search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Учитель формирует нацию

В конце мая – начале июня в Москве состоялся семинар по преподаванию прав человека, проведенный Кафедрой права и прав человека. Руководитель проекта Владимир Северухин. За пять дней учебной сессии 25 учителей прослушали лекции: “Цивилизованное развитие и права человека”, “Права человека в современной России: состояние и проблемы образования”, “Многоаспектный характер прав человека”, “Право на образование в Российской Федерации”, “Право человека на образование: международные стандарты и рекомендации”.

Среди преподавателей, выступавших с лекциями перед участниками семинара по правам человека в Москве, был профессор Московского педагогического университета, академик Академии педагогических и социальных наук, автор учебника и учебных пособий Зиновий ШНЕКЕНДОРФ. Он рассказал о своих впечатлениях от общения со слушателями.

– Зиновий Карлович, вам приходится выступать перед разными аудиториями. Какое впечатление на вас произвели слушатели этого семинара?
– Там собрались разные учителя по степени подготовленности по этой проблеме. Были среди них педагоги, которые уже имели некоторый опыт преподавания в области прав человека и прав ребенка. Однако часть слушателей оказалась новичками в этом деле. Но в целом аудитория очень благодатна в том смысле, что все внимательно слушали, задавали множество вопросов, из которых было видно, кто впервые сталкивается с этой проблемой, а кто хотел бы углубить свои знания. Моя лекция называлась так: “Методика преподавания Конвенции о правах ребенка”. Естественно, что в одной лекции отразить все особенности преподавания этого международного документа очень сложно. Однако поскольку лекция была обзорной, то я постарался дать максимум советов, рекомендаций методического плана. Мне представляется, что аудитория получила ответы на те вопросы, которые она ожидала.
Я знаю, что среди слушателей были учителя из г.Зеленограда. Я с ними уже был знаком, и меня порадовало, что они решили посещать новый семинар, получить на нем более углубленные знания, чтобы заниматься преподаванием прав человека. С некоторыми участниками этого семинара мы договорились поддерживать контакты.
– А в чем особенность методики преподавания Конвенции о правах ребенка, которую вы им предложили?
– Я сделал акцент на двух моментах. Первый заключается в том, что обратил внимание новичков на ознакомление с текстом. Затем рассказал о нескольких вариантах преподавания. Говорил о том, как раскрывать отдельные компоненты содержания конвенции. О том, что это сложный юридический документ, написанный для взрослых, а речь идет о преподавании его детям среднего и старшего возраста. Поэтому другим важным моментом в нашей работе было умение адаптировать конвенцию с учетом возрастных особенностей и уровня развития класса. Я показывал им приемы адаптации, рекомендовал соответствующую литературу, которая поможет использовать конвенцию в зависимости от условий. Знакомил с различными методическими приемами. Это игры. Коллективные обсуждения, например, задание – найди единомышленника. Это дискуссии, мини-дискуссии. Это ребусы, шарады, загадки, которые могут придумать сами ребята.
Далее я давал советы и рекомендации, связанные с раскрытием содержания и формированием определенных нравственных правил поведения внутри самого класса, потому что речь идет о внедрении положений конвенции в жизнь класса. Вторая часть была связана с организацией жизнедеятельности детского коллектива в соответствии с идеями конвенции. Приводил различные правила, уставы, которые создаются в школах в процессе изучения Конвенции о правах ребенка. Речь идет о том, чтобы эти правила отношений внутри детского коллектива вырабатывали сами дети.
– Все ли учителя понимают необходимость изучения прав человека? Встречались ли вам в педагогической среде люди скептически настроенные, считающие, что в российских школах такой курс преждевременен или вообще не нужен?
– Учителя – люди конкретные, они задают вопросы, которые имеют отношение не только к методике, как изучать Конвенцию о правах ребенка, но и вопросы, связанные с теми трудностями, которые встречаются в их работе. Скажем, они с глубоким сожалением говорят о том, что на своих уроках показывают уважение к личности ребенка, а на деле, в жизни этого нет. Например, педагоги мне сообщили, что есть целый ряд законодательств, связанных с правами ребенка, о которых мало кто знает. И когда учителя пытаются довести до сведения ребят содержание этих документов, то администрация нередко считает, что они не нужны. Например, Федеральный закон от 24 июля 1998 года “О защите прав детей в Российской Федерации”. По этому закону должны быть созданы органы детского самоуправления. И когда учителя пытаются их организовать, чтобы они могли защитить права детей, то директора при этом либо делают вид, что не знают об этом документе, либо в самом деле не знают о его существовании.
Приведу конкретный пример, не имеющий отношения к этому семинару. Через восемь месяцев после принятия названного мною закона состоялось Всероссийское совещание директоров школ, на котором присутствовали представители почти всех регионов. Я задаю вопрос директорам: как вы выполняете федеральный закон? Они спрашивают: какой? Объясняю, что в нем говорится об органах детского самоуправления, которые могут выступать с протестом против нарушения прав учащихся. И тогда администраторы откровенно возмутились: “Нам не нужен такой закон. Надо немедленно давать телеграмму президенту об отмене его”. И вот еще один пример. Мы со студентами как-то анализировали школьные уставы. Оказалось, что получить устав в школе – это целая проблема.
– Как книгу жалоб в магазине или в химчистке в советское время?
– Совершенно верно. Примерно шестьдесят моих студентов обратились с такой просьбой к руководителям школ в Москве и Московской области, и только двое смогли сразу получить уставы, потому что там они находились на видном месте. Все остальные оказались в сейфах у директоров. Даже не все учителя, я уже не говорю о родителях и ребятах, знакомы с уставами. Между тем в федеральном законе сказано, что устав должен находиться на видном месте. Все должны быть хорошо знакомы с его требованиями. Он должен отражать законодательные акты, Конвенцию о правах ребенка.
Вот подобного рода трудности встречаются у учителей, преподающих право и граждановедение, и они поэтому выражают сомнения: можно ли сегодня преподавать права человека. Но на этом семинаре подобных сомнений не было.
Для того чтобы построить правовое государство, надо сначала утвердить демократию. Учитель, обладающий правовым сознанием, демократическим мировоззрением, влияет не только на ребят, но и на все общество в целом. Я думаю, что то древнее изречение, в котором говорится, что учитель формирует нацию, справедливо в наши дни, как никогда. Если мы хотим как можно скорее построить правовое государство, то надо начинать с учителя, со школы. Вот в этом плане семинар вписывается в рамки десятилетия формирования правового сознания, преподавания прав человека, объявленного ООН в 1995 году, поэтому этот проект надо приветствовать и пропагандировать.
Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте