search
main
0

Учебник должен быть современным. или Что такое биологическая грамотность

Первое десятилетие XXI века ЮНЕСКО объявило десятилетием культуры, в том числе культуры экологической, генетической, культуры здорового образа жизни. Учебники биологии издательства «Дрофа» полностью отвечают этим требованиям времени. Формируя биологическую и экологическую компетентность, они воспитывают грамотного гражданина современного общества. Развивается биология, обновляются структура и содержание образования, меняется общество, и сегодняшний школьник уже существенно отличается от ученика конца XX века. В учебнике должны постоянно отслеживаться все эти изменения, учебник всегда должен быть современным.

Далеко не каждый из сегодняшних учеников станет в будущем врачом или микробиологом, вирусологом или агрономом, но все они, ныне сидящие за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя биологии сегодня – сформировать биологически грамотного члена современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать корректные решения и отвечать за них.

Учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), впервые вышедший в свет в издательстве «Дрофа» в августе 2005 г., в полной мере отвечает требованиям времени и помогает решить эту непростую задачу.

Учебник создан авторским коллективом на основе авторской программы в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом, имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень. Программа, реализованная в нем, получила гриф Министерства образования и науки РФ и опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы».

Авторам удалось очень удачно сочетать научность изложения с определенной эмоциональностью, усиливающей восприятие проблем современного мира. Язык изложения ясный, доступный, без заигрывания и упрощения, с одной стороны, но при этом и без унылой наукообразности, с другой.

В течение 2005-2006 и 2006-2007 учебных лет учебник апробировался в ряде регионов и получил высокую оценку учителей. На открытом уроке в Волгограде ученики сказали: «Наконец-то мы получили учебник, который понятен не только нашим учителям, но и нам самим». И подобная фраза порой значит больше, чем официальные отзывы в прессе.

Учебник завершает линию Н.И.Сонина. Однако структура книги, особенности компоновки материала и стиль изложения, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.

Остановимся несколько более подробно на структуре и особенностях нового учебника. В чем его преимущество? Почему после знакомства с ним даже учителя, долгие годы работающие по другим авторским линиям, приобретают его для себя?

Как и любой другой, этот учебник состоит из текстового и внетекстового компонентов. Текстовой компонент представлен основным, дополнительным и пояснительным текстами. Основной текст – это текст параграфов. Параграфы содержат разнообразные примеры, исторические справки, сообщения о новых открытиях. Сегодня ученик имеет возможность узнать о последних достижениях науки из многочисленных научно-популярных журналов, из телевизионных программ, из Интернета, поэтому учебник должен соответствовать требованиям времени и идти в ногу с современной наукой. Новый учебник «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» достойно конкурирует с другими источниками информации.

Большое внимание авторы уделили практико-ориентированности материала. Чрезвычайно важно показать ученику, что знания, полученные на уроках биологии, ему пригодятся в реальной жизни, продемонстрировать связь науки и практической деятельности. Например, в параграфе «Генетика и здоровье человека» большое внимание уделено профилактике наследственных заболеваний, рассказу о медико-генетическом консультировании. В материале по биотехнологии речь идет о клонировании, о трансгенных растениях, об этических аспектах возможного клонирования человека и т.д. У учителя есть реальная возможность вызвать у ученика интерес к биологии через познание им самого себя. А интерес к предмету – это надежный путь к усвоению материала и формированию биологической и экологической грамотности.

Практически в каждом параграфе существует дополнительный текст. Во многих учебниках дополнительная информация вынесена за пределы параграфа и, как правило, находится после вопросов и заданий. Психологи, работающие с подростками, утверждают, что большинство учащихся, дочитав до конца параграф, не обращают внимания на материал, находящийся за его пределами. В представляемом учебнике дополнительная информация, обрамленная тонкой зеленой рамкой, находится внутри параграфа. В верхнем углу рамки стоит маленький зеленый квадратик. Точно такой же значок находится в тексте параграфа, в той его части, к которой и приводится данная дополнительная информация. Даже не желая того, читающий обязательно свяжет взглядом два ярких одинаковых знака на развороте. А это значит, что дополнительная информация будет увидена. Вынесенная в рамки информация не является обязательной для изучения и запоминания. Ее задача – заинтересовать, заставить задуматься, захотеть поделиться новыми сведениями с другими и узнать больше.

Обратимся теперь к внетекстовому компоненту. К нему относят аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки и иллюстративный аппарат.

Вопросы для повторения и задания, которые направлены на усвоение, закрепление и повторение материала урока, приводятся после каждого параграфа. В конце каждого из пяти разделов находятся блоки вопросов для обсуждения, разбитые по темам. Это задания уже более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, вопросы частично поисковые и творческие.

К аппарату ориентировки, кроме нумерации страниц, названий и номеров глав и параграфов, относится также и шрифтовое выделение. Во многих школьных учебниках на одной странице может встречаться сразу несколько типов шрифтов, что очень усложняет процесс чтения и усвоения материала. В новом учебнике для базового уровня шрифтовое выделение используется только в случае действительной необходимости. К сожалению, современные школьники не умеют работать с текстом. И это относится не только к биологии, но и к литературе и истории, физике и географии. Порой ответ на вопрос учителя сводится к тому, что ученик выхватывает взглядом нужное определение, выделенное жирным шрифтом, и повторяет его вслух, запомнив на уровне иконической памяти, длительность которой не превышает одной секунды. Данная информация не будет усвоена и осмыслена. Если же при подготовке учащийся будет вынужден самостоятельно найти в тексте некое определение, подчеркнуть его карандашом, если он сам выделит причины или следствия, то такая переработанная информация будет усвоена гораздо более полно и надежно.

Большое значение для понимания и усвоения материала имеет иллюстративный аппарат. Именно визуальный ряд делает доступной и ясной порой очень непростую информацию курса «Общая биология». Особенно важно это для учащихся, изучающих биологию на базовом уровне. Новый учебник красочно иллюстрирован. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Большинство иллюстраций отражают современные достижения биологии и впервые используются в школьной литературе.

По оценкам учителей, это по-настоящему современный учебник, созданный специально для базового уровня преподавания биологии на ступени среднего (полного) общего образования.

В конце декабря 2005 г. вышло в свет «Методическое пособие» к данному учебнику, которое содержит примерное тематическое и поурочное планирование курса на базовом уровне, описание лабораторных и практических работ, подробные поурочные рекомендации.

К началу нового учебного года (2007-2008) издана и поступила в продажу рабочая тетрадь к учебнику («Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» в 2 частях, авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Я.В. Котелевская). Это дидактическое дополнение поможет учащимся усвоить учебный материал, систематизировать и закрепить полученные знания. Разнообразные вопросы и задания, в том числе с использованием таблиц, схем, рисунков, тестов, сделают изучение биологии интересным и творческим. Задания пособия направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяют учитывать разнообразные интересы, склонности и способности учащихся.

Изучение биологии в старшей школе чрезвычайно важно для полноценного формирования современного человека. Однако к старшим классам учащийся подходит уже с определенным багажом знаний, полученных в основной школе.

Учителям и учащимся всех регионов нашей страны хорошо известна линия учебников по биологии для основной школы Н.И. Сонина. Как любое произведение, эта линия имеет своих сторонников и своих оппонентов. Кто-то легко перешел на современную систему изучения биологии, с интересом включился в процесс сотворчества, создавая уроки на прекрасных разворотных иллюстрациях учебников, используя богатейший материал учебно-методического комплекта. Кто-то остался верен традиционному подходу к изложению материала. Однако равнодушных рядом с этими учебниками не осталось.

По-разному учителя относились и к крупному формату учебников. С одной стороны, такой формат позволял легко работать с текстом и богатым иллюстративным материалом. С другой стороны, это создавало некоторое неудобство практического характера. Время шло, биология развивалась, увеличивались возможности полиграфии, и появился новый стандарт образования. И хотя существующие учебники соответствуют требованиям нового стандарта, было принято решение об их усовершенствовании. Новые красочные иллюстрации, слайды и схемы, более четкая структуризация материала, задания, связанные с обращениями к компьютеру, что, безусловно, сегодня очень актуально, обновленный методический аппарат и уменьшение формата – все это позволило дать существующим учебникам вторую жизнь. В настоящее время в обновленном варианте вышли в свет учебники «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин) и «Биология. Живой организм. 6 класс» (автор Н.И. Сонин). К будущему учебному году изменят оформление учебники 7 и 8 классов.

Большую помощь при изучении курса биологии окажут компьютерные диски, созданные к учебникам линии. Благодаря им даже сложные вопросы становятся понятными и доступными. Пользуясь дисками, можно не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

В методическом аппарате учебника 6 класса, кроме ссылок на компьютерный диск, присутствуют также ссылки на интернет-сайты, где учащиеся смогут найти иллюстрации или дополнительную информацию по теме урока.

В настоящее время к учебнику «Природоведение. 5 класс» (авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин) издано новое методическое пособие (авторы: В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин), которое не только поможет учителю организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, но и раскроет широкие возможности работы с мультимедийным приложением.

Все учебники линии Н.И. Сонина имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Инна МОРЗУНОВА, кандидат биологических наук, зав. редакцией биологии издательства «Дрофа»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте