Во время чтения мозг человека улавливает и обрабатывает многогранную информацию, содержащуюся в словах – об их звучании, визуальном образе букв, смысловом значении, грамматическом роде. Однако в разных языковых средах люди по-своему воспринимают эту информацию.
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ ученые провели исследование, в ходе которого пришли к заключению, что российские школьники начальных классов и взрослые соотечественники при чтении воспринимают текст по написанию в нем слов, а не по звучанию, как это, например, происходит с их немецкоязычными сверстниками.
В процессе чтения русского текста, благодаря специфическому устройству глаза, человек черпает информацию не только из конкретного слова, на которое смотрит, но и боковым зрением улавливает кое-какие сведения от справа стоящей лексемы.
Это свойство человеческого глаза заметно ускоряет сам процесс чтения, поскольку позволяет заранее осмысливать значение идущего следом по тексту слова. Феномен ученые «окрестили» буднично – предобработкой. Для участия в эксперименте пригласили 56 учеников вторых классов, 48 четвероклассников и 65 взрослых добровольцев.
Им предложили прочитать про себя (не вслух!) текст, состоящий из 60 предложений на мониторе компьютера. Тем временем камеры фиксировали движения глаз участников исследования.
После анализа данных выяснилось, что, в частности, на предобработку паронимов (созвучных слов) «пирок» и «пирог» у детей и взрослых уходило примерно одинаковое количество времени. Однако этот процесс длился значительно дольше при предобработке лексемы «плеог», чем слова с переставленными буквами «приог». Это доказывает то, что все добровольцы опирались в предобработке не на звучание последующего слова, а на его буквенную информацию.
Результаты аналогичных экспериментов с участниками из других стран показали, что немецкоязычные дети при чтении сосредотачиваются на звучании слов, взрослые – на их написании. В англоязычной среде читатели занимаются предобработкой одновременно обоих типов информации, вне зависимости от возрастной категории. Статья российских ученых о ходе исследования опубликована в научном издании Journal of Experimental Child Psychology.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что способность к чтению улучшает увлечение видеоиграми. Сообщало и о том, что любовь к чтению может продлить жизнь почти на 20 процентов.
Комментарии