В Центре №1927 на базе детского оздоровительного центра «Мечта» прошли выездные военные сборы. Вместе с нашими ребятами сборы в течение недели проходили учащиеся еще нескольких школ столицы. Непосредственно с ребятами занимались сержанты-контрактники одной из воинских частей Подольского гарнизона.
В течение недели юноши жили в казарме по армейскому распорядку – с подъемом в шесть часов, физзарядкой, заправлением коек, завтраком в солдатской столовой, занятиями, – и так до самого отбоя. Ребята участвовали в спортивных состязаниях, стреляли из автоматов, им показывали, как правильно укладывать парашют, они знакомились с азами саперного дела, посетили знаменитый танковый музей в Кубинке, вернулись домой переполненные впечатлениями и гордые от осознания, что преодолели трудности этого недельного «похода на службу».
Что и говорить, это не настоящая служба, а только, если можно так выразиться, экскурсия в армию, легкий впрыск адреналина в разжиженную урбанизацией кровь тинейджеров. И все же какое-то, пусть даже самое поверхностное, представление о ратных буднях ребята получили.
Казалось бы, говоря языком героя кинофильма, в этом «никакого вреда, акромя пользы». Ан нет: и учителя, и родители отпускали своих чад «в армию» с явной неохотой. Причина проста: сбор проходил за счет учебного процесса, то есть освоение нового материала притормозилось для всех – не начинать же новые темы, когда на занятиях отсутствует по полкласса! Теперь это отставание придется наверстывать. В принципе отставание не бог весть насколько большое – поднатужимся и наверстаем.
Речь идет не о том, чтобы не организовывать подобные сборы! Я ратую за другой путь – за возрождение в школьной программе такого предмета, как начальная военная подготовка. Аргументов в пользу этого предложения множество. Например, такой: лишнее знание никогда не бывает лишним. Эрудиция именно и состоит из информации, которая может показаться кому-то именно лишней. Между тем НВП как раз позволяет обогатить эрудицию ребят дополнительными знаниями. Причем не просто абстрактными, отвлеченными знаниями, а вполне конкретными. Эта информация станет подспорьем для усвоения других предметов. Скажем, изучение театров военных действий помогает на уроке географии и политологии, анализ войн и сражений прошлого содействует освоению истории, знакомство со свойствами и поражающими факторами оружия массового поражения помогает преподаванию основ безопасности жизнедеятельности, маскировка на местности неотделима от знания ботаники.
Другой аргумент, на мой взгляд, поважнее. Сейчас много говорится о том, что у молодежи нет чувства патриотизма, гордости за свою страну. Между тем НВП могла бы стать одним из тех предметов, которые способствовали бы исправлению ситуации. Потому что в ходе занятий ребята узнавали бы о том, что отечественные вооружение и боевая техника составляют иностранным вполне достойную конкуренцию. Им бы рассказывали о славных страницах нашей военной истории, о подвигах, совершенных предками во имя Родины. Я уж не говорю о военно-спортивной игре «Зарница»! Если сегодня заговорить о ней, тут же услышишь в ответ что-нибудь из серии – мол, нечего военщину разводить! Между тем «Зарница» реально способствовала сплочению коллектива класса, подстегивала к занятиям спортом, в том числе ориентированию на местности. Вахты Памяти, уход за памятниками и местами захоронений павших военнослужащих, походы по местам боевой славы – все это может и должно входить в программу НВП. Все это – важное подспорье в воспитании патриотизма и уважения к людям старшего поколения!
Если бы в школьную программу входил предмет НВП, подобные сборы автоматически включались бы в расписание занятий. И проблемы с недельным отсутствием юношей на уроках из-за их выезда «в лагеря» не возникало бы.
К слову, возрождение «военки» было бы полезно и государству в целом. Сейчас, когда служба в армии составляет всего год, предварительная подготовка призывников приобретает особое значение. Сегодня происходит масштабное сокращение Вооруженных сил, на улице оказывается много отставных военных, которым в условиях нынешнего кризиса трудно найти место работы. Начальная военная подготовка позволила бы в значительной степени смягчить эту проблему, потому что этот предмет традиционно вели люди, посвятившие жизнь ратному служению Родине. На мой взгляд, возрождение в школе такого предмета, как начальная военная подготовка, пошло бы на пользу всем – и государству, и обществу, и школе, и самим ученикам.
Комментарии