Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Учитель Года Москвы

УГ - Москва, №13 от 30 марта 2010. Читать номер
Автор:

Наталья МАЛМЫГО, воспитатель детского сада компенсирующего вида №909: – Наша жизнь – сотрудничество с множеством людей, невозможное без навыков общения и взаимодействия. Развить эти навыки в детях – для меня главное в педагогической деятельности.

СтатфактСергей КУЗИН:- Ежегодно в Москве проходят конкурсы профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года», который включен в программу общегородского конкурса «Московские мастера» и организуется совместно Правительством Москвы и Московской федерацией профсоюзов. В орбиту этих конкурсов вовлечены сотни лучших педагогов Москвы и тысячи их «болельщиков»- коллег и учеников.

«Сотрудничество» – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве возможно воспитать человека для человека.

Цель моей работы – воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией.

Основными задачами педагогики сотрудничества стали:

– переход от педагогики требований к педагогике отношений;

– гуманно-личностный подход к ребенку;

– единство обучения и воспитания.

Для реализации задач я использую игровой, проектный, проблемно-поисковый, творческий, диалогический методы.

Сотрудничество в отношениях взрослый – ребенок реализуется в общей жизнедеятельности коллектива, принимая различные формы: содружества, сопереживания, сотворчества.

Я широко использую партнерскую форму организации занятий.

Для формирования положительной «Я-концепции» в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада я использую игротерапию, сказкотерапию, психогимнастику, обыгрывание проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.

Особое место занимает взаимодействие с семьями воспитанников. Для сотрудничества с родителями я выбрала следующие формы работы:

– педагогическая «гостиная»;

– индивидуальные и групповые консультации;

– дни открытых дверей;

– библиотека семейного чтения;

– досуговые формы общения;

– защита семейных проектов.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность ребенка, наряду с семьей стали ДОУ и социальная среда. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания.

При анализе проведенной работы за последние три года я получила следующие данные:

– проявление внимания к действиям и словам воспитателя возросло с 53% до 85%;

– проявление интереса к сверстникам увеличилось с 57% до 80%.

Наряду с этими данными возросли уровень самосознания и самооценки воспитанников.

В перспективе планирую поиск новых методов воспитания детей с использованием гендерного подхода, а также:

– разработку моделей социализации детей путем совершенствования форм взаимодействия детского сада и семьи;

– повышение компетентности родителей в разных видах совместной деятельности;

– участие в сетевом взаимодействии ресурсных центров и детских садов проекта «Московское образование: от младенчества до школы: «Девочки и мальчики», «Я и мир».

Опыт применения практики сотрудничества подтвердил слова психолога Александра Асмолова: «Педагогика сотрудничества – это не вчерашний и даже не сегодняшний день, а перспектива образования и проект строительства в нашей стране гражданского общества».

Ольга ДЕНИСОВА, воспитатель детского сада №2544:

– Я считаю, что ХХI век должен стать веком педагогики сотрудничества, потому что десятилетний опыт преобразований доказал: никакие серьезные перемены невозможны без отношений сотрудничества взрослых и детей.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества стал Симон Соловейчик.

Педагогика сотрудничества принимает ребенка любым. Я должна помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Эту тему я раскрыла в опыте работы «Значение конструктивной деятельности для разностороннего развития ребенка». Через конструирование можно воспитать в ребенке лучшие качества личности, вызвать высокие нравственные чувства, что приведет к становлению высокодуховной личности.

Воспитывать – значит содействовать, вместе с ребенком, при его желании и с его согласия делать его развитым, удивительным и неповторимым. Воспитание ребенка – это привитие ему уникальной системы человеческих ценностей. Я считаю, что основа этой системы – нравственность. Что бы ни делал маленький человек, все должно иметь нравственный мотив. Научить этому – первая и основная задача.

Мой девиз: «Работать, чтобы радовать!» В своей профессии я вижу высокий духовный смысл и огромную ответственность.

2010 год объявлен Годом учителя, и, хотя я не учитель, думаю, что понятие это включает и первого профессионального педагога в жизни малыша. Я считаю, что это и мой праздник, который поможет всем педагогам почувствовать свою значимость в жизни не только отдельного ребенка, но и общества в целом.

«Легко ли быть воспитателем?» – спрашиваю я себя. Скорее всего, трудно, потому что приходится много учиться, и в первую очередь работать над собой. Хочу в своей профессии достичь высокого уровня профессионализма. Быть настоящим профессионалом – мое педагогическое кредо. В педагогическом обещании педагогов нашего детского сада есть такие слова: «Обещаю постоянно совершенствовать свои педагогические познания и педагогическое мастерство, отдавать знания и силы развитию и просвещению ребенка, учить его добру и гуманности и ни при каких обстоятельствах никому не позволю использовать знания в ущерб нормам гуманности».

Поэтому каждый свой новый день я начинаю со слов: «Здравствуй, малыш, я тебя уже жду…»

Каждый день я познаю секреты профессии и все больше хочу их узнавать и постигать. Хорошо сказал Павел Бажов в одном из своих сказов: «…тут живинка тебя и подцепила. Она во всяком деле есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет». Это про меня и про мою удивительную, замечательную, самую интересную профессию на свете!

Мария ДОЛГОПОЛОВА, воспитатель ЦРР – детского сада №255:

– Для меня педагогика сотрудничества имеет особое значение. Я выбрала свою профессию в непростые годы перестройки, когда на смену авторитарной педагогике пришла педагогика сотрудничества. В моем понимании педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, которая скреплена отношениями взаимопонимания и доверия.

Именно такие отношения сложились в педагогическом поисковом отряде «Дозор» под руководством мудрых педагогов Аркадии и Олега Лишиных, в который я попала, когда еще училась в школе. Именно в отряде я определилась с выбором любимой профессии, здесь был заложен фундамент моей педагогической концепции – гуманистическое отношение к ребенку.

Вот уже 16 лет моя жизнь связана с педагогической деятельностью. Я стремлюсь искать и находить такие возможности, которые способствуют физическому, эстетическому, интеллектуальному развитию каждого ребенка.

Мне нравится вместе с детьми познавать мир: исследовать, искать, экспериментировать, ставить опыты и делать открытия. Мои воспитанники находятся в возрасте «почемучек», поэтому наш с ними диалог на самые разные темы – от бытовых до познавательных – практически не прекращается. Проектно-исследовательская деятельность, основой которой стало сотрудничество взрослого и ребенка, помогает мне развивать у детей познавательные способности, пытливость и любознательность.

Заложить основу здорового образа жизни – главная задача каждого педагога. Для нас важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не только потому, что к этому призываем мы, педагоги и родители. Они должны прийти к внутреннему убеждению и пониманию важности здорового образа жизни, а этого можно достичь только совместными усилиями.

Игра – это та деятельность, в которой в первую очередь формируются навыки сотрудничества и складываются дружеские отношения. Мои воспитанники часто выступают организаторами общих игр, в которые вовлекаются дети всего детского сада, включая малышей. Забота о младших – еще одно направление педагогики сотрудничества.

Традиции – это основа отношений в нашем коллективе, одна из них особенно дорога мне – это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Долгое время в составе поискового отряда я разыскивала погибших, устанавливала их имена. Мои рассказы вызывают у детей и родителей глубокий эмоциональный отклик, формируют осознанное и чуткое отношение к старшему поколению. Мы объединяемся в детско-родительских проектах и семейных творческих акциях «Дом друзей», «Птица счастья», «Семейное гнездо», особой популярностью пользуются выпуски нашей ежемесячной газеты «Цветочек доброты», корреспондентами которой являются и дети, и педагоги, и родители.

На мой взгляд, только в доверительной, уважительной обстановке можно воспитать активную, творческую, заинтересованную личность, умеющую принимать решения и отвечать за них, а такие личности всегда востребованы в обществе. Девиз нашего коллектива: «Через сотрудничество – к творчеству».

Татьяна НИЛОВА, воспитатель высшей квалификационной категории начальной школы – детского сада №1810:

– В 1987 году я окончила дошкольный факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена.

Я выросла в педагогической среде, моя мама была дошкольным педагогом, нашу династию продолжает моя дочь – студентка филологического факультета.

На мой взгляд, секрет мастерства воспитателя в том, чтобы ребенок не ощущал на себе педагогического воздействия, чтобы было общение, сотрудничество, совместная деятельность – все это способствовало бы формированию его личности.

Меня очень привлекает работа с использованием новых технологий. Уже тринадцать лет я провожу занятия по лего-конструированию. Опираясь на разработки В.Новиковой и Л.Тихоновой в этой области, я создала систему работы по лего-конструированию для детей дошкольного возраста. Для меня как воспитателя лего-конструирование стало великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности, способствующим формированию психических процессов и разностороннему воспитанию ребенка. Я разделяю мнение К.Ушинского о личности воспитателя и вижу свою задачу в том, чтобы пробудить в детях чувство любви к родному краю. Результатом этой работы стало создание лего-макета «Памятники Воинской Славы нашего города», над которым дети продолжили работу в начальной школе, сняли мультфильм «Экскурсия в Парк Победы», признанный победителем на Московском городском конкурсе проектных разработок «Нет фашизму».

Ольга МИШИНА, воспитатель детского сада №772 СОУО:

– «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и гордостей отдельного человека», – писал Василий Сухомлинский. Эти слова как нельзя лучше отражают направления моей педагогической концепции. Она представляет собой систему взглядов, направленную на формирование у детей нравственно-патриотических чувств.

Патриотизму нельзя научить. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери, недаром слова «Родина» и «мать» часто употребляют как синонимы.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я составила перспективный план работы, который педагоги нашего учреждения широко используют в своей работе, в план вошли следующие блоки:

«Я и моя семья».

«Вместе дружная семья» (детский сад).

«Моя малая родина».

«Родная природа».

«Широка страна моя родная».

«Родная культура».

«Никто не забыт и ничто не забыто».

В нашем дошкольном учреждении работает дружный и сплоченный коллектив. Все мы убеждены в том, что детство – то, что дается каждому из нас только на короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

Внедряя эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику педагогического партнерства, совершенствуя работу по патриотическому воспитанию, в нашем дошкольном учреждении мы создали мини-музеи «Живые страницы истории», «Россия – многонациональная страна».

Гордостью нашего дошкольного учреждения стал мини-музей боевой славы, который был создан по инициативе моей группы. Эта работа заинтересовала весь коллектив детского сада, увеличился объем экспонатов, и следующим решением стало организовать мини-музей в фойе учреждения.

В преддверии 65-летия Победы была создана Книга Памяти, которая возвращает нас к глубинным историко-культурным корням, боевой славе русского народа. Создание экспозиций – это совместная деятельность, доставляющая удовольствие и детям, и родителям, и сотрудникам.

Ожидаемые результаты: участие дошкольного учреждения в проекте «Детский сад будущего» (модуль «Растим патриотов России – моя семья, мой город, моя страна»).

Елена ГОЯЕВА, воспитатель детского сада №791:

– 2010 год – Год учителя, а значит, и год воспитателя – человека, первым протянувшим руку малышу на пороге детского сада. В преддверии Всемирной конференции по реализации пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» возрастает роль педагога как носителя передовых взглядов на воспитание дошкольников.

Первостепенная задача на современном этапе – создание благоприятных, комфортных, безопасных условий для творческого развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Педагогика сотрудничества, на мой взгляд, включает несколько компонентов с приставкой со-: соучастие, содружество, сопереживание, сочувствие, созидание, содействие, на основе которых строится взаимодействие педагога с детьми и родителями.

В 2009 году мои воспитанники пошли в школу, а я опять приняла малышей.

У малышей, как и их родителей, свои масштабы измерения радости и огорчений, добра и зла, удач и неудач. Как их понять, принять, где найти нужный ответ на их многие «как?» и «почему?».

Непременное условие работы педагога – обеспечение прав ребенка:

– на охрану здоровья;

– на защиту и помощь;

– на сохранение индивидуальности;

– на игру;

– на удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

– на развитие творческих способностей и интересов.

Педагогика сотрудничества особенно ярко проявляется в игре. Игра – практика коллективных действий – изменяет реальные отношения между воспитателем и детьми, делает их более близким и теплыми, в ней достигается взаимопонимание.

В процессе общения с ребенком я стараюсь соблюдать следующие правила:

– знать особенности каждого ребенка;

– уважать его достоинства;

– уметь понять и принять его таким, какой он есть;

– расположить к себе (здесь важно все: тон, взгляд, улыбка, внешний вид, настроение, манеры, стиль общения…);

– проявлять толерантность и терпимость.

Важное место в сфере отношений «взрослый – ребенок» я отвожу работе с родителями, они непременные участники всех совместных мероприятий.

Сто процентов моих воспитанников имеют полные семьи, что, безусловно, влияет на качество воспитания. Дни открытых дверей, анкетирование, беседы, интервью помогли установить тесные партнерские отношения с родителями. Атмосфера общности интересов достигалась с помощью почтового ящика «вопрос – ответ», буклетов и газеты для родителей «С добрым утром!» с рекомендациями по различным проблемам адаптации детей к условиям детского сада.

Оценка моего труда была дана родителями в ходе конкурсного мастер-класса. Вот выдержка из выступления родителей наших выпускников:

Успешны наши дети.

И в чем же скрыт секрет?

Вы веру в них вселили,

Что крепче дружбы нет,

Что каждый из них – гений.

Что горе не беда,

Что нету места лени –

И путь открыт тогда.

Я верю и надеюсь на то, что каждый день для меня и моих детей будет новым уроком познания друг друга. «Детство – неведомый мир с тайной дверцей внутри. Ключ от него удается найти только самым счастливым…» Я действительно счастливый человек: мне выпало счастье не один год подбирать ключи к сердцу каждого малыша.

Подтверждение этого – слова из серии «От двух до пяти»: перед сном Степашка говори маме: «Я, кажется, влюбился в Елену Анатольевну и Анастасию Вячеславовну».

Татьяна БАРАНОВА-ЖУРАВЛЕВА, воспитатель детского сада №1750:

– Дошкольное детство – важнейший период в развитии личности. Это чудесный возраст с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, природной любознательностью, стремлением познать что-то новое. Важнейшая задача педагога – не потерять эту искорку в глазах ребенка, создать атмосферу творческого единодушия, подарить радость от познания нового, уметь удивить и заинтересовать.

В нашем коллективе вся педагогическая работа основывается на принципах педагогики сотрудничества. Это гуманно-личностный подход к ребенку:

– признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка (все дети талантливы);

– признание неограниченных возможностей развития личностного потенциала на благо себе и другим людям (в каждом ребенке – чудо, ожидай его!);

– недопустимость осуждения самого ребенка при необходимости осуждения его неблаговидных поступков (ребенок хорош, плох его поступок).

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:

– обучение дошкольника ведется через воспитание и развитие, а не наоборот;

– использование положительной стимуляции и заинтересованности;

– объединение, интеграция и вариативность видов деятельности.

Концепция воспитания:

– постановка личности дошкольника в центр всей воспитательной системы;

– развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

– возрождение национальных и культурных традиций;

– сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Педагогизация окружающей среды: важнейшие социальные институты, формирующие подрастающую личность, – детский сад, семья и социальное окружение, поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.

Погоня за ранним обучением и развитием приводит к тому, что игра перестает занимать ведущее место в жизни ребенка. Она постепенно «вымывается» из его жизни, что не может быть оправдано, если признать правоту крупнейших ученых – от Ф.Фребеля, К.Ушинского до М.Пиаже, Л.Выготского, Д.Эльконина и А.Запорожца, придававших огромное значение этой деятельности для своевременного и полного развития ребенка, его личности, интеллекта.

Как уменьшить учебную нагрузку и увеличить время на игру?

В.А.Сухомлинский советовал: «…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

«Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания», – писал известный педагог Януш Корчак. Ребенок должен чувствовать тепло ваших рук, слышать биение вашего сердца, знать, что вы рядом, всегда поможете, все объясните и все поймете. Так пусть детство продолжается как можно дольше, а мы, воспитатели, своим искусством, своими знаниями, своим талантом поможем продлить эту счастливую пору. Наградой нам будут радость в глазах ребенка и его веселый звонкий смех.

Наталия ШАПОВАЛОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида №558:

– Родитель для ребенка – это хорошо. Родитель вместе с ребенком – это бесценно. Главная задача воспитателя – увидеть в ребенке личность, создать среду для формирования его мировоззрения – миропонимания, помочь детям найти свою дорогу, подставив им плечо.

Золотой ключик педагогики сотрудничества: взрослый и ребенок, их со-трудничество, со-творчество, со-понимание, со-чувствие.

Современное общество требует появления в нем личности нового типа. Это личность независимая, уверенная в себе, способная к сотрудничеству, яркая индивидуальность, обладающая высокими моральными качествами, чувством собственного достоинства.

Педагогика сотрудничества способствует становлению и развитию личности нового типа. Ведь при этом ребенок – активный участник образовательного процесса, родитель сотрудничает с воспитателями, и это необходимое условие развития ребенка, а воспитатель создает новую образовательную среду, выстраивает сотрудничество со школой.

Роберт Рождественский написал:

Твердят, вначале было слово…

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озаренье и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка

Все начинается с любви.

Только любовь к своей профессии поможет воспитателю найти дорогу к сердцу ребенка, а ребенку – вырасти достойным человеком.

Татьяна ГУРКИНА, воспитатель детского сада компенсирующего вида №815:

– Педагогика сотрудничества не изобретение, на нее невозможно взять патент. Надо хорошо учить всех детей, не разделяя их по способностям, предоставляя возможность самостоятельного поиска ответа на вопрос, что ведет к развитию ребенка.

Корень развивающей педагогики – сотрудничество «педагог – ребенок – родитель».

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но в сочетании друг с другом они создают наиболее оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Принимая новую группу детей, я начинаю знакомство с изучения специфики семьи, особенностей семейного воспитания, структуры родственных связей. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Моя задача – заинтересовать родителей в совместной деятельности, сделать их участниками воспитательного процесса.

Мой девиз: «От призвания – к признанию»!

Ирина ГОРДИЕНКО, воспитатель детского сада №1837:

– У каждого родителя есть своя самая заветная мечта – вырастить своего ребенка активным, деятельным, всесторонне развитым человеком.

Гармоничному развитию личности способствует целенаправленная работа специалистов всего детского сада. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей.

Учитывая интересы семей, я начала взаимодействие с ними. И вскоре я пришла к решению открыть родительский клуб, которому мы вместе с детьми придумали название «Домовенок».

Я использую разные формы сотрудничества. В рамках клуба мы организуем родительские гостиные, выставки поделок и рисунков, мастер-классы, театрализованные постановки, конкурсы, спортивные мероприятия, проводим досуги.

Активизации родительской позиции способствует семейная проектная деятельность и презентации детско-родительских проектов. Тематика их самая разнообразная: «Творческие мастерские», «Моя семья», «Мой город Москва», «Самый лучший выходной» и др.

Родители с удовольствием делятся своими находками, а я, как педагог, отмечаю, что совместное изготовление семейных гербов, родословных, альбомов помогает сблизить детей и родителей и вызвать у ребенка чувство гордости за свою семью.

Сейчас близится к завершению проект «Дети и дорога». Родители совместно с детьми заканчивают работу над двухъярусным макетом железнодорожного и шоссейного полотна, выпиленного из фанеры. Поезд, как настоящий, бежит по рельсам, проходит по туннелю и проезжает мимо замка, слепленного из папье-маше. Игрушка, сделанная своими руками, – самая любимая для детей!

В рамках проведения семейных маршрутов выходного дня мои воспитанники вместе с педагогами и родителями побывали в театрах и музеях Москвы.

А где ребенок может проявить свою инициативу и творческую активность? Конечно же, в игре! Она стала ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок импровизирует, фантазирует, развивает речь, коммуникативные качества. В процессе игры происходит социальное становление личности.

Играя, дети познают мир. Приоритетным направлением в этом году я определила для себя экспериментально-опытную деятельность как особенно привлекательную в дошкольном периоде. Для этого моей задачей было создать для детей развивающую среду.

Руководствуясь программой «Наш дом – природа» Натальи Рыжовой, с помощью родителей в нашей группе мы организовали уголок для экспериментирования и назвали его «Лаборатория ученого Ворона», вылепили «Волшебное дерево», организовали зону для ежедневных опытов детей, придумали и изготовили символ ворона. Получилась мини-лаборатория, которая стала любимым местом игр большинства детей.

А самой любимой игрушкой у моих воспитанников стал макет фермы, сделанный своими руками, где дети с удовольствием играют с фигурками животных.

Я смогла увлечь экспериментами многих воспитателей. По общему решению коллектива нашего детского сада мы создали комнату для опытов и экспериментов.

Такая объединенная деятельность сильно сблизила детей, родителей и педагогов, создала домашний уют, атмосферу сотрудничества и творческого диалога между педагогами и семьями воспитанников.

Мы готовы делать все от нас зависящее, чтобы наши дети были окружены заботой, любовью и росли счастливыми!

Педагогика сотрудничества – это педагогика неравнодушных сердец!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту