. Участники конкурса 2015 года наконец полностью сбросили с себя ношу испытаний, подготовки к заочному и очному этапам, ожидания итогов… Они были свободны, они надели лучшие наряды и походили на супермоделей и актеров больше, нежели на учителей школ. Особенно учительницы из глубинки. А участники прошлых лет на каждом шагу вскрикивали и бросались обниматься – в составе региональных делегаций оказалось немало конкурсантов разных лет. Мне трудно перечислить всех друзей, кого была очень-очень рада увидеть в Кремле! Вот, например, учитель года России-2001 Алексей Крылов, учитель технологии, а ныне директор огромного лицея в Екатеринбурге… Сто лет его не видела!
Церемония и концерт шли, как всегда, немного «на взводе», потому что все ждали, естественно, объявления имени абсолютного победителя 2015 года. Нервное настроение смягчали музыка и танцы. Меня особенно порадовал хор московских учителей «Виктория», которые нежно и красиво исполнили конкурсный гимн Артура Зарубы и Ирины Львовой. Все ахали по поводу визуальных эффектов на сцене. Необыкновенно пышные и красочные декорации возникали прямо из воздуха благодаря информационным технологиям.
Ведущие – главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, ведущая телеканала «Россия» Анастасия Чернобровина, учитель года России-2014 Алла Головенькина – составили прекрасное трио, непринужденно общающееся на сцене.
Вручили награды в специальных номинациях.
Специальный приз \”Учительской газеты\” \”За настойчивость в достижении цели\” имени Геннадия Селезнёва получила Екатерина Маркуева, учитель географии Чукотского окружного профильного лицея.
Специальный приз «Содействие гражданскому воспитанию и формированию культуры мира среди обучающихся» от Центра толерантности Еврейского музея и центра толерантности – учитель начальных классов средней школы с углубленным изучением математики, информатики, физики №444 Москвы Алексей Рубин из Москвы.
Александр Рухлов, учитель литературы, искусства Курганского областного лицея-интерната среднего (полного) общего образования для одаренных детей, стал обладателем специального приза \”За яркий дебют в профессии\” от Общероссийского профсоюза образование. В следующие летние каникулы Александра ждет на отдых Болгария… А во время конкурса филолог заслужил еще одно, уже народное звание – бард финала «Учителя года России-2015». Стихи курганского литератора ходили по рукам и читались вечерами после трудного конкурсного дня. Хитом стало стихотворение, написанное прямо во время мастер-классов (поясню для непосвященных: «шестнадцатыми» на конкурсе называют участников, не прошедших в «пятнашку» лауреатов, то есть во второй тур):
Я – шестнадцатый. Я шестнадцатый.
Слушай, небо, мой позывной.
Я из тех, кого вчера нация
Увенчала славой земной.
Я – шестнадцатый. Я – шестнадцатый.
Но по строкам, как по канату,
Не устану к высотам взбираться.
Там на всех кислорода хватит.
Здесь мы все – как в космическом вакууме,
И на всех тут одна беда.
Очень разные, но одинаковые,
Не умрем мы, мой друг, никогда.
После того, как малые хрустальные пеликаны перешли в руки своих хозяев из Санкт-Петербурга, Липецка, Москвы, поселка Кобра Кировской области и Самары, осталась главная интрига – кто же получит большого Хрустального пеликана?! Я твердо убеждена, что этой чести был достоин каждый из «пятерки». Но также уверена и в том, что справедливо и не просто так победили харизма Сергея Кочережко, его несомненный профессионализм, неистощимая энергия, сила воли, молодость и уверенность в себе. А что за этой уверенностью невероятная усталость и волнение – это уже не для огромного зала Государственного Кремлевского дворца. Принимая поздравления во время банкета, Сергей Сергеевич признался: «Я еще не осознал того, что со мной произошло».
Сейчас уже, наверное, осознал и заново пережил в кругу семьи, обнимая дочку Лизу, которой всего 7,5 месяцев и которая пока не подозревает, какой знаменитый у нее папа… К радости родных, близких, учеников и коллег, пятнадцать лауреатов сегодня вернулись из Сочи в Москву и разъехались по домам, где их так долго ждали!
Комментарии