Наш собеседник – ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Николай Иванович ДРОЗДОВ.
– Красноярскому педуниверситету – семьдесят три года, считай, человеческий век. А что это значит для учебного заведения, давшего, по существу, толчок кадровой подготовке педагогов в Красноярском крае?
– Система подготовки учительских кадров в Енисейской губернии началась 130 лет назад. В 1873 году в Красноярске открылась учительская семинария, в которую набирались только юноши, и три года из них готовили учителей для сельской местности. В 1915 году был создан учительский институт, преобразованный в дальнейшем в педтехникум. И только с 1 октября 1932 года в Красноярске открывается высшая педагогическая школа – государственный педагогический институт. Тринадцать человек в разное время возглавляли наш вуз. Последние семь лет на этом посту работает ваш покорный слуга.
– Студенты тридцатых годов сильно отличаются от нынешних собратьев?
– Судите сами: многие выпускники школы, прежде чем попасть в институт, учились на рабфаке, так как общее образование в те годы не всегда позволяло вот так, как сегодня, с ходу поступить в вуз, сдав ЕГЭ. Условия, в которых находились студенты, были тяжелейшие. Топливо для учебного корпуса и общежитий было проблемой номер один. Дрова ребята заготавливали вместе с преподавателями далеко от города в даурской тайге. И большую часть из них таскали на себе – вы только представьте себе это на секунду. И после всего этого они шли на занятия. О стипендии, разумеется, тогда не было речи.А потом была война. 115 студентов и сотрудников института ушли на фронт в 1941 году. Многие не вернулись в родной вуз. И сегодня, накануне 60-летнего юбилея Дня Победы в Великой Отечественной войне, вспоминая их, понимаешь, что мы потеряли. Георгий Суворов – наш студент, защищал Ленинград, дважды был ранен. Его стихи бойцы Ленинградского фронта заучивали наизусть. Наверняка стал бы большим поэтом, но вот – убили. Звания Героя Советского Союза были удостоены П.Ф.Попов, выпускник физико-математического факультета, и Б.К.Чернышов, студент исторического факультета. Он потом работал в комитете госбезопасности.
– Ваш институт работал и во время войны?
– В 1942 году был открыт исторический факультет. На этом факультете начинал учиться мальчик из Ирбейского района Митя Волкогонов, впоследствии генерал, депутат Государственной Думы Дмитрий Антонович Волкогонов – автор известных исторических исследований о Ленине, Сталине, Троцком… В 1940 году в нашем институте стал работать выпускник МГУ Леонид Киренский. В подвале главного корпуса вуза им была создана знаменитая лаборатория «Магнитка», в которой проводились научные исследования по физике магнитных явлений. Можно сказать, что из подвалов пединститута родился в нашем городе Институт физики СО АН СССР. Леонид Васильевич стал его директором, действительным членом АН СССР, Героем Социалистического Труда. Наш институт окончил и немного работал в нем академик АН СССР И.А.Терсков, впоследствии директор Института физики и основатель Института биофизики СО АН СССР.
– Это действительно уникальное явление: провинциальный вуз поставляет стране академиков, физиков, биофизиков мирового уровня…
– Понятно, что это происходит не так часто. Но хотелось бы отметить, что на сегодняшний день порядка пятисот наших выпускников имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Среди выпускников вуза есть и народный учитель СССР Ф.А.Гуляева. Два наших выпускника – К.А.Миксон и К.З.Зарифов удостоены звания Героя Социалистического Труда. А вы говорите «провинциальный институт».
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать студент педвуза?
– Это особый студент. Окончив вуз, став учителем, он должен знать не только свой предмет, но и любить детей, быть добрым, требовательным. Его задача – научить молодых людей ориентироваться в современной жизни. Он должен быть хорошим организатором, примером для ребят во всем. И здесь хочется вспомнить слова Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Чтобы владеть всем этим, выпускник педвуза, кроме знаний по предмету, должен быть духовно богат и морально устойчив. А патриотизм для учителя – одна из главных черт. Сейчас это слово почти исчезло из лексикона, и мы в университете пытаемся его вернуть. Учитель должен быть патриотом своего дела, своей Родины.
– Что вы делаете для того, чтобы воспитать такого учителя?
– Приведу несколько примеров. Ежегодно в университете проводятся дни факультетов. Каждый факультет представляет себя в течение всего дня через конкурсы, выставки, научные работы, концерты. В октябре проводим фестиваль патриотической, туристической и самодеятельной песни. Каждую осень у нас в университете проходит туристический слет. В университете есть фольклорные ансамбли «Русь» и «Яблочный Спас». Все, о чем я говорю, делается для того, чтобы будущие учителя знали и умели, как организовать и провести туристический слет, КВН, поставить, к примеру, палатку. У нас есть чем гордиться. Учитель немецкого языка школы №11 Красноярска, мой студент с исторического факультета Николай Усков в 2002 году вошел в десятку лучших учителей России. Николай Идатчиков – сельский учитель, один из самых молодых заслуженных учителей Российской Федерации. К сожалению, реальность, в которой оказался учитель сегодня, не дает возможности реализовать себя в жизни, молодежь не хочет идти работать в школу. Мы беспокоимся о наших выпускниках, и чтобы как-то им помочь, со многими образовательными учреждениями заключаем договора о социальных гарантиях. Но это не только наша проблема, это проблема краевой и государственной власти.
– За семьдесят три года многое изменилось. Чем располагает сейчас ваш университет?
– Сегодняшний университет – это пять учебных корпусов, четыре общежития, агробиостанция, две базы отдыха. Наш университет – это 14 факультетов и учебных институтов, шесть филиалов и одно представительство. Самые северные филиалы расположены в г. Норильске и п. Тура ЭАО. Представительство открыто в г. Кызыле, столице Республики Тыва. В университете обучается более 10000 студентов. Всего сотрудников порядка 1200 человек, в том числе 650 преподавателей.
– Научная деятельность молодежи – это наука будущего уже сегодня. Как она организуется в педагогическом университете?
– Это молодая, стремительная, полная идей и энергии сила, развитие которой дает свои положительные результаты. Конечно, для привлечения молодежи научная деятельность должна быть интересной, свободной и желательно технически оснащенной. Более того, учитывая новые экономические реалии, молодому исследователю нужно ориентироваться не просто на решение той или иной научной задачи, а на такое ее решение, которое будет конкурентоспособным. Сегодня каждый студент нашего вуза имеет возможность проявить свой научный потенциал, участвуя в конкурсах, конференциях различного уровня, в олимпиадах, в научных «круглых столах».
– Россия подписала Болонское соглашение, и теперь вся она, включая и Сибирь, в Европе, в европейском образовательном пространстве. Наступили ли времена перемен в вашем университете?
– В университете еще в сентябре 2003 года был проведен семинар по разработке стратегии: «Вместе – к новому будущему». Главная цель преобразований – более высокий уровень качества образования и успешность выпускников. В вузе разработаны концепция и программа «Обновление профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ им. В.П.Астафьева». Повышению практической подготовки студентов способствуют созданные вузом различные образовательные комплексы «университет – дошкольные образовательные заведения – образовательные учреждения», «факультет (кафедра) – детский сад – школа», «факультет (кафедра) – экспериментальные площадки». В рамках работы комплексов студенты приобретают практические навыки работы с детьми, осваивают различные способы и технологии организации учебной деятельности, развивают педагогические способности.
– В России за время реформ накопили новое понимание и новое ощущение, что в образовании возможны серьезные изменения. Теперь возникает естественный вопрос: «Что делать дальше?»
– Проблема заключается в скорейшем изменении законодательства, которое бы стало защищать права ученых, создателей новых технологий, инноваторов, в создании системы поддержки инновационных проектов как государством, так и частным бизнесом. Национальная инновационная система невозможна без соответствующей среды, поощряющей и стимулирующей поиск и реализацию полезных новшеств. Все это невозможно без изменений в реальной базовой школе, без учителя нового поколения и, я бы еще сказал, новой миссии педагогического вуза.
– Николай Иванович, а какова миссия Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева?
– Миссия нашего университета определяется совершенно очевидно – это новая базовая школа. Новый разносторонне подготовленный учитель, воодушевляющий своих учеников, помогающий им раскрыть таланты и определиться с профильным классом. Это атмосфера педагогического творчества, воспитания, которое дает подросткам стимул для дальнейшего развития и успешной самореализации, это настройка на то, что мы многое в состоянии сделать лучше других (таковы неумолимые законы конкуренции стран в условиях глобализации), если будем не только знать, но и действовать. Знать и использовать успешный опыт других всегда полезно, а в наше время к тому же и необходимо.
– Ваш педагогический университет активно взаимодействует с образовательными учреждениями края. Расскажите немного об этом.
– Да, 142 образовательных учреждения, в том числе три организации, соглашениями и договорами скрепили наше сотрудничество. Оно проходит в различных формах и видах. Но я расскажу об одном взаимодействии, где мы не просто шефы. Если я скажу, что университет «шефствует» над детдомовцами в семи районах нашего края, меня многие не поймут и наверняка спросят, что это за форма взаимодействия? Но за несколько суховатым словом «шефство» стоит целая палитра эмоций и впечатлений, а за стереотипным понятием «детдомовцы» – дети, оставшиеся по каким-то причинам одни в этой жизни и нуждающиеся в таких простых вещах, как внимание, тепло… Семь факультетов университета включились в эту работу. В гости к своим «подшефным» студенты и преподаватели каждый раз едут с горой подарков, которые готовят на своих факультетах. Везут они с собой и целые концертные программы. При встречах дети тоже в долгу не остаются, показывают свои спектакли, читают стихи о любви, дружбе, взаимопонимании, обмениваются адресами. Общаясь с «шефами», ребята формируют представление о «другой», недетдомовской жизни. От этого представления зависят их судьбы.
– Кроме образовательных учреждений, с которыми педагогический университет активно взаимодействует, есть ли другие?
– Вы задали интересный вопрос, и я с большой охотой расскажу о «Школе Плюс», которая уже много лет работает в нашем вузе. Возглавляет ее талантливый педагог, директор школы №24 Красноярска Елена Александровна Биркун. «Школа Плюс» – это пространство совместной образовательной деятельности команды педагогов университета, школы №24 и старшеклассников Красноярска и Красноярского края. В этой школе для студентов создана уникальная возможность проявить свой педагогический талант. Школа работает круглый год, но в течение года, зимой и весной (на каникулах), она собирает единую семью – тех, кто выбрал педагогический университет местом дальнейшей учебы. Здесь все помогают и поддерживают друг друга, вместе преодолевают трудности и разделяют радости. В «Школе Плюс» простой интерес к учению превращается в настоящую любовь к предмету. И как замечают сами слушатели, хочется учиться не потому, что надо, а потому, что интересно. А главное – слушатели «Школы Плюс» помогают студентам, которые с ними работают, утвердиться в понимании того, что профессия учителя – самая замечательная.
– Много ли ребят из сельских школ становятся вашими студентами?
– Судите сами. Много лет университет проводит встречи представительской команды нашего вуза, в состав которой входят члены приемной комиссии – директора учебных институтов, деканы, доценты и профессора факультетов, – с учителями, школьниками и родителями сельских районов Красноярского края. Мы называем такие встречи «днями КГПУ в сельском районе». Для обеих сторон это всегда праздник общения учителей, школьников и родителей с педагогическим коллективом университета. В программе нашей работы есть даже такое мероприятие, как родительское собрание, которое проводится по теме «Моя семья». Мы понимаем, что от того, как живет и работает сельский учитель, во многом зависит отношение к учительскому труду как самого учителя, школьников, так и жителей в целом. Итогом поездки является подписание соглашения о сотрудничестве между КГПУ и администрацией района по вопросам образования. Таким образом реализуются цели наших встреч – на деле доказывать заинтересованность педагогического университета в решении проблем сельской школы, установить более тесные связи для конструктивного сотрудничества. Подписание соглашения заканчивается гала-концертом. Выступления студенческой самодеятельности и совместные дискотеки студентов и школьников из выпускных классов показали, что интерес к педагогическому вузу растет. Село увидело, что в КГПУ работают и учатся интересные люди, способные дать образованию современного специалиста. Это поднимает престиж учителя и уважение к его труду.
– Ваш университет носит имя русского писателя В.П.Астафьева. Это высокая честь и ответственность.
– Да! Высокая честь и право гордо носить его имя обязывают всех нас ответственно относиться ко всему, что происходит на нашей земле, с нашим обществом, с нашим государством, с нашими детьми, с нашим образованием и, конечно, с нашим университетом. Мы педагоги, от нас зависит, какими вырастут следующие поколения, как они будут относиться к Родине, к жизни, к своему будущему. Виктор Петрович хорошо знал наш вуз, часто бывал у нас, встречался со студентами и преподавателями. Он прожил трудную, но яркую жизнь, всегда оставлял за собой право говорить честно и открыто обо всем, что его волновало и беспокоило. При встречах он часто говорил нам такие слова: «Любите Родину, родителей, природу». В университете с 2002 года проводятся «Астафьевские чтения», в них участвуют преподаватели и студенты нашего вуза, а также гости из соседних регионов, Москвы и Санкт-Петербурга.
– Николай Иванович, что бы вы хотели пожелать читателям «Учительской газеты»?
– Вашу газету, наверное, прочтут и в районах, и в городах России – так вот я хочу пожелать всем, кто окончил педагогическое училище, педагогический колледж, педагогическую академию, педагогический университет, всем, кто обучается в этих учебных заведениях, несмотря ни на что, сейте разумное, доброе, вечное… Бог в помощь, друзья!
Комментарии