search
main
0

Учим читать маму

Почему современные подростки перестали читать и как заинтересовать их книгами? Такой вопрос задают себе и практикующие педагоги, и разработчики образовательных технологий. Даже Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил перед правительством задачу вой­ти в Топ-10 стран по уровню читательской грамотности к 2024 году.

Однако встретить среди своих учеников реально увлекающихся чтением становится сложнее с каждым годом. Традиции семейного чтения в современных семьях активно поддерживаются в период дошкольного возраста ребенка, когда сказки на ночь и первые попытки самостоятельного чтения являются ценностью и для детей, и для родителей. С годами ситуация меняется практически до обратной. Чтение переходит в ранг альтернативы компьютерным играм, в домашнем интерьере книжные полки уже не актуальны, а фраза «Иди почитай» имеет характер наказания.

Понятие «читательская грамотность» вошло в школьную жизнь в рамках одного из направлений международного исследования PISA. Это исследование проводится один раз в 4 года в одной и той же возрастной категории. В 2018 году результаты обучающихся 15‑летнего возраста по читательской грамотности оказались на 16 баллов ниже, чем в 2015 году. С каждым годом читающих подростков в классах становится все меньше, а качество чтения – все ниже.

«Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело», – писал К.Д.Ушинский. Сегодня эта аксиома перешла в категорию метапредметных УУД и является результатом освоения основной образовательной программы.

Проект «Книжное семейное дерево» ориентирован на возрождение традиций семейного чтения и формирование основ читательской грамотности. Он может быть реализован как в одном классе, так и во всей школе.

Суть проекта заключается в том, что каждый ребенок в начале учебного года рисует дерево. Это может быть рисунок, выполненный от руки, графический объект, созданный на компьютере, презентация. Ограничений в исполнении нет. Ветки дерева – это члены семьи, листья – книги, которые они прочитают за учебный год. В конце учебного периода (четверть, триместр) дети на уроке внеклассного чтения показывают, как выросло их дерево. Каждая новая прочитанная книга превращается в лист на дереве и прикрепляется к ветке того члена семьи, который прочитал новую книгу. Мы с ребятами решили не ограничивать круг чтения какими-то жанрами – все, что любят читать в семье, фиксируется на дереве.

В процессе реализации проекта мы вносим коррективы в условия его реализации. Например, объем произведения. Ученики 5‑го класса в этом году сами предложили изменить условия: большие по объему книги изображать в виде больших листочков, а короткие рассказы и повести обозначать маленькими. От количества мы решили перейти к качеству, чего, например, не было в предыдущие годы. Наш проект – это живой организм, который растет вместе с читательской активностью наших семей.

С каждым месяцем читательское дерево семьи обрастает новыми листочками, и вклад в это дело вносит каждый. Ребята, в чьих семьях оно не растет, заметно расстраиваются на уроках, сетуют на то, что мама или папа не любят читать. В этом и заключается основная цель проекта – показать значимость процесса чтения всей семьи ради успешности ребенка. Эффект состязательности в процессе чтения дает свои плоды – читательские деревья с каждым днем приобретают пышную листву, а количество семей, вовлеченных в проект, увеличивается.

Ирина СИЗОВА, учитель русского языка и литературы школы №1499

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте