search
main
0

Учить – так учить, дружить – так дружить, спасать – так спасать

Никогда не говори о том, чего не испытал сам на деле

Геннадий Старунов не из тех, кого молниеносно выделишь из толпы. Но это лишь до той поры, пока он не заговорит. И то, о чем он рассказывает, касается всех: он помогает научиться спасать жизнь. При этом его уроки ОБЖ отнюдь не выглядят клонами инструктажа сотрудников МЧС, они похожи скорее на разговор по душам о… искусстве, науке, любви. И конечно же, об опасности, которая возникает неожиданно. Настолько, что нельзя не растеряться. Учитель из Школы на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова, представлявший Москву на конкурсе «Учитель года России»-2022, убежден: сохранить хладнокровие и оказать помощь способен каждый. Но чтобы в экстремальной ситуации человек вспомнил, чему научился, и алгоритм его действий был грамотным и четким, а не «кажется, как-то так», надо достучаться до ума и сердца.

Конкурсный урок Геннадий Владимирович начал с видеофрагмента. На экране тоже творческое состязание – проект «Голос», юному участнику перечисляют его ошибки… и вдруг он падает в обморок! Как распознать, что человек на грани нервного истощения? Есть ли характерные признаки, с помощью которых возможно предотвратить приступ? И что необходимо сделать, если кто-то рядом все-таки потерял сознание?

К концу занятия ребята уже ответят на все эти вопросы. Но придут к этому не сразу, ведь каждый момент помощи требует решений, от которых будет зависеть, способны ли подобные действия спасти или, напротив, навредят.

А до этого класс сформировал три команды. Первая читает классику – Лесков, Чехов, найти фрагменты, описывающие истому, в русской литературе несложно. Вторая изучает картину Пьетро Фалька (Лонги) «Обморок». Третья штудирует перечень симптомов предобморочного состояния. Вскоре начинается совместная работа: «литераторы» зачитывают, «искусствоведы» делятся наблюдениями, «эксперты» подтверждают, насколько описанные и увиденные признаки соответствуют реальной угрозе. Большинство ситуаций разоблачено – это имитация. А вот юный артист из телевизионного шоу – наглядный пример того, что действительно происходит с человеком за мгновение до отключки, и если бы кто-то из окружения посетил хотя бы разок курсы по оказанию первой помощи или (как вариант) заглянул на урок к Геннадию Старунову, увидел бы это сразу. И дал бы дельные советы, а не такие, что сыпались в тот день с разных сторон: «Надо размять ему руки», «Воды!».

Потом в кулуарах шептались: «Ему повезло с детьми, они с готовностью откликались на все его задания». Но было очевидно, пришли бы в класс другие, ситуация не изменилась. Они также ловили бы каждое его слово и с азартом отрабатывали бы навыки по оказанию первой помощи друг на друге. Кстати, а вы знаете, что надо делать, когда на ваших глазах кому-то становится плохо? Правильно, немедленно звонить специалистам! Вызвать скорую – это самый верный выбор действий, есть, правда, кое-какие рекомендации, для того чтобы сохранить жизнь человеку до ее приезда, но за точными правилами – к Старунову!

Он говорит, что, если после его уроков кому-то удастся спасти чью-то жизнь, значит, все прошло не напрасно. И кстати! Я сказала, что урок начался с видеофрагмента. Это не совсем так. В преддверии разговора на экране мелькнули компьютерные игры, так как тема звучала «#Не игра», то заставки «Марио» и «Цивилизация» аудитория восприняла в примере антитезы. Оказалось, все гораздо тоньше и глубже, заключительным аккордом стали слова:

– В компьютерной игре у геймера есть много жизней, в реальности она одна. Берегите ее!

Старунов умеет создать интригу. У него она получается не обидной, наоборот, возвышающей. Он часто говорит о человечности, это стало лейтмотивом его ответов на конкурсном испытании «Вопрос учителю года». Вот и девиз у него: «Действуй, думая и сверяясь с сердцем». Человечность и профессионализм – их Геннадий Владимирович ставит во главу угла. И практику! Как он может рассказывать ребенку о спасательных работах, если самолично не попробовал это в деле.

– Одно из важнейших умений учителя – это, наверное, умение задавать самому себе вопросы, – размышляет учитель ОБЖ. – Имею ли я моральное право учить тому, как помочь человеку в экстренной ситуации, если сам этого никогда не делал? Можно ли говорить детям о важности обучения на протяжении всей жизни, если сам не учишься? Нужно ли ожидать, что ребенок будет тебе доверять, если сам ему не доверяешь? С первых дней работы в школе я почувствовал, что доверие детей можно заслужить, только если говоришь о том, что умеешь делать, а главное – делаешь сам. Сегодня я сертифицированный спасатель, психолог, инструктор по первой помощи, детско-юношескому туризму и спасению на воде. А волонтерство в добровольческом поисково-спасательном отряде «СпасРезерв» дает мне моральное право говорить с детьми о важности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Геннадий Старунов не просто рассказывает, он выстраивает урок таким образом, что возможность попробовать (даже просто дозвониться до скорой помощи и внятно объяснить оператору проблему!) становится очевидным навыком.

– Стараюсь сделать каждый свой урок максимально практико-ориентированным, – объясняет Геннадий Старунов. – За ограниченное время мои ученики решают непридуманные задачи от профессионалов-спасателей или людей, попавших в опасную ситуацию. Что делать, если в дверь стучит незнакомец? Можно ли переворачивать автомобиль, попавший в ДТП? Какие слова могут спасти человека? Такой подход дает результат: на счету моих учеников не только победы в конкурсах и олимпиадах, но и спасенные жизни. А чтобы важные для каждого знания стали доступны не только моим ученикам (ведь их за 8 лет работы в школе было порядка тысячи), но и любому неравнодушному человеку, я создал интернет-сообщество «Пир практиков», посвященное вопросам безопасности жизнедеятельности. За год блог объединил более 40000 человек, а количество просмотров превысило 2 миллиона. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» часто воспринимают как не самый нужный: ЕГЭ по нему не сдают, именно с него отпрашиваются на репетиции и пересдачи. Но я вижу, как меняется отношение к предмету у моих учеников, их родителей, подписчиков блога. Они понимают, что это предмет про жизнь, про ответственность за жизнь свою и другого человека. И таких с каждым днем становится все больше.

Да, сегодня Геннадий Владимирович взялся за серьезную работу, воспитывая культуру безопасности и строя ее комплексное обеспечение, он вышел на просторы Интернета, обозначив его как территорию обдуманных действий. И уже на конкурсе «Учитель года России»-2022 родился Словарь спасительных слов, ведь даже вовремя сказанное слово может спасти чью-то жизнь. Для Геннадия Старунова это по-настоящему важно.

 

Лариса ЛИХАЧЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте