search
main
0

Учитель должен быть человечным

2020 год обострил дискуссии о роли и качествах учителя будущего. Система образования одной из первых столкнулась с новыми условиями. Задачу одномоментного перехода всех школ страны на дистанционное обучение никто в мире до этого не решал. Чтобы успешно справляться с такими ситуациями, учитель будущего должен обладать готовностью к изменениям и новым технологиям.

Всего 15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число компетенций учителя. Сейчас эти знания необходимы. Деятельность учителя проходит в конвергентной реальной и виртуальной действительностях. В этой среде он учит жить и ребенка, постоянно совершенствуясь для комфортного пребывания в новых средах. Ведь цифровые вызовы, вызовы рынка труда усиливают требования к качеству образования, а новые технологии быстро трансформируют все производственные процессы.

Педагоги по-прежнему должны знать свой предмет, различные методики преподавания, основы психологии, уважать детей и уметь работать с родителями. Но профессия учителя становится все более наукоемкой. Ее неотъемлемой частью стало умение работать с учениками с ОВЗ, с одаренными детьми. При этом на наших глазах меняются границы норм возрастного развития, критерии присвоения групп здоровья. Уровень самостоятельности современных детей гораздо ниже, чем 30‑40 лет назад. Растет непредсказуемость мира. На эти вызовы должен найти ответ учитель будущего.

Лучшие учителя и сегодня примеряют на себя новые роли для того, чтобы дать детям новые возможности. Появляются учителя-блогеры, дизайнеры собственных образовательных сред, разработчики порталов подготовки к экзаменам, методисты и тьюторы электронного обучения, координаторы онлайн-платформ, проектировщики индивидуальных образовательных траекторий. Поэтому важное качество педагога – стремление постоянно совершенствоваться.

Конкурс «Учитель будущего» – одна из площадок, открывающих для этого все возможности. Он направлен на выявление лучших современных педагогических практик, инновационных подходов в образовании, формирование мыслящего и ищущего сообщества. Так как конкурс проводится в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, участие дает возможность самореализации, командной работы, доступа к «базе знаний», повышения квалификации, карьерного роста, обмена опытом, входа в команду учителей будущего.

Но все же самое главное – учитель должен быть человечным, какими бы цифровыми инструментами он ни пользовался. Еще Лев Толстой говорил, что, если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если только любовь к ученику – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Сегодня его слова звучат так же остро – сразу после перехода на дистанционное обучение четверо из десяти детей по всей России отмечали, что им не хватало простого общения с учителем.
Будущее готовит нам дальнейшее усложнение и диверсификацию педагогической деятельности. Сейчас задача гармонизировать запросы рынка труда и процесс подготовки кадров стоит перед Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования. В двадцати одном регионе РФ созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Необходимо обновить федеральные государственные образовательные стандарты, процедуры аттестации студентов за счет применения независимой оценки квалификации. Для студентов, которым недавно разрешили преподавать в школах, мы разработали «входные» квалификации в профессию. Это начало построения мобильной системы разработки квалификационных требований, которая позволит любому учителю подтверждать свою квалификацию в случае возникновения у учителя такой потребности и желания.

Предсказать будущее невозможно. Но мы точно знаем, что оно потребует от педагогов гибкости мышления и ориентации в быстро меняющемся мире, осознанного использования технологий и применения современных методик. И, конечно же, понимания и любви к детям. Сегодня мы своими действиями формируем грядущую образовательную реальность – с опорой на лучшие традиции и с открытостью инновациям.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», председатель СПК в сфере образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте