Ученые Высшей школы экономики утверждают, что учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты. Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала.
85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Тем не менее, педагогическому сообществу стоит пересмотреть свое отношение к гаджетам, считают ученые. На то есть несколько причин. Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Дети одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке. Преподаватели запрещают, а дети все равно заходят в карманные компьютеры. Во-вторых, сейчас уже наработаны форматы эффективного обучения посредством гаджетов, которые помогают использовать устройство для поиска информации, просмотра видеоматериалов, учиться дистанционно и т.д.
Подростки чаще выходят в Сеть через личные устройства, причем даже дома. Так ответили 50% опрошенных. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер.
\”В такой ситуации школе грех не воспользоваться полезными опциями карманных компьютеров детей. Тем более, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. Так, 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент\”, – сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ.
По сути, по мнению исследователей, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них \”формат\” многозадачности — совмещения разных видов деятельности. Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игры в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь не разделяется на онлайн и офлайн.
В СМИ часто звучит мысль о том, что гаджеты отвлекают детей во время уроков, что влияет на успеваемость. Однако в исследовании такой связи (между достижениями учеников и интенсивностью использования девайсов на уроке) не обнаружено.
Ученые проверили, действительно ли мобильные телефоны, а именно развлекательные приложения, — это \”прерогатива условных троечников\”, которые раньше считали ворон на уроке, смотрели в окно, а теперь погружены в свои гаджеты. Но такая корреляция не выявлена, рассказала Диана Королева.
\”И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона, — отмечает исследователь. — Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию\”. То есть все подростки в этом плане \”мобильны и автономны\”, резюмирует ученый.
Несколько особняком стоят только участники олимпиад. Они реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметным олимпиадам и максимально вовлечены в учебу на уроке.
На фоне постоянного присутствия гаджетов в жизни детей школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Такой консерватизм влияет на три важнейших аспекта школьной жизни: страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учениками. Дети, со своей стороны, привыкают игнорировать школьные правила. Растет их отчуждение от школы.
Учителя, которые применяют новые обучающие технологии на уроке, оказываются \”белыми воронами\” в преподавательском коллективе. Им трудно работать. В то же время, некоторые признаки изменения позиции школы налицо. Преподаватели и ученики чаще задействуют электронную почту для общения, учителя задают домашние задания, которые нужно выполнять онлайн или с использованием интернета, отметили исследователи.
Читайте по теме:
Виталий Меньшиков, город Сегежа, Карелия: \”Запрещать мобильники в школе вредно и недальновидно!\”.
По информации iq.hse.ru
Фото Марии Голубевой
Комментарии